Цели: Изучить физико-химические свойства и сферы применения алканов.
Задачи:
- Составить таблицу, занести в неё результаты сравнения и параметры, подтверждающие сходство и различие состава, строения и свойства гомологов и изомеров.
- Провести эксперимент “Получение метана, изучение его свойств”.
- Составить опорный конспект “Физико-химические свойства алканов”.
- Подготовить презентацию “Области применения алканов в хозяйственной деятельности”
Методы ведения урока:
- Словесные (беседа, объяснение, рассказ).
- Наглядные (компьютерная презентация, плакат по строению предельных углеводородов).
- Практические (демонстрация опытов, проведение виртуальной лаборатории с использованием компьютеров)
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
I. Организация класса
(Класс оформлен плакатами по теме: “Алканы”; на экране 1 слайд презентации с названием темы урока.)
II. Актуализация знаний, умений и навыков
Учитель: Почему так разнообразен мир? (2 слайда презентации, см. Приложение)
Учитель: Какие вещества называются гомологами?
Демонстрация 3 слайда презентации
Демонстрация 4 слайда презентации/
Учитель: А сейчас мы поработаем в группах по карточкам (2 группы), выполним задание.
Учащиеся работают в группах, составляют таблицу, проверяют, делают выводы.
III. Изучение нового материала:
П л а н:
- Физические свойства алканов.
- Химические свойства алканов.
- Применение алканов.
I. Физические свойства алканов
Учитель: Выполним компетентностно-ориентированное задание (КОЗ 1)
Компетентность – коммуникативная/ публичное выступление
Уровень 1
Представь себя в роли учителя, подготовь выступление на 5 мин. и выступи перед учащимися своего класса по теме “Физические свойства алканов”. Для подготовки используй Интернет-ресурс.
Подготовь план своего выступления и будь готов ответить на вопросы слушателей.
План выступления
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Критерии оценивания.
Наличие плана | Соот. выст. целям | Наличие наглядного материала | Ответы на вопросы | Использ. источн. | Соблюдение регламента | |||||||
есть | нет | да | нет | да | нет | нет | кратко | полн. разверн. | да | нет | да | нет |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Демонстрация опыта: Демонстрация бензина, керосина. (Учитель ставит перед учащимися проблему: Растворимы ли эти вещества? Учащиеся делают предположения, которые затем учитель подтверждает или опровергает при помощи опытов и показа слайдов презентации).
Учитель: Предельные углеводороды не растворимы в воде и с водой не взаимодействуют, но являются хорошими растворителями.
II. Химические свойства алканов
Учитель: А теперь давайте с вами разберем, какие же химические свойства характерны для веществ класса “Алканы”.
Рассказ учителя о реакционной способности алканов с использованием демонстрации слайдов презентации. Используя слайды презентации, учитель объясняет реакционную способность алканов. Учащиеся записывают в тетрадь все реакции характерные для метана и его гомологов.
Демонстрация слайда презентации (ЦОР: Виртуальная лаборатория “Уроки химии Кирилла и Мефодия ”)
III.Области применения алканов в хозяйственной деятельности
Учитель: Задание для групп. Выйти в ИНТЕРНЕТ, найти материал по данной теме, приготовить презентацию.
– Итак, мы с вами разобрали класс предельных углеводородов, узнали об их свойствах и применении. И теперь мы с вами проведем практическую работу по предельным углеводородам. Работать мы будем в виртуальной лаборатории, с проведением в реализованной на экране монитора лаборатории со всем оборудованием и химической посудой, а также химическими реагентами.
Но, прежде чем нам проводить практическую работу, давайте вспомним основные правила техники безопасности. Несмотря на то, что нам с вами придется работать в виртуальной лаборатории, знание ТБ все-таки очень важно.
Учитель с учащимися вспоминают основные правила ТБ и затем проводят инструктаж, используя компьютерные тесты (ЦОР: Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория. “Предельные углеводороды”). Тестовые задания проецируются на экран, и учащиеся отвечают на вопросы теста.
Затем учащиеся проводят виртуальную лабораторную работу, проводя ее в реализованной на экране монитора лаборатории со всем оборудованием и химической посудой, а также химическими реагентами. (ЦОР: Химия 8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория, “Предельные углеводороды”
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Ну, что же вы сегодня очень хорошо работали, теперь давайте еще раз вспомним, все то о чем мы с вами говорили. А помогут нам в этом тесты
Тесты: (ЦОР: Презентация “Алканы”, см. Приложение)
Учитель: А теперь выполним компетентностно-ориентированное задание (КОЗ 2)
Компетентность разрешения проблем. Рефлексия.
Уровень 2.
Подставьте себе, что вы тайный агент, обнаружили засекреченную лабораторию, в которой производится вещество, являющееся сырьём для получения тетрахлорпроизводного применяемого в огнетушителях. Вам удалось взять пробы воздуха в лаборатории и обнаружить в нём продукты горения этого вещества: углекислый газ объёмом 22,4 л при н.у., и пары воды массой 36 г. Составь шифровку в “Центр”:
- Какое вещество производится в лаборатории?
- Какое вещество применяется в огнетушителях?
В “Центре” (3–4 человека) сверьте свои ответы.
Обсудите ход решения и полученный результат.
Опишите трудности, с которыми вы столкнулись при решении задачи.
Модульный ответ
- 22,4 л СО2 – 1моль СО2 – 44 г СО2
Мr (СО2) = 44 г/ моль
В 44 г СО2 – 12 г С - Мr (Н2О) = 18 г/ моль
В 18 г Н2О – 2 г Н y = 4 г
В 36 г Н2О – y г Н - 12/12 : 4/1 = 1: 4
- Искомое вещество СН4 – метан.
- Хлопроизводное – тетрахлорметан ССl4 .
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов
Учитель: Итак, ребята наш урок подходит к концу. Вы сегодня на уроке очень хорошо поработали (выставляются оценки). Молодцы!