"Численность населения Земли. Расовый состав" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Цель: Сформировать представление о расах, их внешних различиях. Показать влияние условий окружающей среды на человечество.

Задачи:

  • Разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения; начать формирование у учащихся представлений и знаний о населении Земли, происхождении человечества, численности населения и его размещении, расовом составе.
  • Развитие общеучебных навыков (умение работать с картой, читать карту, работать с текстом учебника).
  • Воспитание уважения к представителям разных рас.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, физическая и политическая карты, политическая карта полушарий, атласы, контурные карты, карты распределения человеческих рас по материкам.

Термины и понятия: Численность населения Земли, расы, расовые признаки, человеческие расы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 млн.лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад.

Долгое время население увеличивалось медленно. В последние три столетия, когда человек стал меньше зависеть от природы и продолжительность жизни увеличилась, произошел рост численности населения.

В настоящее время численность населения составляет 6 млрд.человек.

Люди заселили все континенты, кроме Антарктиды, где постоянных жителей пока нет. Более половины населения земного шара сосредоточено в 6 странах: Китае, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России.

Как появился сам термин “раса”, точно не установлено. Возможно, от арабского слова “рас” – голова, начало, корень. А может, от итальянского “раса” – племя.

Расы – это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос и т.д.).

Но не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми. См. Приложение 1

Выделяют три расы.

  1. европеоидная
  2. монголоидная
  3. негро-австралоидная

Некоторые ученые выделяют другую классификацию:

  1. европеоидная
  2. монголоидная
  3. американоидная
  4. негроидная
  5. австралоидная

Давайте запишем эти классификации в тетрадь.

– Что же способствовало образованию рас? Расы начали формироваться в период позднего палеолита.

Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

А теперь давайте заслушаем сообщения.

Далее заслушиваются сообщения учащихся, по ходу сообщений заполняется таблица.

Расы Области расселения Основные внешние признаки Представители

Проверка заполнения таблицы.

3. Закрепление

Определите, какой расе Земли соответствуют перечисленные ниже признаки.

  1. Светлая или смуглая кожа.
  2. Населяют Центральную и Южную Африку.
  3. Выступающие скулы.
  4. Черные курчавые волосы.
  5. Желтоватая или красноватая кожа.
  6. Самая многочисленная раса.
  7. Узкий разрез глаз.
  8. Толстые губы и широкий нос.
  9. Волнистые светлые волосы.
  10. Населяют Европу и Австралию.
  11. Населяют Океанию.

А) европеоидная;
Б) монголоидная;
В) экваториальная;
Г) австралоидная.

Псевдонаучные теории о существовании “высших” и “низших” рас лишены какого-либо основания. Неограниченность возможности смешения всех рас, полноценность смешанных групп доказывают единство человечества и несостоятельность расизма.

Домашнее задание

§.51; выучить новые термины. Соберите информацию о традициях народов, проживающих в нашей стране и на других материках. Подготовьте краткие сообщения.