Класс: 8.
Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний, урок закрепления новый знаний, урок применения полученных знаний).
Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Задачи:
Образовательная: Дать понятия бюджета, доходов и расходов семьи. Провести сравнительный анализ статей расходов экономически развитых стран и России и систематизировать полученные знания.
Развивающая: Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость умения анализировать экономическое состояние семьи.
Воспитывающая: Способствовать воспитанию коммуникативных, организаторских качеств личности, создать условия ощущения реальной жизненной ситуации.
Методы: Проблемное задание, демонстрация, частично – поисковый, деловая игра, введение жизненной ситуации, обучающий контроль.
Форма организации учебной деятельности: групповая (разноуровневая).
Средства обучения: Электронная презентация (Приложение 1), карточки-задания с условиями игры (Приложение 2), отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
План-конспект урока
1 этап
Организационный.
На экране отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.
Приветствие. Организация положительного настроя на урок. В рассказе учитель использует жизненный опыт учащихся, сцены из семейной жизни.
2 этап
Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность. Изучение нового материала, формирование новых знаний и умений (Приложение 1.pps).
Проблемные вопросы:
Как происходит распределение доходов в вашей семье?
Принимаете ли участие в этом распределении? Как?
О чем говорит структура семейных расходов?
Какую закономерность описывает закон Э.Энгеля?
О чем говорит таблица “Структура расходов семей граждан развитых стран”?
3 этап
Учащиеся сравнивают показатели статей расходов экономически развитых стран и России, используя таблицу “Структура семейных расходов горожан развитых стран”. В развитых странах доля расходов на питание составляет от 10 до 20% от всех доходов семьи, в слабо развитых странах доля расходов на питание составляет от 60 до 70 % от всех доходов, в России – 35-40 %. Как сказал Адам Смитт: “Наши потребности в еде ограничены стенками нашего желудка”, поэтому можно сделать вывод, что чем выше доход семьи, тем доля расходов на питание меньше.
4 этап
Учитель обращает внимание учеников на зависимость доли расходов на питание от размеров дохода семьи. Учащиеся выводят закономерность: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Учитель знакомит учащихся с законом Э. Энгеля, который утверждал, что раз личное потребление во всех странах развивается по сходным моделям, то анализ структуры семейных доходов позволяет сравнивать благосостояние граждан разных стран. После анализа таблицы можно сделать вывод:
- Структура семейных расходов зависит от достигнутого страной уровня экономического развития.
- В силу закона Энгеля по мере роста благосостояния доля расходов на питание снижается.
- По величине этой доли можно оценивать степень благосостояния граждан.
Учащихся устно отвечают на вопросы:
- Как ты думаешь, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?
- Перечисли источники доходов твоей семьи. Почему доля предпринимательских доходов так незначительна?
- Кто в твоей семье является “домашним бухгалтером”? Почему?
- Как ты участвуешь в распределении расходов семьи? Опиши свою роль в этом мероприятии.
5 этап
Организация и проведение деловой игры “Бюджет семьи” (Приложение 2.doc). Учащиеся объединяются в группы-семьи по 4-5 человек в зависимости от умения организовывать учебную деятельность. Каждый участник игры выполняет обязанности согласно выбранной роли.
Деловая игра “Бюджет семьи”. Этапы:
- I этап 5мин. Характеристика семьи
- II этап10мин. Планирование доходной части бюджета
- III этап 15мин.Планирование расходной части
- IV этап 10мин. Характеристика благосостояния семьи и экономического состояния страны.
- V этап 5мин.Предложить свои пути экономии денежных средств.
Проблемная задача
Дано (известно):
- Состав семьи, возраст, место работы;
- Статьи доходов;
- Статьи расходов;
- Закон Энгеля;
- Структура расходов семей развитых стран.
Найти (неизвестно):
- Уровень доходов семьи;
- Расходы по статьям;
- Процентная доля каждой статьи расходов;
- Уровень благосостояния семьи.
6 этап
Учащиеся заносят в таблицу полученные данные. Устная защита результатов игры: дать характеристику благосостояния образованной семьи и экономического состояния страны возможного проживания. Учитель проговаривает критерии оценивания.
7 этап
Подведение итогов. Объяснение домашнего задания (составить бюджет своей семьи, рассчитать питания в общем расходе).
Деятельность учителя и обучающихся на уроке
№ |
Деятельность учителя (содержание, формы и методы) |
Деятельность обучающихся (содержание, формы и методы) |
Ожидаемые результаты |
1 |
Организует деятельность учащихся, формирует положительный настрой | Настраиваются на деятельность | Положительный настрой на продуктивную деятельность |
2 |
Включает обучающихся в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения, с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи | Осуществляют предметно практическую деятельность | Осознание неспособности решить поставленную задачу, познавательный интерес, мотивация на приобретение недостающих знаний |
3 |
Просит обучающихся сравнить полученные показатели и сделать выводы | Формулируют собственные заключения и устанавливают их связь с полученными знаниями | Поставленная и принятая школьниками личностно-значимая задача учебной деятельности |
4 |
Побуждает школьников к самостоятельному формулированию результата (закон Энгеля) | Формулируют полученный результат | Желание включиться в процесс решения поставленной задачи, осознание необходимости получения новых знаний |
5 |
Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи, определения способа получения недостающих знаний и перечня источников, где они могут быть | Ищут способы решения учебной задачи: выявляют источники, определяют план дальнейших действий | Желание включиться в процесс решения поставленной задачи, осознание необходимости получения новых знаний |
6 |
Организует самостоятельную деятельность обучающихся по выработке показателей, свидетельствующих о правильном решении, осуществляет помощь группам, требующим контроля | С помощью новых знаний самостоятельно разрабатывают показатели собственного решения практической задачи, свидетельствующие о том, что они научились действовать | Освоение знаний; умение применять их в жизни |
7 |
Организует самостоятельную деятельность школьников по воспроизведению ими новых знаний во внешней речи, в деятельности по применению полученных знаний | Воспроизводят полученные самостоятельные знания с использованием их в качестве жизненного опыта, в деятельности по применению. | Освоение знаний; умение применять их в жизни. Умение проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. |
Организует самостоятельную деятельность школьников по самооценке и взаимооценке. Побуждает учеников к выявлению и устранению ошибок, объясняет выполнение домашнего задания | Осуществляет оценочную деятельность по самооценке и взаимооценке достигнутых результатов | Понимание осваиваемых знаний |