В ходе реализации практико-ориентированного подхода к разработке стандарта по химии была проведена разгрузка обязательного минимума содержания основного общего образования и вопросы промышленного производства химических веществ отнесены к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования. Блок “Химия и жизнь”. Опыт многолетней работы показал, что вынесение изучения химических производств в отдельную тему и в конце учебного года имеет ряд преимуществ:
- Комплексное одновременное знакомство с основными вопросами технологии химических производств
- Повторение и обобщение знаний по вопросам получения и химических свойств веществ, химической кинетики.
- Профориентация и понимание глобальных проблем ( экологических, энергетических и сырьевых), стоящих перед человечеством.
Рассмотрение производства аммиака, серной, азотной кислоты, металлов в одном блоке даёт возможность их параллельного рассмотрения, составления алгоритма изучения химического производства, развить умение обобщать, сравнивать, предсказывать последствия изменения условий проведения химических реакций. Изучение химических производств можно вести на основе знаний о закономерностях течения химических реакций, что способствует осознанному восприятию материала: учащиеся не просто заучивают свойства веществ и условия течения химических процессов, а прогнозируют их на основе знания теории. Появляется возможность многократного повторения с учащимися основного материала. У учителя появляется большое количество вариантов организовать самостоятельную деятельность учащихся: конспекты, схемы, плакаты, проекты, взаимообучение учащихся в группах.[2] Кроме того, как вариант в настоящее время есть возможность рассмотреть эту тему на элективных курсах.
Исходя из вышеизложенного предлагаю свой апробированный вариант изучения химических производств:
Уроки:
- Введение в технологию
- Производство аммиака
- Производство серной кислоты
- Производство азотной кислоты
- Силикатная промышленность.
- Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов.
- Доменное производство чугуна.
- Способы производства стали.
- Зачёт
Остановлюсь на проведении некоторых уроков подробнее.
На первом (вводном) уроке учащиеся знакомятся с понятием “химическая технология”, с планом изучения химического производства, с технологическими принципами организации производства, с профессиями химических производств. (Приложение1)
На втором уроке решается проблемная ситуация о выходе аммиака с применением знаний о скорости химической реакции и принципе Ле Шателье. При изучении самой технологии производства учащиеся совместно с учителем составляют технологическую схему. (Приложение 2)
На уроках №3-4 после рассказа учителя технологические схемы производства учащиеся составляют самостоятельно.
Урок №5 можно проводить разными вариантами:
Самостоятельное изучение учащимися в виде конспекта учебника по плану (сырьё, технология и химизм, продукт производства).
Сообщения учащихся по каждому производству с организацией выставки продуктов этих производств или предметов, изготовленных на их основе.
Урок №6 является вводным для изучения металлургических производств. При его проведении используются знания учащихся по географии и химии предыдущих лет. Урок проходит успешно, если предварительно нескольким учащимся даётся задание подготовить сообщение о черной и цветной металлургии, специальностям металлургических производств, реакции получения металлов.
На уроке №8 производство чугуна изучается по тому же плану, что и производств аммиака.
Изучение производства стали на девятом уроке, начинается с объяснения сущности передела чугуна в сталь и рассмотрение способов производства по плану.
Последний урок проводится в виде зачёта по изученным производствам. Класс делится на несколько групп ( в идеале групп должно быть столько же сколько спрашивается химических производств), каждой группе учитель даёт какое-либо одно производство. Учащиеся готовят ответ-рассказ о производстве с равномерным участием всех членов группы. На подготовку отводится 10-15минут, затем выступление перед классом или, в зависимости от уровня подготовки учащихся и количества учащихся, беседа с учителем. Дополнительно можно подготовить учащимся задачи по данному производству.
Литература:
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета “Химия” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов М. “Вентана-Граф” 2007. с.131
- Л.М.Балашова, Л.И.Штепа. О нетрадиционном подходе к изучению химии. ж.Химия в школе №6 1989 с.65-70.