Экологическое воспитание "Как прекрасен этот мир"

Разделы: Работа с дошкольниками


С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить, оберегать её, чтобы в дальнейшем разумное пользование ею носило созидающий, а не губительный характер. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, заслушаться звонким пением птиц.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в доступной увлекательной форме. Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей и закономерных процессов в ней, восприятие произведений искусства.

Создайте определённую развивающую среду, проявите творчество, измените своё потребительское отношение к природе, своё мировоззрение - и вы воспитаете новое поколение с новым разумным экологическим мышлением.

Изучить тайны природы, убедить детей в том, что мы на планете Земля не одни, что рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в нашей помощи, заботе, любви - цель данного занятия.

Цели:

  • Закрепить представление о том, что планета Земля - огромный шар.
  • Продолжать формировать понятие "природа" как общего дома. Показать многообразие растительного и животного мира.
  • Учить видеть прекрасное в природе.
  • Воспитывать гуманные чувства к животным.
  • Раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых "нелюбимых" животных.
  • Познакомить детей с "незримыми нитями" равновесия в природе, закрепить ранее полученные знания, части растений.
  • Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру.
  • Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений.
  • Закрепляют прямой счёт в пределах 20.
  • Развивать быструю реакцию, ловкость.
  • Совершенствовать речь детей, расширять словарный запас.
  • Развивать мелкую моторику, закрепить умение работать с ножницами, клеем, учить выполнять работу аккуратно.

Материал и оборудование: глобус, географическая карта, дидактический материал по экологии "Береги живое", грамзапись Э. Марикони "Капли дождя", аудиозаписи: "Космическая музыка Ю. Гладкова, песня "Не рвите цветы" слова Пляцковского, музыка. Ю. Антонова; 2 корзинки, шишки, "лепестки" ромашек, части растения (ромашки), листы картона зелёного цвета, листы белой и жёлтой бумаги, клеящий карандаш, ножницы, воздушные шарики зелёного цвета с нарисованными на них ромашками.

Предварительная работа: знакомство детей с планетой Земля; глобусом, как маленькой копией Земли; географической картой; материками; живыми существами, населяющими нашу планету; чтение рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок о природе; организация выставки на тему: "Живые существа нашей планеты".

Сообщение темы занятия.

- Идя по улице, мы с вами часто не замечаем красоту родной природы. И лишь изредка видя красивую бабочку или цветок, человек восклицает: "Посмотрите, как красиво!" А ведь весь мир природы необыкновенен и прекрасен. Именно в этом мы сможем с вами убедиться на нашем занятии: "Как прекрасен этот мир!"

Ход занятия

Звучит музыка "Капли дождя" Эрио Марикони.

Воспитатель:

Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут - речка, там - зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой:
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря -
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!

Воспитатель: Дети, вы готовы отправиться в космическое путешествие?

Давайте представим, что мы находимся на космическом корабле. Закройте глазки, сядьте поудобнее, начинаем отсчёт: "Пять, четыре, три, два, один: Пуск! Полетели!"

(Звучит космическая музыка)

Воспитатель: "Мы поднимаемся высоко в небо и любуемся нашей прекрасной планетой. (Выставляется глобус). Давайте, дети, вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты Земля. Это наш общий дом, наш земной шар. Почему на ней так много голубого цвета?"

Ответы детей: "Потому, что большую часть поверхности Земли занимает вода".

Воспитатель: "Вода это что?"

Ответы детей: "Вода - это океаны, моря реки, озёра".

Воспитатель: " Земля - это не только вода, но и :"

Ответы детей: "Земля - это не только вода, но и суша, это огромнейшие материки, где живут живые существа".

Воспитатель: "Какие живые существа живут на планете Земля?"

Ответы детей: "Это люди, растения, животные, птицы, рыбы, насекомые"

Воспитатель: " Какие материки вы знаете?"

Ответы детей: "Азия, Европа, Америка, Африка, Австралия, Антарктида"

Воспитатель: " А где же на земном шаре живём мы с вами?"

Ответы детей: "Мы живём в Европе"

Воспитатель: " А как называется наша страна?"

Ответы детей: "Наша страна называется Россия"

Воспитатель: " Как называется наш город?"

Ответы детей: "Наш город называется Россошь"

Воспитатель: "На занятиях и в повседневной жизни вы говорите, что любите свой город -наш общий дом, в котором мы живём. А почему?"

Ответы детей: "В нём хорошо жить, здесь нас любят, о нас заботятся:"

Воспитатель: "А какие правила надо соблюдать, чтобы нам всем жилось хорошо?"

Ответы детей: "Наводить порядок, помогать друг другу, хорошо относиться к окружающим".

