Цели работы:
- Создать методические блоки – как основу для подготовки к урокам по теме: “Основные свойства простейших геометрических фигур”;
- Обобщить опыт работы по указанной теме и поделиться им с молодыми коллегами.
Задачи работы:
- Раскрыть основные содержательные линии, указанной темы;
- Показать использование методических приёмов в рамках поурочного планирования по отдельным темам;
- Привести используемые материалы отработки практических навыков, использования основных свойств геометрических фигур;
- Проиллюстрировать поурочный материал наглядными пособиями, способствующими развитию логического мышления.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
№ блока |
Форма работы |
1 |
Введение в геометрию |
1 |
1 |
Лекция. |
2 |
Геометрические фигуры. Точка и прямая. |
1 |
Работа с учебником. |
|
3 |
Расположение точек на прямой. |
1 |
2 |
Диктант. |
4 |
Отрезок. Измерение отрезков. |
1 |
Творческая работа. |
|
5 |
Полуплоскость. |
1 |
3 |
Творческая работа. |
6 |
Полупрямые. |
1 |
Диктант. |
|
7 |
Угол. Свойства измерения углов. |
1 |
4 |
Графическая работа. |
8 |
Свойства откладывания отрезков и улов. |
1 |
Графическая работа. |
|
9 |
Треугольник. |
1 |
5 |
Фронтальная беседа. |
10 |
Существование треугольника равного данному. |
1 |
Самостоятельная работа с учебником. |
|
11 |
Параллельные прямые. |
1 |
6 |
Учебный фильм. |
12 |
Теоремы и доказательства. Аксиомы. |
1 |
Зачётная работа. |
|
13 |
Контрольная работа №1 |
1 |
7 |
Общий контроль. |
Блок 1.
План занятия.
- Организационный момент. Запись темы. Занятие.
- Лекция учителя “Введение в геометрию”.
- Работа с учебником.
- Обсуждение основных структурных элементов лекции.
- Отработка умений оформлять геометрический чертёж.
- Домашнее задание.
Ход урока
2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕКЦИИ:
– Ребята, сегодня мы начинаем более глубокое изучение науки “ГЕОМЕТРИЯ”. Геометрия возникла в глубокой древности. Как Вы думаете, какие задачи она призвана была решать? Правильно.
Она появилась в связи с необходимостью измерять расстояния,
площади земельных участков, возводить постройки, изготовлять орудия труда и предметы обихода.
Слово “геометрия” имеет греческое происхождение.
– Как Вы его переведете?
Да, это слово означает “землемерие”.
Сейчас геометрия не ограничивается задачами измерения земли. Её методы и выводы проникли во многие области человеческой деятельности: в другие разделы математики, во многие иные науки, конструкторское дело, производство, архитектуру, живопись. В свою очередь наука и производство способствуют развитию геометрии. Выдвигая перед ней всё новые задачи.
Конструкция геометрии как науки присуща всем другим наукам школьного курса. Но поскольку в школе науки изучают на простейшем начальном уровне, то проследить это строение можно только на примере геометрической науки. Как же она устроена? Рисунок_1. За основу берется ряд утверждений, не требующих доказательств, выполняющихся независимо от нашего желания. Их назвали аксиомами. Это фундамент “здания”. “Утепляющая прослойка” – предложения описательного характера, описывающие основные понятия. Это – определения.
При изучении свойств геометрических фигур проводятся рассуждения и обосновываются определенные факты с использованием аксиом. Определений и уже доказанных утверждений. Предложения, требующие доказательств, называются теоремами.
Изучение геометрии учит рассуждать, обосновывать свои решения, логически мыслить, способствует формированию и развитию грамотной речи.
Умения логически мыслить и обосновывать свои утверждения, Как вы понимаете, нужны не только математикам, в частности геометрам, но и любым ученым, а так же юристам, врачам, педагогам и людям любой другой профессии.
– Я убедила Вас, что геометрия важна, и изучать её нужно прилежно?
3.
А теперь обратимся к учебнику стр. 3-4. Выделите главные мысли в п. 1 и 2. (Дается время на чтение).
4.
Начиная обсуждение, надо обратить внимание учащихся на следующие моменты:
- Как устроена геометрия?
- Из чего состоит геометрия как наука?
- Какие основные простейшие геометрические фигуры мы изучаем?
- Какими свойствами обладают прямая и точка?
- Как обозначаются эти фигуры на чертеже?
