Цель: Знакомство с буквой Ъ и ее работой.
Задачи:
Формировать навыки написания Ъ и раскрыть понятие, когда пишется Ъ.
Развивать речь.
Воспитывать коллективные отношения.
На доске напечатано стихотворение, учитель читает вслух.
Берегите здоровье друг друга,
У природы мы малая часть.
Вы кому-то ответили грубо -
Чью-то жизни сократили сейчас.
(Андрей Дементьев)
У: Как вы понимаете эти слова?
Д: Надо разговаривать вежливо, не говорить грубых слов. В спокойной обстановке человек лучше себя чувствует.
У: Не забывайте об этом, когда работаете парами, в группах, играете на переменах, дома.
II. Минутка чистописания:У: Прочитайте слова, написанные на доске.
Д: Ель, день, перья.
У: Какую букву сегодня будем писать?
Д: е, ь, так как они есть в каждом написанном слове.
У: Напишите буквы с росчерком.
Спишите слова и подчеркните гласные, которые выполняют одну работу одной чертой, а если две работы, то двумя чертами.
Д: Все гласные в этих словах выполняют две работы.
У: Какие работы выполняет буква Я в слове перья? (В классе всегда найдется ученик, который скажет, что буква Я обозначает звук [а] и обозначает мягкость предыдущего согласного звука). Дети доказывают, что буква Я обозначает два звука [ й’ ] и [ а ], а мягкий знак написан для сохранения звука [ й ].
III. Повторение пройденного:У: Прочитайте высказывание.
В феврале морозы и метели чаще бывают ночью.
У: Какие знакомые орфограммы встретились в высказывании?
Д: Заглавная буква в начале высказывания, ча- ща-, точка.
У: Зачем в слове ночью написан мягкий знак?
Д: Для сохранения звука [ й ].
У: Придумайте свои высказывания о зиме. Скажите их в группах друг другу и выберите лучшее. (От каждой группы одно высказывание произносится вслух).
У: У вас у всех прекрасные высказывания. А вот М. Жемчужников про зиму написал:
Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
У: Сколько в этом высказывании слов c мягким знаком, который пишется для сохранения звука [ й’ ] ?
Д: Таких слов нет.
У: А в ваших высказываниях есть слова с мягким знаком, который пишется для сохранения звука(й)? Назовите эти слова.
IV. Новый материал:У: Прочитайте пословицы:
Два друга - мороз да [в' й' уга].
Они вместе пуд соли [с' й’ эл' и].
Работа в группах.
Написать на листах буквами слова, которые в пословицах написаны транскрипцией. (Обычно все пишут оба слова с мягким знаком, поэтому надо приготовить лист, где слова написаны правильно).
У: Почему написали в словах мягкий знак?
Д: Для сохранения звука [ й’ ].
У: Молодцы! В словах, конечно, нужен знак для сохранения этого звука. Но вот на одном листе я вижу совсем другой знак. Кто знает, что это за буква?
Д: Твердый знак.
У: Как же определить, кто написал правильно?
Д: Спросить у взрослых, прочитать в книге…
У: В букваре на с. 63 прочитайте пословицу.
Дети читают пословицу и обращают внимание на слово съел.
У: Какую же работу выполняет твердый знак?
Д: Твердый знак пишется для сохранения звука [ й' ].
У: Твердый и мягкий знаки выполняют одну и ту же работу. Как же определить какой из них надо писать в словах для сохранения звука [ й' ] подумайте в группах над этим вопросом.
Проверка: Почему же в слове вьюн пишется мягкий знак, а в слове съел твердый? (Ученики высказывают свои версии).
У: (если не будет правильного ответа) Закройте букву С и твердый знак. Какое получилось слово? По смыслу слова съел и ел одинаковые или разные.
Аналогично работаем со словом вьюн.
Так как в первом классе не изучается состав слова и говорить, что твердый знак пишется после приставок не надо.
Далее чтение слов по букварю.