Воспитатель: "Правильно. Но переступая порог своего дома, мы оказываемся в другом общем для всех людей, животных, птиц, насекомых, рыб, растений доме. Это очень необычный ДОМ. Для того чтобы с ним познакомиться. Наш корабль должен вернуться на нашу любимую планету Земля".

(Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза и представляют "полёт" на планету Земля.)

Ребёнок:

"Есть на Земле огромный дом"
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)

Воспитатель: " Как же называется этот дом?"

Ответы детей: "Природа"

Воспитатель: "Мир природы это что?"

Ответы детей: "Люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения"

Воспитатель: "Много живых существ живёт в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.

ЗАГАДКИ.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)

Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)

Домовитая хозяйка,
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)

Воспитатель: А вот (называется имя ребёнка) расскажет вам историю, которая произошла недавно с ним.

Ребёнок:

Меня ужалила пчела.
Я закричал: "Как ты могла?!"
Пчела в ответ: "А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он был мне ужжасно нужжен.
Я берегла его на ужжин"

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пчёлке и посадим для неё много цветов.

Проводится игра "Посади цветок". Вызываются 2 ребёнка, которые одновременно должны сложить цветок из лепестков, стебля, листьев и корня. Побеждает тот ребёнок, который быстрее и правильно "посадил" (собрал) цветок. Игра проводится 2-3 раза, при проверке дети называют части растения.

Воспитатель: А теперь снова вернёмся к загадкам

ЗАГАДКИ.

Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (гриб)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (белка)

Воспитатель: Чем питается белка? Ребята, давайте поможем белке собрать шишки, которые упали с большой ёлки.

Проводится игра "Собери шишки белке". Вызываются 2 ребёнка, которые одновременно должны собирать в корзинки шишки. Побеждает тот ребёнок, который быстрее и больше их собрал. Игра проводится 2-3 раза, при подсчёте дети считают в пределах 20.

Воспитатель: "Вот какой большой и прекрасный этот мир, который нас окружает. В нём все-все нужны! Люди всегда любили природу и любовались красотой цветов, трав, деревьев, птиц, зверей, насекомых. Но некоторые попали в немилость к человеку. Назовите своих любимцев и нелюбимцев. Объясните, почему вы их любите или не любите". (Дети называют, обосновывая свои ответы).

Воспитатель: "Многие люди не любят мышей, тараканов, крыс, комаров, мух, червей, жаб, лягушек. Послушайте, какой случай произошёл однажды.

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью исчезла:

А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг:

Воспитатель: "Дети, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Оказывается, что эти насекомые приносят огромную пользу. Они служат едой (кормом) для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц. В природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.

"Жаба, жаба! Бейте её!" - часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!

Какие птицы питаются этими животными, о которых мы только что говорили?"

Ответы детей: "Аисты, цапли, журавли"

Воспитатель: "Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: "Нужны ли хищники?" вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:

Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись - кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали.

Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.

Воспитатель: "Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль".

Ребёнок:

Все-все
Все на свете нужны.
И мышки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете
Нужны все подряд.
Кто делает мёд,
И кто делает яд.

Воспитатель: "Природу надо охранять. Ведь мир так прекрасен! А теперь давайте поиграем в игру "береги живое". Я буду показывать картинку, а вы должны объяснить какая ситуация изображена, и как правильно надо поступить в данном случае"

Проводится экологическая игра "Береги живое"

Воспитатель: "Какие есть правила поведения людей и детей в природе, которые всегда надо помнить и выполнять? Назовите их.

Ответы детей:

  1. Не шуметь в лесу.
  2. Не ломать деревья и кусты.
  3. Не разжигать костёр в лесу.
  4. Не разорять птичьих гнёзд.
  5. Не забирать из леса домой животных.
  6. Не разорять муравейники.
  7. Не обижать насекомых.
  8. Не обижать ужей, змей.
  9. Не вырезать надписи на деревьях.
  10. Не вырывать грибы и ягодные кустарники.
  11. Не ловить обитателей водоёмов.
  12. Не оставлять и не закапывать мусор в лесу.
  13. Не рвать полевые и лесные цветы.

(Воспитатель предлагает детям послушать отрывок песни в исполнении Ю. Антонова "Не рвите цветы")

Воспитатель: "Давайте и мы сделаем этот мир ещё прекрасней и украсим нашу группу ромашками. Пусть будет много цветов! Целое поле ромашек! Ромашковое поле.

Проводится аппликация "Ромашки". Воспитатель и дети украшают группу.

IV. Итог.

Воспитатель: "Дети, посмотрите, настоящее ромашковое поле! Как красиво стало! Как прекрасно это поле! Как прекрасен этот мир! Давайте все вместе будем любить, и оберегать нашу планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда нашему общему дому, его обитателям.

Детям раздаются шарики с нарисованными на них ромашками.