Основные характеристики урока:
Урок математики в 6-м классе.
Технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемного обучения.
Продолжительность: 45 минут.
Автор: Касьянова Наталья Игоревна, учитель математики, МОУ гимназия №5, г. Морозовск, Ростовская область.
Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, создание условий для осознанного и уверенного владения навыками использования признаков делимости на 10, на 5 и на 2 при решении упражнений и задач.
Образовательные задачи урока:
- вывести признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
- использование признаков делимости при решении упражнений и задач;
- формировать навык математического моделирования;
Развивающие задачи урока:
- развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся,
- развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
- создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- воспитывать информационную культуру.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичное применение полученных знаний.
Форма проведения – творческая мастерская.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, Презентация Power Point (Приложение 1).
Структура урока:
- Организационный момент, сообщение темы и цели урока (2 минуты).
- Устная работа. Актуализация опорных знаний (7 минут).
- Изучение нового материала (15 минут).
- Применение полученных знаний при решении упражнений (15 минут).
- Повторение (4 минуты).
- Итог урока и домашнее задание (2 минуты).
Описание урока
1. Обоснование выбора формы проведения урока
.Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – творческая мастерская, на котором школьники с помощью наводящих вопросов учителя выводят признаки делимости, обсуждают их вывод, учатся критически мыслить, анализировать условие и полученный ответ на предмет соответствия действительности.
2. Методы обучения на уроке.
6. Организация учебной деятельности с учётом личностно-ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражено в следующем:
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно или неправильно), но и по процессу его достижения;
- создание ситуации выбора и успеха;
- создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
7.
Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения.Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
- своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- чёткая организация учебного труда;
- смена видов деятельности учащихся;
- содержание домашних задач связано с пропагандой здорового образа жизни;
- выполнение упражнений для глаз для снятия усталости.
8.
Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.Презентация Power Point используется на данном уроке в качестве демонстрации. Презентация состоит из 16 слайдов, включая титульный слайд. Смена слайдов происходит по щелчку мыши.
Оформление презентации отвечает основным требованиям:
- один и тот же вид информации помещён в одном и том же месте;
- в центре слайдов помещена основная текстовая информация, которой учащиеся должны пользоваться при составлении задач;
- тексты заданий помещены в верхней части слайдов;
- при оформлении презентации минимизировано количество используемых цветов, для выделения наиболее важных данных и развития зрительной памяти использован один и тот же цвет;
- разумно использован цветовой контраст.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
- увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
9. Результат деятельности учащихся.
Результатом деятельности учащихся на уроке является понимание сути решения задач на применение признаков делимости на 10, на 5 и на 2. Также результатом деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Ход урока
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Цель: настроить учащихся к работе на уроке. |
||
На экране слайды 1, 2 и 3. | Приветствует учащихся, определяет отсутствующих. Сообщает тему и цели урока, ход урока. |
Приветствуют учителя. Записывают тему в тетради. |
Цель: - актуализация опыта учащихся по данной
теме; |
||
На экране слайд 4 | Демонстрирует слайд 4.
