С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить, оберегать её, чтобы в дальнейшем разумное пользование ею носило созидающий, а не губительный характер. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, заслушаться звонким пением птиц.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в доступной увлекательной форме. Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей и закономерных процессов в ней, восприятие произведений искусства.
Создайте определённую развивающую среду, проявите творчество, измените своё потребительское отношение к природе, своё мировоззрение - и вы воспитаете новое поколение с новым разумным экологическим мышлением.
Изучить тайны природы, убедить детей в том, что мы на планете Земля не одни, что рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в нашей помощи, заботе, любви - цель данного занятия.
Цели:
- Закрепить представление о том, что планета Земля - огромный шар.
- Продолжать формировать понятие "природа" как общего дома. Показать многообразие растительного и животного мира.
- Учить видеть прекрасное в природе.
- Воспитывать гуманные чувства к животным.
- Раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых "нелюбимых" животных.
- Познакомить детей с "незримыми нитями" равновесия в природе, закрепить ранее полученные знания, части растений.
- Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру.
- Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений.
- Закрепляют прямой счёт в пределах 20.
- Развивать быструю реакцию, ловкость.
- Совершенствовать речь детей, расширять словарный запас.
- Развивать мелкую моторику, закрепить умение работать с ножницами, клеем, учить выполнять работу аккуратно.
Материал и оборудование: глобус, географическая карта, дидактический материал по экологии "Береги живое", грамзапись Э. Марикони "Капли дождя", аудиозаписи: "Космическая музыка Ю. Гладкова, песня "Не рвите цветы" слова Пляцковского, музыка. Ю. Антонова; 2 корзинки, шишки, "лепестки" ромашек, части растения (ромашки), листы картона зелёного цвета, листы белой и жёлтой бумаги, клеящий карандаш, ножницы, воздушные шарики зелёного цвета с нарисованными на них ромашками.
Предварительная работа: знакомство детей с планетой Земля; глобусом, как маленькой копией Земли; географической картой; материками; живыми существами, населяющими нашу планету; чтение рассказов, заучивание стихов, отгадывание загадок о природе; организация выставки на тему: "Живые существа нашей планеты".
Сообщение темы занятия.
- Идя по улице, мы с вами часто не замечаем красоту родной природы. И лишь изредка видя красивую бабочку или цветок, человек восклицает: "Посмотрите, как красиво!" А ведь весь мир природы необыкновенен и прекрасен. Именно в этом мы сможем с вами убедиться на нашем занятии: "Как прекрасен этот мир!"
Ход занятия
Звучит музыка "Капли дождя" Эрио Марикони.
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут - речка, там - зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой:
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря -
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: Дети, вы готовы отправиться в космическое путешествие?
Давайте представим, что мы находимся на космическом корабле. Закройте глазки, сядьте поудобнее, начинаем отсчёт: "Пять, четыре, три, два, один: Пуск! Полетели!"
(Звучит космическая музыка)
Воспитатель: "Мы поднимаемся высоко в небо и любуемся нашей прекрасной планетой. (Выставляется глобус). Давайте, дети, вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты Земля. Это наш общий дом, наш земной шар. Почему на ней так много голубого цвета?"
Ответы детей: "Потому, что большую часть поверхности Земли занимает вода".
Воспитатель: "Вода это что?"
Ответы детей: "Вода - это океаны, моря реки, озёра".
Воспитатель: " Земля - это не только вода, но и :"
Ответы детей: "Земля - это не только вода, но и суша, это огромнейшие материки, где живут живые существа".
Воспитатель: "Какие живые существа живут на планете Земля?"
Ответы детей: "Это люди, растения, животные, птицы, рыбы, насекомые"
Воспитатель: " Какие материки вы знаете?"
Ответы детей: "Азия, Европа, Америка, Африка, Австралия, Антарктида"
Воспитатель: " А где же на земном шаре живём мы с вами?"
Ответы детей: "Мы живём в Европе"
Воспитатель: " А как называется наша страна?"
Ответы детей: "Наша страна называется Россия"
Воспитатель: " Как называется наш город?"
Ответы детей: "Наш город называется Россошь"
Воспитатель: "На занятиях и в повседневной жизни вы говорите, что любите свой город -наш общий дом, в котором мы живём. А почему?"
Ответы детей: "В нём хорошо жить, здесь нас любят, о нас заботятся:"
Воспитатель: "А какие правила надо соблюдать, чтобы нам всем жилось хорошо?"
Ответы детей: "Наводить порядок, помогать друг другу, хорошо относиться к окружающим".
Воспитатель: "Правильно. Но переступая порог своего дома, мы оказываемся в другом общем для всех людей, животных, птиц, насекомых, рыб, растений доме. Это очень необычный ДОМ. Для того чтобы с ним познакомиться. Наш корабль должен вернуться на нашу любимую планету Земля".
(Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза и представляют "полёт" на планету Земля.)
Ребёнок:
"Есть на Земле огромный дом"
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
Воспитатель: " Как же называется этот дом?"
Ответы детей: "Природа"
Воспитатель: "Мир природы это что?"
