План свободной работы по русскому языку по теме "Звуки и буквы"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщение знаний о звуках и буквах.

Инструкция: ты можешь выполнять задания в любой последовательности. Постарайся выполнить задания со звездочкой (*). После выполнения 7-го задания возьми букву и пусть она займет свое место в алфавите (алфавит на доске). Желаю успеха в выполнении заданий.

Ф.И. ученика______________________________________________________

I вариант

1. Подчеркни в словах гласные буквы.

Стоит теплый весенний день.

Напиши гласные буквы, которые указывают на твердость предшествующего согласного.

2. Подчеркни слова, которые начинаются на твердый согласный звук.

Весна, воздух, ландыш, ветер, мыло, диван, лужа.

3. Зачеркни лишнее слово.

Грач, март, враг, крот, зубр.

4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Дополни каждый ряд своим примером.

Кувш_н, ш_на, груш_,_______________________________________________
Уж_н, нож_, ж_знь,_________________________________________________
Ч_до, ч_чело, шуч_,________________________________________________

5. Найди границы предложений. Подчеркни буквосочетания ча – ща, ши.

Прошел частый дождь вся роща залита ярким светом тихо журчал ручей в лесу пахли душистые ландыши.

6. Дополни недостающие буквы.

б

 

г

 

ж

 
 

ф

 

т

 

с

7. Возьми орфографический словарь. Выпиши три слова на букву “П”, в которых звуков меньше, чем букв.

Возьми букву. Пусть она займет свое место в алфавите.

8. К данным словам подбери слова, близкие по смыслу с сочетанием ча – ща.

Волшебник – ________________________________________________________

Глушь – ____________________________________________________________

9*. Возьми “Справочное пособие по русскому языку”. Выполни на стр. 78 №179 (I вариант).

10*. Расставь математические знаки (равно, больше, меньше) между словами кадр и ядро в соответствии с заданиями:

кадр _ ядро – по количеству букв;
кадр _ ядро – по количеству звуков;
кадр _ ядро – по числу гласных букв;
кадр _ ядро – по количеству согласных;
кадр _ ядро – по числу твердых согласных;
кадр _ ядро – по числу мягких согласных.

11*.Ответь на вопросы и запиши из ответа лишь нужную орфограмму: ча, ща, чу, щу, жи или ши.

– Как называлась рыба, выполнявшая все желания сказочного Емели? _ _ .
– Что такое будильник? _ _
– Как называется животное с самой длинной шеей? _ _
– Какое слово противоположное слову “узкий”? _ _
– Как называется густой частый лес? _ _ _ _

План свободной работы по русскому языку (1 класс).

Тема “Звуки и буквы”

Цель урока: обобщение знаний о звуках и буквах.

Инструкция: ты можешь выполнять задания в любой последовательности. Постарайся выполнить задания со звездочкой (*). После выполнения 7-го задания возьми букву и пусть она займет свое место в алфавите (алфавит на доске). Желаю успеха в выполнении заданий.

Ф.И. ученика______________________________________________________

II вариант

1. Подчеркни в словах согласные буквы.

По небу плывут легкие облака.

2. Подчеркни слова, которые начинаются на мягкий согласный звук.

Крыша, липа, мята, лампа, люстра, слон, верба.

3. Зачеркни лишнее слово. Пол, сыр, дым, том, ком.

4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Дополни каждый ряд своим примером.

Ч_йка, удач_, ч_сто,________________________________________________

Ч_до. ч_рка, молч_,________________________________________________

Щ_ка, ищ_, пищ___________________________________________________

5. Найди границы предложений. Подчеркни буквосочетания ча, чу, ши.

Катя и Оля любили цветы они часто ходили гулять в сад там росла чудесная чайная роза как хороши душистые цветы.

6. Дополни недостающие буквы.

б

 

г

 

ж

 
 

ф

 

т

 

с

7. Возьми орфографический словарь. Выпиши три слова на букву “”, в которых букв больше, чем звуков.

Возьми букву. Пусть она займет свое место в алфавите.

8*. К данным словам подбери слова, противоположные по значению с сочетанием жи – ши.

Узкий – _____________________________________________________________

Твердый – ____________________________________________________________

9*. Возьми “Справочное пособие по русскому языку”. Выполни упр.№176 на стр. 78.

10*. Расставь математические знаки (равно, больше, меньше) между словами кадр и ядро в соответствии с заданиями:

кадр _ ядро – по количеству букв;
кадр _ ядро – по количеству звуков;
кадр _ ядро – по числу гласных букв;
кадр _ ядро – по количеству согласных;
кадр _ ядро – по числу твердых согласных;
кадр _ ядро – по числу мягких согласных.

11*. Составь из следующих букв слово и запиши его: ВРОТК

– первая буква справа;
– буква слева от “О”;
– средняя буква ряда;
– буква между “О” и “К”.

       

– Переставь буквы слова так, чтобы получилось название спортивной площадки.

       

– Какие слова из трех букв можно получить из слова КОРТ?

– Дополни словами из трех букв словосочетания:

Усатый полосатый _ _ _
Беззубый _ _ _
Электрический _ _ _

Итог урока

(работа с таблицей, используя проектор)

Гласные и согласные звуки и буквы.

Гласные звуки: а, о, у, ы, э, и.

Гласные буквы: а, о, у, ы, э; 
е, ё, ю, я, и.

Буквы парных согласных::

звонкие: б, в, г, д, ж, з;
глухие: п, ф, к, т, ш, с.

Буквы непарных согласных глухих: х, ц, ч, щ.

Буквы непарных согласных звонких: л, н, м, р, й.

Всегда твердые: ж, ш, ц.

Всегда мягкие: ч, щ, й.

Хоровое чтение алфавита по рядам (по 11 букв каждый).

– Что больше всего понравилось на этом уроке?

– Какое задание было самым интересным?