Цели:
- развитие познавательных способностей у младших школьников, логического мышления; и сообразительности, умения сравнивать и делать выводы;
- воспитание чувства коллективизма, уважения к мнению одноклассников;
- оспитание дружбы и взаимопонимания в команде;
- прививать умение сотрудничать с учащимися одной параллели.
Оборудование: жюри, состоящее из 4-5 родителей разных классов, листы с правильными ответами для родителей, карточки с заданиями, магнитофон, чистые листы и ручки для команд, призы для награждения команды-победительницы.
Предварительная работа: данный интеллектуальный марафон можно провести не только с учащимися своего класса, но и объединить с детьми другого третьего класса. Тогда из обоих классов формируется три команды “марафонцев”, а остальные учащиеся будут болельщиками.
Необходимо заранее подготовить помещение: создать условия, чтобы команды сидели друг против друга, конверты с заданиями для команд. Для жюри (родители приглашаются заранее) столы с чистыми листами для фиксирования результатов игры.
Ведёт марафон ведущий – классный руководитель.
Музыкальное сопровождение – запись любой медленной музыки.
Ход марафона
1 ТУР
“Представление команды”
Придумать название, символ команды и девиз. Символ изобразить на листе бумаги.
(Жюри оценивает соответствие девиза с названием.)
2 ТУР
“Юные математики”
(Каждой команде раздаётся карточка с тремя логическими заданиями, которые она должна выполнить за определённое время (5 минут). За каждое выполненное задание, команда получает 1 балл.)
- Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? (Миша был на море.)
- Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (Три внука.)
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Два часа.)
3 ТУР
“Знатоки природы ”
(За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.)
Вопросы для 1-ой команды:
1) Как называется африканский крокодил? (Аллигатор)
2) Какой цветок имеет одновременно мужское и
женское имена? (Иван-да-марья)
3) Где сухого камня не найти? (В воде)
4) Что растёт вниз верхушкой? (Сосулька)
5) У какого слона нет хобота? (У шахматного)
6) Птичий домик. (Гнездо)
7) Страус птица или нет? (Нет)
8) Лесное животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)
9) Дерево медонос– это…? (Липа)
10) Не летает, не поёт, а в воде клюёт? (Рыба)
11) Насекомое, дающее мёд. (Пчела)
12) Место, где растут овощи? (Огород)
13) Арбуз, ягода или фрукт? (Ягода)
14) Малина, смородина, земляника – это…? (Ягоды)
15) На что похожа половина яблока? (На вторую
половину)
16) Их у человека 20. (Пальцев)
17) Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
18) Дерево – символ России? (Берёза)
19) Птица – символ весны. (Грач)
20) Сколько времён года? (4)
Вопросы для 2-ой команды:
1) Овца, заяц, слон -…? (Животные)
2) Сильный ветер со снегом? (Метель)
3) Нос птицы. (Клюв)
4) Домашний сторож. (Собака)
5) Сосновый лес. (Бор)
6) Что составляет вместе 12 месяцев? (Год)
7) Самое длинноногое животное? (Жираф)
8) Курица мужского рода. (Петух)
9) Сколько ног у насекомых? (6)
10) Где зимуют ласточки? (В Африке)
11) Ель, сосна, пихта – … деревья? (Хвойные)
12) Красная ягода, растущая на болоте? (Клюква)
13) Какая ягода самая крупная? (Арбуз)
14) Винни– Пух – это кабан или свинья? (Медведь)
15) Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
16) Самый большой океан. (Тихий)
17) Листья, каких деревьев осенью становятся
красными? (Рябина, осина, клён)
18) Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)
19) Назови зимние месяцы. (Декабрь, январь,
февраль)
20) Самая маленькая птица. (Колибри)
Вопросы для 3-ей команды:
1) Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)
2) Помидор, огурец, капуста – это… ? (Овощи)
3) С помощью какого прибора можно ориентироваться
в любую погоду? (Компас)
4) Среда и пятницы – это…? (Дни недели)
5) Назови летние месяцы. (Июнь, июль, август)
6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
7) Кто на своей голове лес носит? (Олень)
8) Напиток белого цвета, полезное детям. (Молоко)
9) Плод дуба. (Жёлудь)
10) Орган слуха. (Ухо)
11) Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
12) Роза, ромашка, тюльпан – это? (Цветы)
13) Какая птица летает выше всех? (Орёл)
14) Какая ягода может быть чёрной, белой и красной? (Смородина)
15) Столица России. (Москва)
16) Самый маленький океан. (Северно-Ледовитый)
17) Ночная птица. (Сова)
18) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
19) Гусь, гусыня, гусеница – родственники? (Нет)
20) Какого животного больше всех любят чукчи? (Олень)
4 ТУР
“Языкознание”
(Данный тур предполагает 2 задания. Первое –включает в себя вопрос логического характера, второе – фразеологизм, который команда должна обыграть, а команды-соперники определить суть этого фразеологизма. Каждой группе даётся по одному вопросу и фразеологизму из предложенных ниже. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.)
(1 задание)
- Напиши выражение “сухая трава” четырьмя буквами. (СЕНО)
- В каком слове слышится 40 гласных. (СОРОКА)
- Впиши в 4 клеточки слово “ласточка”. (ЛАС (точка))
(2 задание)
- “Считать ворон”
- “Пальчики оближешь”
- “Уши развесили”
5 ТУР
“Литературный ”
1 задание
(Каждой команде ведущий предлагает начало двух пословиц, а команда должна их продолжить. За правильный ответ – 2 балла.)
- Без труда не вытащишь… (и рыбку из пруда.)
- Волка бояться – … (в лес не ходить.)
- Один в поле… (не воин.)
- Старый друг лучше… (новых двух.)
- Семеро одного… (не ждут.)
- Не имей сто рублей…(а имей сто друзей.)
2 задание
“Как ты знаешь сказки?”
(Каждой команде даны два названия сказки, которые изменены. За правильный ответ– 1 балл)
Кто много сказок прочитал,
Легко найдёт ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну что, проверим это!
- “Царевна-индюшка”.– (“Царевна-лягушка”)
- “Сивка-будка”. – (“Сивка – Бурка”.)
- “По собачьему велению”. – (“По щучьему велению”.)
- “У страха уши велики”. – (“У страха глаза велики”.)
- “Лапша из топора”. – (“Каша из топора”.)
- “Как мужик котят делил”. – (“Как мужик гусей делил”.)
Подведение итогов: подвести итоги марафона предлагается одному из родителей, который награждает призами победившую команду. После проведения марафона учитель благодарит родителей за помощь, а учащихся за активность.