Цели и задачи урока:
- Образовательные: продолжить формирование орфографической зоркости учащихся, отрабатывать навыки написания корней, суффиксов с орфограммой "Буквы И и Ы после Ц".
- Развивающие: развитие умения выделять главное; в изучаемом материале сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность и познавательный интерес учащихся.
- Воспитательные: на примере учебных текстов и лингвистического материала урока продолжить воспитание нравственного отношения к языку.
Обеспечение в ходе урока гуманистического характера обучения и здоровья учащихся через включение в урок физкультминутки.
Приложение1. Презентация в PowerPoint.
СТРУКТУРА УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Орфографическая диктовка.
III. Новая тема.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.
Учащиеся произносят слова:
"Я, Я - самый умный,
Я, Я - самый смелый,
Я, Я все сумею,
Я, Я все смогу.
Я обязательно сегодня на уроке "пятерку" получу.
Целеполагание:
Учитель:
- Какую цель на этом уроке вы перед собой поставили?
(Учащиеся по желанию формулируют свои цели). Обязательно должно прозвучать, что учащиеся хотят научиться грамотно писать, что хотят узнать, когда пишется буква И, а когда - буква Ы в корнях, суффиксах имен существительных, оканчивающихся на -ция.
Учитель:
- А зачем вам нужно знать это правило?
(Учащиеся высказывают свое мнение).
Учитель:
- Давайте постепенно начнем достигать целей, поставленных нами в начале урока. Первой нашей целью является грамотное письмо. Грамотно мы будем писать в том случае, если станем регулярно повторять уже изученные нами правила и запоминать новые правила.
II. Орфографическая диктовка.
"Повторяем все, что знаем, вспоминаем, что забыли". (Комментированное письмо на ранее изученные правила).
Лавочка у дома, болотная кочка, веселая песня, сочная груша, письменная работа, закатить бочку, составить расписание, поставить подпись, разбивать клумбу, короткий рассказ, длинные косы, хорошо выспаться.
III. Новая тема.
Учитель:
- А теперь вторая цель нашего урока. Давайте обратимся к записям на доске (Приложение 1. Слайд 1).
- Правильно ли написаны эти слова? Какие буквы мы должны написать в этих скобках? В каких частях слова находятся буквы, стоящие в скобках? (Ученики отвечают на заданные вопросы).
- А теперь сделайте вывод и сформулируйте правило на написание букв И и Ы после Ц.
Работа в группах по заданию: Начертите схему, в которой будут охвачены все пункты правила, сформулированные вами. (Проверка. Слайд 2).
Учитель:
- Давайте обратимся к учебнику и сравним схемы. (Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, страница 173). Что написано в учебнике и не было нами сказано? (Ученики должны ответить, что это слова-исключения).
- Давайте подумаем, как мы зарифмуем эти слова-исключения, чтобы они легче нам запомнились. (5 минут на творческую работу). (Проверка .Слайд 3).
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с карточками по цепочке. Пример карточки на слайде 4.
Проверка. Самооценка с помощью цветовых карточек.
Физкультминутка. Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если с лове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова: ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.
Работа в парах: Используя слова с орфограммой, изученной на данном уроке, составить тексты на тему "Воскресный день" или "На прогулке".
Оценивание составленных текстов.
Учитель:
- Часто ли в речи используем эти слова с данной орфограммой? При описании каких сфер деятельности чаще всего используются эти слова?
Самостоятельная работа: упражнение 447. Задание: спишите, объясняя выбор буквы И и Ы после Ц. Взаимопроверка.
V. Итоги урока.
Оценивание своих результатов. Цветограмма.
Учитель:
- Поднимите карточки голубого цвета, если не допустили ни одной ошибки.(Слайд 5)
- Поднимите карточки зеленого цвета, если допустили 2-3 ошибки.(Слайд 6)
- Поднимите карточки красного цвета, если у вас 4 и более ошибки.(Слайд 7)
- Что было сложным в изучении новой темы? Над чем нам еще предстоит работать на последующих уроках? Какую оценку вы поставите себе за сегодняшний урок? (Учащиеся выставляют себе оценки).
VI. Домашнее задание.
Параграф 86, упражнение 449 или упражнение 446 (на выбор).