Цели:
- формировать умение выделять и характеризовать корень, как главную часть слова;
- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Оборудование: Русский язык: 2 класс. Учебник ч.1./ Под ред. С.В.Иванова - М: Вентана-Граф,2008., изображение листочка; осенние листья.
Ход урока
I. Организационный момент.
“Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
В гости осень позовем
И урок сейчас начнем”
II. Введение в тему.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Как вы думаете, почему осень называют золотой? (Ответы детей).
- Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить осень без листопада.
“Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят”
- Ребята, посмотрите на рисунок. Составьте слова и запишите.
-ок- -ик- -очек-
Рисунок 1
Лист, листок, листик, листочек.
- Поставьте к каждому слову вопрос.
- Как называются эти слова? ( Имена существительные)
- Ребята, какое слово лишнее? (Лист-1 слог, нельзя перенести)
- Что общего у этих слов? (Корень)
- Выделите корень в словах.
- Что такое корень? (Это общая часть всех родственных слов)
- Какие слова называют однокоренными? (Правило)
- Можно ли сказать, что это формы одного и того же слова? (Нет, т.к. каждая часть имеет свою форму)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над однокоренными словами.
III. Работа по теме урока.
На доске: Листья падают.
- Что я записала? (Предложение)
- Нравится мое предложение? (Нет)
- Распространите его и запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.
(Осенние листья тихо падают на землю.)
IV. Словарная работа.
- Осень - не только пора листопада, но и время уборки урожая.
- Отгадайте загадки и запишите отгадки
1) Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
2) Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
3) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
4) Лежит меж грядок,
Зелен, сладок.
(Огурец)
5) Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
- Как сказать одним словом? (Овощи)
- Запишем транскрипцию слова морковь - [м а р к о ф’ ]. Сравните транскрипцию и написание слова. Подберите проверочное слово.
- Подберите однокоренные слова к слову морковь.
(Морковь, морковка, морковный).
- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?
V. Работа по учебнику
- Ребята, что происходит осенью с насекомыми? ( Ответы детей)
- Прочитайте и выпишите из текста однокоренные слова.
- Подберите пропущенное однокоренное слово и обозначьте корень. Докажите, что слова однокоренные.
Упражнение 6, стр. 90
Над болотцем тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха,
С ними - тучи комарят!..
Велика …(комариная) семья!
(И. Демьянов)
VI. Физкультминутка
(У детей осенние листья в руках, движения выполняются по содержанию текста)
“Разыгрался ветер
на лесной поляне,
закружил осинку
в красном сарафане
И листок с березы
золотистой пчелкой
вьется и кружится
над колючей елкой.
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке от балкона
Золотой ковер лежит”
VII. Выборочный диктант
- Послушайте внимательно стихотворение.
- Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
“Ветер, ветерок, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.”
Я. Аким.
- Ребята, как вы думаете – пропадут ли опавшие осенью листья? (Нет: ежик утепляет ими нору; насекомые прячутся под листья…)
VIII. Самостоятельная работа
Упражнение 2, стр. 89
- К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите их. Обозначьте корень и докажите, что это однокоренные слова.
Дом, дуб, зима, лед, дым, снег.
- Прочитайте скороговорки. Найдите формы слов и однокоренные слова. (Устно)
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
(И. Демьянов)
IX. Итог урока.
- Зачеркните в каждой строке “ лишнее слово”. Докажите.
На доске:
Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить
Водяной, вода, водить
Лист, лиса, лисенок
Горный, горка, городок
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, коржи.
- Что нового узнали на уроке? Какие слова называют однокоренными?
- Как нужно относиться к природе?
- Урок окончен! Спасибо за урок!
Выставление оценок.