Цели и задачи:
- Развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
- Уметь передавать единство формы и декора.
- Формировать навыки работы с художественной росписью, навыки работы в стиле русских народных промыслов.
- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.
План урока
1. Организационный момент - 1 - 2 мин.
2. Сообщение темы и задач урока - 2 мин.
3. Объяснение материала -9 мин.
4. Закрепление (проверочная работа) - 5 мин.
5. Практическая работа - 22 мин.
5. Домашнее задание -2 мин.
6. Подведение итогов - 3 мин.
Содержание
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса
(русская народная песня)
1. Объяснение материала
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. через Прялку передавали новорожденную крестной матери; клали Прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную Прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку.
Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.
Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.
Прялки.ppt - презентация, содержащая иллюстративный материал, сопровождающий объяснение темы урока.
Ручная Прялка состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.
Основные элементы прялки:
- Городки
- Лопасть
- Серьги
- Ножка
- Донце
Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
- Прялка не Бог, а рубаху дает
- Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
- Не ленись прясть, хорошо оденешься
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
"Сия прялица изрядна,
Хозяюшка обрядна."
Надпись на прялке
Ни одно орудие крестьянского труда не
украшалось так многообразно, любовно, как прялка.
Дух захватывает от силы народной фантазии и
искусства, когда видишь резные, инкрустированные
(даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!),
гребневые, теремковые, светлые и темные, детские
и взрослые прялки всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только
украшал крестьянскую избу, но и согревал душу
неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал
бесконечный монотонный труд. Многие прялки в
добавление к росписям содержали дарственные
надписи типа "Кого люблю того дарю", советы,
поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога
моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди
нелениса" или тут же можно было прочесть
лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости
звали".
Народные росписи, рожденные на берегах рек
Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное
искусство. Эти школы народного мастерства
возникли в Х1Х в. Почти все русские народные
росписи по дереву пришли к нам с прялок.
2. Закрепрение
Учащимся предлагается назвать основные элементы прялки, а затем подписать на карточках.
Назовите основные элементы прялки
3. Практическая работа
1. Выполнение эскиза донца прялки из картона по бумажному шаблону.
2. Выполнение эскизов элементов росписи прялки на цветной бумаге фломастерами.
3. Наклеивание элементов росписи на картонную основу.
4. Домашнее задание
Завершить работу по выполнению эскиза донца прялки
5. Подведении итогов
Анализ проделанной работы учащимися. Выставление оценок. Завершение урока.
Образец выполнения задания