Ответы детей: "Люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения"
Воспитатель: "Много живых существ живёт в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.
ЗАГАДКИ.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (лес)Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)Домовитая хозяйка,
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
Воспитатель: А вот (называется имя ребёнка) расскажет вам историю, которая произошла недавно с ним.
Ребёнок:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: "Как ты могла?!"
Пчела в ответ: "А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он был мне ужжасно нужжен.
Я берегла его на ужжин"
Воспитатель: Ребята, давайте поможем пчёлке и посадим для неё много цветов.
Проводится игра "Посади цветок". Вызываются 2 ребёнка, которые одновременно должны сложить цветок из лепестков, стебля, листьев и корня. Побеждает тот ребёнок, который быстрее и правильно "посадил" (собрал) цветок. Игра проводится 2-3 раза, при проверке дети называют части растения.
Воспитатель: А теперь снова вернёмся к загадкам
ЗАГАДКИ.
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (гриб)Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (белка)
Воспитатель: Чем питается белка? Ребята, давайте поможем белке собрать шишки, которые упали с большой ёлки.
Проводится игра "Собери шишки белке". Вызываются 2 ребёнка, которые одновременно должны собирать в корзинки шишки. Побеждает тот ребёнок, который быстрее и больше их собрал. Игра проводится 2-3 раза, при подсчёте дети считают в пределах 20.
Воспитатель: "Вот какой большой и прекрасный этот мир, который нас окружает. В нём все-все нужны! Люди всегда любили природу и любовались красотой цветов, трав, деревьев, птиц, зверей, насекомых. Но некоторые попали в немилость к человеку. Назовите своих любимцев и нелюбимцев. Объясните, почему вы их любите или не любите". (Дети называют, обосновывая свои ответы).
Воспитатель: "Многие люди не любят мышей, тараканов, крыс, комаров, мух, червей, жаб, лягушек. Послушайте, какой случай произошёл однажды.
В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожали надоедливую мошкару, которая мешала им наслаждаться природой. Это была серьёзная операция: вертолёты опрыскивали эту мошкару, которая летала повсюду, потратили много денег. И вот успех - мошкара полностью исчезла:
А потом исчезла и рыба в озере, и птицы вокруг:
Воспитатель: "Дети, мы часто расцениваем мух, мошкару, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь равновесия в природе. Оказывается, что эти насекомые приносят огромную пользу. Они служат едой (кормом) для пауков, стрекоз, лягушек, рыб, птиц. В природе не существует ничего вредного и не нужного. Многие люди не любят змей. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат смертельные болезни.
"Жаба, жаба! Бейте её!" - часто кричат мальчишки. Вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это полная ерунда! Лягушки и жабы - замечательные охотники. Они за ночь поедают целые тучи мошек и комаров. Вот какие помощники людям!
Какие птицы питаются этими животными, о которых мы только что говорили?"
Ответы детей: "Аисты, цапли, журавли"
Воспитатель: "Если бы не было лягушек и жаб, этим бы птицам нечем было питаться. А найти ответ на вопрос: "Нужны ли хищники?" вам поможет ещё одна история, которую я сейчас расскажу. Слушайте внимательно:
Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись - кору обглодали. Лес погибать стал. Зайцы заболели, умирать стали.
Опомнились люди, привезли волков в лес и всё со временем наладилось.
Воспитатель: "Всё в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль".
Ребёнок:
Все-все
Все на свете нужны.
И мышки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете
Нужны все подряд.
Кто делает мёд,
И кто делает яд.
Воспитатель: "Природу надо охранять. Ведь мир так прекрасен! А теперь давайте поиграем в игру "береги живое". Я буду показывать картинку, а вы должны объяснить какая ситуация изображена, и как правильно надо поступить в данном случае"
Проводится экологическая игра "Береги живое"
Воспитатель: "Какие есть правила поведения людей и детей в природе, которые всегда надо помнить и выполнять? Назовите их.
Ответы детей:
- Не шуметь в лесу.
- Не ломать деревья и кусты.
- Не разжигать костёр в лесу.
- Не разорять птичьих гнёзд.
- Не забирать из леса домой животных.
- Не разорять муравейники.
- Не обижать насекомых.
- Не обижать ужей, змей.
- Не вырезать надписи на деревьях.
- Не вырывать грибы и ягодные кустарники.
- Не ловить обитателей водоёмов.
- Не оставлять и не закапывать мусор в лесу.
- Не рвать полевые и лесные цветы.
(Воспитатель предлагает детям послушать отрывок песни в исполнении Ю. Антонова "Не рвите цветы")
Воспитатель: "Давайте и мы сделаем этот мир ещё прекрасней и украсим нашу группу ромашками. Пусть будет много цветов! Целое поле ромашек! Ромашковое поле.
Проводится аппликация "Ромашки". Воспитатель и дети украшают группу.
IV. Итог.
Воспитатель: "Дети, посмотрите, настоящее ромашковое поле! Как красиво стало! Как прекрасно это поле! Как прекрасен этот мир! Давайте все вместе будем любить, и оберегать нашу планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда нашему общему дому, его обитателям.
Детям раздаются шарики с нарисованными на них ромашками.