Цели:
Дидактическая: познакомить с письмом новых согласных букв.
Психологическая: формировать навык красивого безотрывного письма. Развивать речь, внимание, фонематический слух.
Воспитательная: воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению и чистописанию.
Оборудование:
- Азбука в картинках.
- Азбука-пропись для малышей.
- Незнайка.
- Прописи, учебник “Азбука”.
- Демонстрационные карточки с напечатанными словами.
- Буквы “П,п”, “Т,т”, “Е,е” и картинки к ним.
- Баян.
- Рисунки со сказочными персонажами по произведениям К.И. Чуковского.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный.
– Ребята, давайте поприветствуем гостей – здравствуйте. Посмотрите, какие они красивые и замечательные. Они приехали к нам с разных школ нашего Бугульминского района.
– Гости наши хотят посмотреть, чему вы научились за эти 2 месяца учебы, как умеете себя вести, давать правильные ответы.
– Познакомились? Посмотрели? А теперь все внимание на меня, не отвлекайтесь, у нас все получится!
Сегодня у нас еще 1 гость. Посмотрите, кто такой? Незнайка!
А вы знаете, что Незнайка ничего не знает, и мы должны научить его всему, т.е. правильно сидеть, отвечать полными ответами, руку держать правильно. Кто же лучше всех сможет все это выполнить, посмотрим?(правила поведения в стихах повторить)
– Давайте вспомним, что мы знаем о букве “е”.
А) буква “е” имеет 2 звука [йэ], если пишется в начале слова или после гласного звука – ел, моет.
Б) буква “е” обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Какая еще гласная буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука? (Буква “и”).
– Определите, с какими звуками будем сегодня знакомиться? Незнайка ждет, чему его научите.
– Как пыхтит каша? (-П-п-п) Какой это звук? (согл,глухой, твердый).
– Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи) (– согласный, глухой, мягкий).
Может ты решить поможешь:
Буква “П” на что похожа? (дети говорят..).
У меня один ответ:
“Буква “П” как табурет” (показ П и табурета).
– Посмотрите, кто изображен на картинке? – Петух.
– С какого звука начинается это слово? – [П? ] –согл., глухой, мягкий.
– Придумайте слово с твердым согласным звуком “П” (папа, пол, почка).
Читаем слова, напечатанные на листочках С.83, читаем слоги с буквой п по карточкам
– Вот и познакомили мы Незнайку с буквой П и со звуками [П] и [П? ].
– А чему вы должны научиться на уроке письма и научить Незнайку?
– Мы должны красиво и правильно писать слова, слоги с этой буквой.
Физминутка под баян. (Руки на пояс…)
Задаю вопросы. Кто водит корабли? (Капитан.)
Кто варит обеды? (Повар).
Кто строит дома из дерева? (Плотник).
Кто водит сам? (Пилот).
II. Операционно-исполнительский.
1. На какую букву похожа буква “П”? (на букву “Т”). Незнайка хотел, но не смог превратить буквы “Т,т” в буквы “П,п” (на доске написаны “Т,т”.
Кто поможет? – надо стереть один элемент у прописных букв “Т, т”.
Посмотрите, ребята, как надо писать букву “п” строчную и “П” заглавную.(показываю и говорю).
2. А теперь вы на доске попробуйте написать эти буквы. Научите Незнайку, только надо красиво писать!
3. Все дети пишут сначала строчную, а потом заглавную буквы. (Смотрим, у кого лучше).
– Сели правильно, положили пропись правильно, пишем сначала элементы букв (на стрелочки –помощницы смотрите), а затем буквы пишем в прописи: строчку строчную букву “п”, строчку заглавную “П” на другой странице. (Пишем чисто, красиво. Надо научить Незнайку. И гостям покажем, как мы умеем писать.) Кто написал, сели прямо и читаем про себя слоги с гласными буквами и буквой “П”.
4а.
ап | па | пап | пал | плат |
оп | по | поп | пел | плот |
уп | пу | пуп | пил | плут |
ып | пы | пып | пыл | пилка |
ип | пи | пип | пол | папка |
еп | пе | пеп | пул | Пилка |
4б. Читаем вслух по одному столбику каждый ученик.
5. Пишем слоги с буквами “П, п” на С.3-4 Прописи. А слоги у буквы “П, п” будем писать с каким соединением, нижним или верхним?
– Слоги с буквой “П” пишутся с нижним соединением. (Написали, показали Незнайке, гостям.).(У кого лучше, говорят сами дети).
6. Составляем схемы слова “пила” и “пела” – слого-буквенный анализ у доски. Пишем эти слова письменными буквами на доске.
7. Добавляем эти слова в предложения на С.3 прописи. Пишем красиво.
Зарядка с пальцами, глазами.
Показываю рисунки со сказочными героями: из каких сказок эти персонажи, и кто авторы (К.И. Чуковский)?
III. Рефлексивно-оценочный.
– С какой буквой мы сегодня познакомились и Незнайку познакомили ?
– С согласной парной, глухой буквой “П, п”.
– Что о ней мы узнали?
– Что она согласная парная глухая бывает мягкой и твердой (звуки).
– Давайте скажем, кто чище писал? (Показ прописей. Дети говорят, у кого лучше написано.)
– Кто выполнил задачу урока? (дети отвечают).
– Кто больше и лучше всего помог Незнайке? За хорошую работу я вам дарю книжечки, вы на каникулах прочитайте их.
Домашнее задание. Дома читать на букву “П”, а в прописи закончим на следующем уроке. Урок окончен, встали. Это все убрали, приготовились к следующему уроку.