Задачи урока:
- Познакомить с новым произведением
- Учить ориентироваться в тексте
- Отрабатывать умение соотносить пословицы с текстом
- Закреплять умение анализировать текст, давать характеристику героям
- Развивать речь, мышление, память, навык грамотного и беглого чтения
- Воспитывать человеческие качества характера: упорство, трудолюбие, оптимизм
Оборудование:
- Учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л.А.Ефросинина, издательство "Вентана-Граф", 2004
- Рабочая тетрадь "Литературное чтение" №1, автор Л.А.Ефросинина
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и задачи урока.
Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.
Мы сегодня вспомним произведение, которое изучали на прошлом уроке и подумаем, что полезное для нас, для формирования нашего характера дает это произведение. Познакомимся с новым литературным произведением, будем работать с текстом: делить его на части, готовиться к пересказу.
3. Проверка домашнего задания. Е.Пермяк. Две пословицы
На доске записаны пословицы:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
- Прочитайте записи на доске. К какому жанру устного народного творчества они относятся?
- В каком литературном произведении мы встречали эти пословицы?
- Объясните их смысл.
Чтение текста.
- Почему автор включил эти пословицы в конец текста?
Краткий пересказ.
Вывод: - Чему вас научила эта сказка?
4. Работа над новым произведением.
4.1. Рассказ учителя об авторе.
На доске написаны фамилия и имя автора.
- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.
- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.
Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.
- Какое из этих произведений вам уже знакомо? (рассказ "Буква "Ты" изучался в первом классе)
4.2. Работа с художественной книгой.
Учитель показывает детям 2 книги: сборник произведений Л.Пантелеева и книга со сказкой "Две лягушки".
Сравнение книг по титульному листу и оглавлению. Поиск сказки "Две лягушки" в сборнике рассказов.
4.3. Знакомство с произведением.
- Послушайте литературное произведение и подумайте, к какому литературному жанру оно относится?
Чтение учителем.
- Кому понравилось это произведение?
- Что это - сказка или рассказ?
Повторное чтение.
- Прочитайте текст для себя и найдите доказательства, что это произведение является сказкой. Отметьте слова непонятные по значению.
Проверка выполненного задания.
4.4. Работа с текстом. Анализ героев.
- Прочитайте второй вопрос на странице 65. (выборочное чтение)
- Какая была первая лягушка? Прочитайте.
- Какая была вторая? Прочитайте.
- Как черты характера лягушек сказались на их жизни?
- Как вели себя лягушки в горшке? Прочитайте.
- Как автор относится к ним?
- Что вы думаете о лягушках, как к ним относитесь?
- Что вы можете сказать о лягушке, которая спаслась?
- Бывают ли в жизни такие ситуации? Как бы вы повели себя на месте лягушек? Подумайте и сделайте для себя вывод.
4.5. Работа с пословицами.
На доске пословицы:
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Сказка недаром молвиться.
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Чему нас научила эта сказка? Какие черты характера нужно человеку в себе воспитывать? Приведите примеры из жизни.
Детям предлагаются пословицы:
- Где хотенье, да терпенье, там и уменье.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Упорство и труд все перетрут.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Правда, светлее солнца.
- Прочитайте пословицы, выберите те, которые подходят к этой сказке.
4.6. Работа над пересказом.
- Прочитаем сказку еще раз, разделим на смысловые части и озаглавим каждую часть.
Примерный план:
- Знакомство с лягушками
- Неудачная прогулка
- Путь к спасению
- Упорство и труд все перетрут
Упражнение в рассказывании сказки с опорой на план.
- Найдите главные слова в сказке, главную мысль.
5. Итог урока.
- Понравилась ли вам сказка?
- Чему научились?
- Какие черты характера будете воспитывать в себе?
- Повторите главную мысль сказки.
6. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь, стр. 30, № 1, 2, 3.