Цель: Сформировать представление о расах, их внешних различиях. Показать влияние условий окружающей среды на человечество.
Задачи:
- Разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения; начать формирование у учащихся представлений и знаний о населении Земли, происхождении человечества, численности населения и его размещении, расовом составе.
- Развитие общеучебных навыков (умение работать с картой, читать карту, работать с текстом учебника).
- Воспитание уважения к представителям разных рас.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, физическая и политическая карты, политическая карта полушарий, атласы, контурные карты, карты распределения человеческих рас по материкам.
Термины и понятия: Численность населения Земли, расы, расовые признаки, человеческие расы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 млн.лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад.
Долгое время население увеличивалось медленно. В последние три столетия, когда человек стал меньше зависеть от природы и продолжительность жизни увеличилась, произошел рост численности населения.
В настоящее время численность населения составляет 6 млрд.человек.
Люди заселили все континенты, кроме Антарктиды, где постоянных жителей пока нет. Более половины населения земного шара сосредоточено в 6 странах: Китае, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России.
Как появился сам термин “раса”, точно не установлено. Возможно, от арабского слова “рас” – голова, начало, корень. А может, от итальянского “раса” – племя.
Расы – это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос и т.д.).
Но не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми. См. Приложение 1
Выделяют три расы.
- европеоидная
- монголоидная
- негро-австралоидная
Некоторые ученые выделяют другую классификацию:
- европеоидная
- монголоидная
- американоидная
- негроидная
- австралоидная
Давайте запишем эти классификации в тетрадь.
– Что же способствовало образованию рас? Расы начали формироваться в период позднего палеолита.
Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.
А теперь давайте заслушаем сообщения.
Далее заслушиваются сообщения учащихся, по ходу сообщений заполняется таблица.
Расы | Области расселения | Основные внешние признаки | Представители |
Проверка заполнения таблицы.
3. Закрепление
Определите, какой расе Земли соответствуют перечисленные ниже признаки.
- Светлая или смуглая кожа.
- Населяют Центральную и Южную Африку.
- Выступающие скулы.
- Черные курчавые волосы.
- Желтоватая или красноватая кожа.
- Самая многочисленная раса.
- Узкий разрез глаз.
- Толстые губы и широкий нос.
- Волнистые светлые волосы.
- Населяют Европу и Австралию.
- Населяют Океанию.
А) европеоидная;
Б) монголоидная;
В) экваториальная;
Г) австралоидная.
Псевдонаучные теории о существовании “высших” и “низших” рас лишены какого-либо основания. Неограниченность возможности смешения всех рас, полноценность смешанных групп доказывают единство человечества и несостоятельность расизма.
Домашнее задание
§.51; выучить новые термины. Соберите информацию о традициях народов, проживающих в нашей стране и на других материках. Подготовьте краткие сообщения.