|
Отвечают на поставленные вопросы. |
3. Парная работа в творческой мастерской. Изучение нового материала. Цель: - создание условий для вывода учащимися
признаков делимости на 10, на 5 и на 2; |
||
На экране слайд 5 | Демонстрирует слайд 5. Предлагает учащимся. Найти остатки от деления чисел на 10. I ряд: 13456 и 345500; 23406 и 45598; 4570 и 3224; 10022 и 67200. II ряд: 556680 и 5672; 44528 и 99999; 32176 и 2445; 20111 и 70550. III ряд: 4780 и 50112; 34444 и 2220004 7777 и 6750; 33224 и 33333. |
Учащиеся делят в парах числа на 10 с остатком. |
На экране слайд 6 | Демонстрирует слайд 6. Чему равен остаток от деления числа на 10, оканчивающегося цифрой 4? 3224 33224 22004 34444 |
Учащиеся отвечают на поставленный
вопрос и анализируют задание и ответ. Замечают, что остатки совпадают с последней цифрой записи числа. |
На экране слайд 7 | Демонстрирует слайд 7. Чему равен остаток от деления числа на 10, оканчивающегося цифрой 6? 13406 23456 32176 |
Учащиеся отвечают на поставленный
вопрос и анализируют задание и ответ. Замечают, что остатки совпадают с последней цифрой записи числа |
На экране слайд 8 | Демонстрирует слайд 8. В
каких случаях остаток от деления числа на 10 будет
равен 0? Признак делимости на 10: Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 10. Если запись натурального числа оканчивается другой цифрой, то оно не делится без остатка на 10. СХЕМА ПРИЗНАКА: ХХХ0 : 10 ПРИМЕР: 2106 : 10=210(остаток 6); 7010 : 10=701 |
Учащиеся формулируют признак делимости на 10 и сверяют его с правилом в учебнике. Записывают схему признака и рассматривают примеры. |
На экране слайд 9 | Демонстрирует слайд 9. Число 10=2*5. ВЫВОД: любое число, запись которого оканчивается цифрой 0, делится без остатка и на 2, и на 5. ПРИМЕР: 60 = 6*10 = 6*(2*5) = (6*2)*5 = 12*5, т.е. число 60:5=12. 60 = 6*10 = 6*(2*5) = (6*5)*2 = 30*2, т.е. число 60:2=30. |
Учащиеся отвечают, к какому выводу
можно прийти? На что делятся числа,
оканчивающиеся на 0? Проверяют свои умозаключения с ВЫВОДОМ. |
На экране слайд 10 | Демонстрирует слайд 10. Каждое число можно представить в виде суммы полных десятков и единиц. 246 = 240+6; 1435 = 1430+5; Полные десятки делятся на 5, значит и всё число делится на 5 лишь в том случае, когда на 5 делится число единиц. Это возможно только тогда, когда в разряде единиц стоит цифра 0 или 5 |
Учащиеся подготавливаются сформулировать признак делимости чисел на 5. |
На экране слайд 11 | Демонстрирует слайд 11. Признак делимости на 5: Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится без остатка на 5. Если же запись числа оканчивается иной цифрой, то число без остатка на 5 не делится. СХЕМА ПРИЗНАКА: ХХХ0, 5 :5 ПРИМЕР: 870 и 875 делятся без остатка на 5, а числа 872 и 873 на 5 не делятся. |
Учащиеся формулируют признак делимости на 5 и сверяют его с правилом в учебнике. Записывают схему признака и рассматривают примеры. |
На экране слайд 12 | Демонстрирует слайд 12. Как вы думаете, когда натуральное число будет делиться на 2 без остатка? Признак делимости на 2: Если запись натурального числа оканчивается чётной цифрой (0, 2, 4, 6, 8), то это число чётно (делится без остатка на 2). Если запись натурального числа оканчивается нечётной цифрой (1, 3, 5, 7, 9), то это число нечётно (не делится без остатка на 2). СХЕМА ПРИЗНАКА: ХХХ0, 2, 4, 6, 8 : 2 ПРИМЕР: числа 4, 68, 96, 108, 332 чётные, а числа 5, 17, 77, 503 нечётные. |
Учащиеся формулируют признак делимости на 2 и сверяют его с правилом в учебнике. Записывают схему признака и рассматривают примеры. |
4. Применение полученных знаний при решении упражнений. Цель: первичное применение полученных знаний при решении упражнений и задач. |
||
На экране слайд 13 | Демонстрирует слайд 13.
а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 2 и на 5; г) не делятся ни на 2 и ни на 5. |
Закрепляют изученный материал при
решении упражнений и задач. Кратко записывают решения и ответы. |
Цель: продолжить повторение материала 5 класса. |
||
На экране слайд 14 | Демонстрирует слайд 14. Выполните действия: 1,1 : 0,02 |
2 ученика выполняют решение на доске. Работа оценивается как на доске, так и индивидуально в тетради. |
Цель: закрепить полученные знания. |
||
На экране слайд 15 | Демонстрирует слайд 15. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
|
Дети записывают домашнее задание в
дневники. Проводится короткий инструктаж. Подводятся итоги урока. Выставляются оценки в дневники. |
Список используемой литературы:
- Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и другие – М.: Мнемозина, 2008.
- Уроки по курсу “Математика-6” к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. – М.: 5 за знания, 2007.