Цели и задачи:
- Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.
- О её защитниках и их подвигах.
- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников.
- Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.
- Развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.
- Развивать умение слушать предложенный материал, умение его осмыслить и выделить главное.
Ведущий 1:
Прошла война, прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Фонограмма “Священная война”. Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
Ведущий 2:
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.
Ученица:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До, свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Ученик 1:
Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Ученик 2:
Когда от бомб, казалось, мир оглох
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слёзы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы.
Ученик 3:
Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
В атаку шёл – других не гнулся ниже,
Шёл смело в бой не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу.
Ученик 4:
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была
В бою, в походе, на ночном привале.
Песня “Здесь птицы не поют” слова и музыка Булата Окуджавы (Из кинофильма “Белорусский вокзал”). Исполняют все.
Дети на войне
Ведущий 1:
На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль “За оборону Москвы”, 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”.
Ведущий 2:
Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.
Ученица:
Земли российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
Ведущий 1:
Во время войны многие ребята становились солдатами и их называли по имени и отчеству, потому что они стояли в одном строю с взрослыми. Об одном таком мальчике я хочу вам рассказать.
Юра Жданко. Его фронтовая жизнь началась 9 июля 1941 года. Он служил в полковой разведке и был очень наблюдательным и сообразительным мальчиком.
Там, где взрослому человеку надо было прятаться, скрываться и таиться, он мог идти в полный рост. Так он много раз переходил линию фронта и приносил очень важную информацию: сколько у немцев пулемётных точек, сколько танков, где находится штаб.
Однажды он смог вынести из сейфа важные документы немецкого офицера.
Юра Жданко награждён “Орденом Красной Звезды”.
Ведущий 2:
“Нет! – сказали мы фашистам. –
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом “брот”.
И от моря и до моря
Встали русские полки…
Шли на врага танкисты – за Родину!
Уходили в бой корабли – за Родину!
Взмывали в небо самолёты – за Родину!
Ведущий 1:
Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули во время бомбёжки и обстрелов. Сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь родной земли.
Ведущий 2:
А как не вспомнить о женщинах, которые ждали солдат с фронта и работали вместо них в тылу?
Ученик 5:
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Ученик 6:
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Ученик 7:
Одной тебе, волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
Ведущий 1:
Благодарное человечество будет помнить о стойкости, мужестве, о подвиге советских солдат. Они не только отстояли свободу и независимость своего Отечества, но и спасли от фашизма другие народы.
Ученик 8:
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Ученик 9:
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог.
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
Ученик 10:
На просёлках России,
У деревни любой
Есть могилы простые
Под фанерной звездой.
Ученик 11:
Тут от вражеской пули
Пал безвестный солдат.
И с тех пор в карауле
Тут берёзки стоят.
Ученик 12:
Не волнуйтесь, берёзы,
Никогда, никогда.
Над безмолвным солдатом
Не померкнет звезда.
Ученик 13:
Нам, российским ребятам,
В нашей жизни большой
Будет подвиг солдата
Путеводной звездой.
Отрывок из художественного фильма “В бой идут одни старики” (самолёты времён войны).
Отрывок из художественного фильма “Они сражались за Родину” (танки времён войны).
Военные действия в Мурманской области
Военные действия в Мурманской области начались в ночь с 28 на 29 июня 1941 года.
Немцы хотели захватить полуострова Средний и Рыбачий, но это им не удалось, т.к. наши войска стойко держали оборону. До июля 1942 года продолжалась оборона Рыбачьего.
Полуостров Рыбачий … Война там велась в скалах, где почти невозможно было солдату окопаться (показ на карте области).
Фотографии. Е.Халдей “От Мурманска до Берлина”.
Когда немецкие захватчики поняли, что и Мурманск им не взять, они стали бомбить его с воздуха. За 1200 военных дней немцы сбросили 207 тыс. бомб.
Военные действия происходили не только на суше, но и на море.
Наши подводные лодки, эсминцы, миноносцы не подпускали врага к берегу: они сбивали самолёты, топили вражеские подлодки, сопровождали конвой с оружием и боеприпасами для нашей армии.
Фильм о Заполярье.
Документальный фильм “Мурманские конвои”.
Юнги Северного флота
В военных действиях на севере принимали участие мальчишки 12-14 лет. Они старались попасть в школу юнг, которую открыли на Северном флоте.
Юнги – это подростки, готовящиеся стать матросами. Окончив школу юнг, они шли служить на военные суда и совершали настоящие подвиги.
Один из них Саша Ковалёв.
Он служил на маленьком катере, который, благодаря своим быстроходным свойствам, мог точно наносить торпедные залпы по противнику.
Однажды в бою их катер обстреляли, и в машинном отделении пробило бак с маслом и бензином. Саша увидел это. Он понимал, что если катер остановится, то все погибнут под обстрелом врага. Саша нашёл выход. Он своим телом закрыл пробоину. Кипящая вода и масло обожгли тело, было невыносимо больно, но он, закусив губы, сказал себе: “Держись…”. Матросы поспешили на помощь юнге. И в этом бою все остались живы.
Погиб Саша 9 мая 1944 года, когда на их катере произошёл взрыв. Воевал Саша Ковалёв всего три месяца, но имеет 4 боевые награды за смелость и отвагу.
Его именем названы улицы в городах Североморск и Мурманск. Его имя носит теплоход Мурманского пароходства.
1418 дней длилась война. И, наконец, сбылось: 30 апреля 1945 года в 22ч 50 мин над гитлеровским рейхстагом взвилось Красное Знамя Победы.
И вот уже у стен рейхстага
Ожесточённый бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит!
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей
Победы знамя вознеслось!
Рассматривание иллюстраций “Знамя над рейхстагом”.
Ведущий 1:
8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Ученик 14:
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Ученик 15:
Без малого 4 года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Ученик 16:
И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идёт, свершивши подвиг ратный,
Великий русский Человек!
Ведущий 2:
Люди, победившие войну. Всё меньше в живых остаётся тех, кто сражался за нашу Родину, тем дороже они для нас – ветераны Великой Отечественной войны.
Ученик 17:
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги.
Ученик 18:
Не стояли холодными ночами за хлебом… Мы не знали, что такое похоронки.
Ведущий 1:
Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен.
Дети зачитывают рассказы о ветеранах войны, подготовленные дома: о прадедушках и прабабушках (Приложение 1).
Ведущий 2:
Двадцать семь миллионов жизней унесла эта война. Помните о них! Минута молчания.
Фонограмма “День Победы”.
Ведущий 1:
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя.
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Ведущий 2:
Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. Прошло 62 года со дня окончания Великой Отечественной войны. Но никогда народ не забудет своих героев.
Фильм “Парад Победы” 1945 года.
Ведущий 1:
Шестьдесят два нашей славной Победе.
Снова майский рассвет. Тишина…
Шестьдесят два нашей славной Победе.
Шестьдесят два, как убита война!
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Все:
Никогда! Никогда! Никогда!
Фильм “Парад Победы” (наши дни).
Ведущий 2:
Люди! Пока сердца стучатся,
Помните, какою ценой завоёвано счастье.
Пожалуйста, помните! Не плачьте!
Через года, через века - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, -
Заклинаю, помните!
Исполняется песня “День Победы”.
Музыка Д.Тухманова, слова В. Харитонова.
Материально-техническое обеспечение: Приложение 2.