Урок русского языка в 3–м классе "Изменение имен существительных по числам"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
  2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;
  3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;
  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Ход урока

I. Чистописание

Слайд 2 (см. Приложение)

Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Прохожих поджидая.

Дети пишут в тетрадях прописную и заглавную буквы В.

Слайд 3. Запись слов: (игра “Угадай словечко”)

  1. Растает даже ледяная глыба
    От слова теплого … (спасибо)
  1. Мальчик вежливый и развитый
    При встрече говорит он … (здравствуйте)
  1. Учат дети в школе на прощанье
    Говорить всем людям … (до свидания)

Слайд 4. Прочитай пословицу. Запиши ее в тетрадь. (Проверь себя: Вежливость открывает все двери)

II. Актуализация знаний

Слайд 5

Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в удивительную страну. Будем совершенствовать свои умения и навыки, открывать для себя неизведанные тайны родного языка.

Хотите узнать, как называется эта страна? Тогда давайте разгадаем этот кроссворд: (гиперссылка “сундучок”, см. Приложение 4)

  1. Дерево, которое все время дрожит.
  2. Ягода, которой можно вылечиться от простуды.
  3. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …
  4. Противоположная сторона горизонта западу.
  5. Чудо-птица – алый хвост
    Полетела в стаю звезд.
  6. Место для выращивания овощей.
  7. В огороде вырастаю.
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут и так едят.
  8. Одна двенадцатая часть года.

Осина, малина, горох, восток, ракета, огород, помидор, месяц.

  • Как вы думаете, кто является жителями этой страны? Вот перед вами на доске её жители.
  • К какой части речи они относятся?
  • Определите род имен существительных, выделите родовые окончания.

Слайд 6. Проверка.

Слайд 7. Тема урока и его задачи.

III. Повторение ранее изученного

Слайд 8. Встречает нас в этой стране Бабушка-Загадушка. У нее в руках письмо. Давайте его откроем (гиперссылка “письмо”, см. Приложение 1)




Что это, ребята? Что такое транскрипция?

Давайте прочитаем транскрипции и запишем эти слова в тетрадь (чувство, лестница, солнце, праздник ).

Слайд 9.

Что объединяет все эти слова?

Придумайте ещё два слова, которые можно включить в эту группу слов, запишите их транскрипции.

Подсказка:

  1. Растение, из которого делают сахар, но не свёкла? (тростник)
  2. Качество человека, стремление говорить только правду? (честность)
  • Определите род этих имен существительных, выделите окончания..
  • Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

IV. Изучение нового материала.

Слайд 10. Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Проверка.

Слайд 11

  • Сравните записанные слова. Чем они похожи?
  • Чем отличаются?
  • Они обозначают разные предметы или одинаковые?
  • Сравните окончания этих имен существительных
  • Прочитаем правило, которое записано у вас в учебниках на странице 159.

Слайд 12. Физкультминутка

V. Закрепление нового материала

Слайд 13. Прочитайте текст на листочках. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Тр.щал сил.ный м.роз. Андрей и Катя вышли на улицу. Они прикр.пили к веткам б.резы кусочки сала. Вот ветка пок.чнулась. Это подл.тели синич.ки и вороб.и. Всю зиму р.бята п.м.гали птицам.

Проверка. Определите число имен существительных. Проверка. Слайд 14.

Слайд 15. А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

АКТЕР – АКТЕРЫ
ОФИЦЕР – ОФИЦЕРЫ
ПОРТ – ПОРТЫ
ТОРТ – ТОРТЫ
БАНТ – БАНТЫ
ДОГОВОР – ДОГОВОРЫ
ДОКТОР – ДОКТОРА
ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОРА
ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОРА
ЯКОРЬ – ЯКОРЯ

Слайд 16. Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?

Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки.

  • Измените число этих имен существительных. (???)
  • Можно это сделать? Почему?
  • Спишите эти слова.
  • 1 вариант: разобрать по составу слова: прятки, каникулы.
  • 2 вариант: разобрать по составу слова: опилки, сутки.

Проверка.

  • Назовите слово, которое является самым любимым для всех школьников (каникулы)
  • А кто из вас знает почему они так называются? А хотите узнать?

(гиперссылка, см. Приложение 2)

Слово каникулы в переводе с латинского языка означает собачонки. Как это получилось? Каникула – Собачонка – так именовали римляне звезду Сириус, считая ее охотничьим псом небесного ловчего Ориона.

Когда Каникула – Сириус – впервые появлялась над горизонтом, в Риме начинались самые жаркие дни лета и объявлялся перерыв во всяких занятиях. Этот перерыв и получил название каникулы.

А как вы думаете, существуют ли такие имена существительные, которые употребляются только в единственном числе? Я предлагаю вам подумать над этим вопросом дома. А завтра на уроке мы об этом поговорим поподробнее.

VI. Рефлексия

Слайд 17. До каникул еще целый месяц. А вот наш урок подошел к концу. Нам пора покидать страну “Словарию”. Для этого надо найти верный путь домой. Перед вами три слова:

ВЕСЕЛО
БЕЖАТЬ
ЯБЛОКО
на рисунках работают гиперссылки, которые позволяют проверить правильность выбранного ответа

Найдите среди них имя существительное, определите в нем количество букв и звуков.

Слайд 18

  • Что обозначают имена существительные в единственном числе?
  • Что обозначают имена существительные во множественном числе?
  • Чем они отличаются друг от друга?

Домашнее задание

  • С. 159 – правило, Упр. 424.
  • Привести примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа.