Буква твердый знак для обозначения звука [й]

Разделы: Начальная школа


Цель: Знакомство с буквой Ъ и ее работой.

Задачи:

  1. Формировать навыки написания Ъ и раскрыть понятие, когда пишется Ъ.

  2. Развивать речь.

  3. Воспитывать коллективные отношения.

I. Организационный момент:

На доске напечатано стихотворение, учитель читает вслух.

Берегите здоровье друг друга,
У природы мы малая часть.
Вы кому-то ответили грубо -
Чью-то жизни сократили сейчас.

(Андрей Дементьев)

У: Как вы понимаете эти слова?

Д: Надо разговаривать вежливо, не говорить грубых слов. В спокойной обстановке человек лучше себя чувствует.

У: Не забывайте об этом, когда работаете парами, в группах, играете на переменах, дома.

II. Минутка чистописания:

У: Прочитайте слова, написанные на доске.

Д: Ель, день, перья.

У: Какую букву сегодня будем писать?

Д: е, ь, так как они есть в каждом написанном слове.

У: Напишите буквы с росчерком.

Спишите слова и подчеркните гласные, которые выполняют одну работу одной чертой, а если две работы, то двумя чертами.

Д: Все гласные в этих словах выполняют две работы.

У: Какие работы выполняет буква Я в слове перья? (В классе всегда найдется ученик, который скажет, что буква Я обозначает звук [а] и обозначает мягкость предыдущего согласного звука). Дети доказывают, что буква Я обозначает два звука [ й’ ] и [ а ], а мягкий знак написан для сохранения звука [ й ].

III. Повторение пройденного:

У: Прочитайте высказывание.

В феврале морозы и метели чаще бывают ночью.

У: Какие знакомые орфограммы встретились в высказывании?

Д: Заглавная буква в начале высказывания, ча- ща-, точка.

У: Зачем в слове ночью написан мягкий знак?

Д: Для сохранения звука [ й ].

У: Придумайте свои высказывания о зиме. Скажите их в группах друг другу и выберите лучшее. (От каждой группы одно высказывание произносится вслух).

У: У вас у всех прекрасные высказывания. А вот М. Жемчужников про зиму написал:

Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.

У: Сколько в этом высказывании слов c мягким знаком, который пишется для сохранения звука [ й’ ] ?

Д: Таких слов нет.

У: А в ваших высказываниях есть слова с мягким знаком, который пишется для сохранения звука(й)? Назовите эти слова.

IV. Новый материал:

У: Прочитайте пословицы:

Два друга - мороз да [в' й' уга].

Они вместе пуд соли [с' й’ эл' и].

Работа в группах.

Написать на листах буквами слова, которые в пословицах написаны транскрипцией. (Обычно все пишут оба слова с мягким знаком, поэтому надо приготовить лист, где слова написаны правильно).

У: Почему написали в словах мягкий знак?

Д: Для сохранения звука [ й’ ].

У: Молодцы! В словах, конечно, нужен знак для сохранения этого звука. Но вот на одном листе я вижу совсем другой знак. Кто знает, что это за буква?

Д: Твердый знак.

У: Как же определить, кто написал правильно?

Д: Спросить у взрослых, прочитать в книге…

У: В букваре на с. 63 прочитайте пословицу.

Дети читают пословицу и обращают внимание на слово съел.

У: Какую же работу выполняет твердый знак?

Д: Твердый знак пишется для сохранения звука [ й' ].

У: Твердый и мягкий знаки выполняют одну и ту же работу. Как же определить какой из них надо писать в словах для сохранения звука [ й' ] подумайте в группах над этим вопросом.

Проверка: Почему же в слове вьюн пишется мягкий знак, а в слове съел твердый? (Ученики высказывают свои версии).

У: (если не будет правильного ответа) Закройте букву С и твердый знак. Какое получилось слово? По смыслу слова съел и ел одинаковые или разные.

Аналогично работаем со словом вьюн.

Так как в первом классе не изучается состав слова и говорить, что твердый знак пишется после приставок не надо.

Далее чтение слов по букварю.

Итог урока.