Выполняются чертежи, иллюстрирующие аксиому I. Рисунок 2 и Рисунок 3.
Делаются краткие записи, поясняющие чертеж.
5
.Открываем стр.16 (учебник).
№1.Проведите прямую. Отметьте точку А , лежащую на прямой, и точку В , не лежащую на прямой. Проведите две пересекающиеся прямые. а и в. Отметьте точку С пересечения прямых; точку А на прямой а, не лежащую на прямой в; точку D, не лежащую ни на одной из прямых а и в. Рисунок 4 и Рисунок 5. Выполнить, сделав краткие записи.
№2.(Устное решение).
Могут ли две различные прямые иметь две точки пересечения? (Нет, т.к. иначе через две точки можно провести не единственную прямую, а это противоречило бы аксиоме I).
Домашнее задание: отвечать устно на контрольные вопросы 1-4 стр.15 и решить №2,4.
Блок 2.
Цели урока: продолжить работу по изучению основных свойств точек и прямых (аксиома I и аксиома II), сформировать навыки оформления геометрических задач, воспитывать графическую культуру и культуру математической речи
Ход урока
1
. Познакомить с планом урока учащихся.2
.Диктант №1. (Чтение по вариантам. Вариант 2 в скобках.)
– Изобразите и обозначьте точку А.(Начертите и обозначьте прямую а.)
– Начертите и обозначьте прямую в.(Назовите какую-нибудь геометрическую фигуру.)
– Сколько общих точек имеют две пересекающиеся прямые? (Сколько общих точек имеют две непересекающиеся прямые?)
– Могут ли две различные прямые иметь общие точки А и В (С и М)?
– Прямая в (а) проходит через точку С(Х) и не проходит через точку М (Р).Какая из этих точек лежит на прямой в( а)?
– Начертите две прямые, пересекающиеся в точке О(М).
Диктант выполняется учащимися, которые все свои чертежи сопровождают краткими записями, описывающими чертеж.
3
.Учитель записывает тему. В ходе фронтальной беседы ученики вспоминают и дают ответы на вопросы:
– Что такое отрезок?
– Какие инструменты нужны для построения отрезка?
– Как обозначают отрезки?
Выполняется построение прямой. Рисунок 6. Отмечаются точки А, В, С на этой прямой.
– Сколько точек лежит на данной прямой?
– Сколько отрезков вы изобразили?
– Сколько точек лежит между точками А и С?
– Как найти длину отрезка АС, если известны длины АВ и ВС?
Учитель формулирует аксиомы II и III. Обращает внимание учащихся на то, что их надо запомнить наизусть и использовать при обосновании решения задач.
4
.Предлагается решить задачи №7(1), 9, 12, 14. Примерное оформление:
№7(1) Рисунок 7.
Дано: пр. СD, М отр. СD, СМ = 2,5 см, = 3,5 см.
Найти: СD
Решение: Т. к. М отр. СD, то по АIII СD = СМ + МD, СD = 2,5 + 3,5 = 6 см.
Ч. т. н.
№14.
Дано: пр. а, А а, В а, С а, АВ = 2,7 м, АС = 3,2 м.
Найти: ВС
Решение: по АII возможны 3 случая
1. Рисунок 8 С между А и В, тогда по АIII АВ = АС+ВС, а ВС = АВ – АС, ВС = 2,7 – 3,2 = – 0,5м, что противоречит АIII 1 ВС > 0 => такое расположение точек невозможно.
2 Рисунок 9 А между В и С, тогда по АIII ВС = АВ+АС, ВС = 2,7+3,2 = 5,9м.
3.Рисунки 10. В между А и С, тогда по АIII ВС = АС-АВ, ВС = 3,2-2,7 = 0,5м.
Ответ. Задача имеет два решения: 5,9 м и 0,5 м.
Ч. т. н.
Список методической литературы:
- Учебник А. В. Погорелова “Геометрия 7-9” М. Просвещение 2007 г.
- Математика А. П. Ершов, В.В. Голобородько, А. С. Ершов Самостоятельные и контрольные работы “Алгебра и геометрия 7 класс” М. “Илекса” 2007 г.
- Математика А. П. Ершов, В.В. Голобородько. Устные проверочные и зачетные работы “Устная геометрия 7-9” М. “Илекса” 2007 г.
- Математические диктанты для 5-9 классов, книга для учителя Глазков Ю. А. и другие. М. Просвещение 1991 г.