Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца…
Микеланджело Буонарроти
Годы – это понятия точные, отформованные небесной механикой. Годы, прожитые семьей, не сверяются со звездными часами – они являются делом рук человеческих. И, когда мы говорим о прожитом, то имеем в виду не прошедшее время, а те события, которые выстаивали и облик семьи, и историю семьи. Что ж, наверное, в этом и состоит логика жизни: каждое поколение привносит в этот мир свой вклад, выстраивая ряд за рядом пирамиду цивилизации.
В семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз. Большинство этих загадок так и не разгадано. Семья – это микрокосм всего мира. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, – ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир – нужно изменить семью.
Отношения в семье – это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое. В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, а главное – человечными. Значение и воспитательную роль семьи как структурной единицы общества трудно переоценить. Ее микроклимат создает атмосферу, которая поддерживает интерес ребенка к творчеству, самореализации.
На сегодняшний день в обществе возникла необходимость для духовного, равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но, и, что очень важно, как партнер. Поэтому, поднимая вопрос семейных ценностей в условиях общеобразовательного учреждения, в первую очередь нужно подразумевать неоценимую связь семьи и школы в одном общем деле – воспитании личности ребенка.
Хочется отметить, что именно наш округ признан лауреатом престижной национальной премии общественного признания “Семья России” среди субъектов Российской Федерации, церемония вручения которой прошла в Москве в Государственном Кремлевском дворце в мае текущего года. Поддерживая государственную политику в области пропаганды семьи, семейных ценностей, лучших традиций семейно-бытовой культуры, наша школа реализует основные направления работы с семьей, поставленные на современную основу. Данные отношения развиваются через систему гуманистических отношений детей, учителей, родителей и взаимосвязанную деятельность в единой воспитывающей среде. Все участники создают содружество взаимозаинтересованных в результатах этой деятельности индивидуумов. Отношения детей и взрослых приближаются по своему характеру к отношениям, свойственным хорошей семье.
Встав на путь создания “школы семейного общения”, мы почувствовали необходимость поиска не только новых форм работы с родителями, но и нового стиля взаимного доверия и сотрудничества, предполагающего единство целей, стратегии и тактики воспитания дома и в школе.
Поэтому целью данного проекта можно назвать содействие формированию нравственно ориентированной личности ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности при условии взаимовыгодного сотрудничества семьи и школы.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
– способствовать формированию нравственной позиции школьников;
– создать необходимые условия для проявления и развития индивидуальности каждого учащегося, его способностей;
– способствовать дальнейшему развитию отношений единства трех коллективов (“ядра воспитательной системы”): педагогического, ученического и родительского, где педагоги – управляющая подсистема, а ученики и родители – управляемая (и субъекты собственного развития) (см. схема воспитательной системы школы, рис.1);
– содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере досуга, тем самым способствуя возрождению национальных традиций семейного воспитания, приобщению детей к семейным истокам, изучению своей родословной, воспитанию нравственных и духовных начал личности и семейной общности;
– осуществлять социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спорта, а также корректировку воспитания в отдельных семьях, особенно неблагополучных.
Основным показателем эффективности, действенности являются личность ребенка, его самочувствие в школе и дома, включенность в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, детей и родителей является воспитательное пространство, где царят добро, культ знаний, терпимость.
Для изучения эффективности школы семейного общения может быть использован следующий диагностический инструментарий: так, показателем воспитанности учащихся являются сформированность нравственной направленности, креативность личности, социальная адаптивность, развитость коммуникативной культуры; показателем сформированности благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе может быть эталонность школьного коллектива в восприятии его членов, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
Программа работы с неблагополучными семьями в МОУ “СОШ № 9” “Стратегия семьи”
Правовые основы индивидуально – профилактической работы с неблагополучными семьями в МОУ “СОШ № 9”
Основным документом, регламентирующим деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в отношении несовершеннолетних и родителей, является Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах системы безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних от 24.06.1999г. № 120-03.
Индивидуальную профилактическую работу выполняют:
- органы управления социальной защиты населения в пределах своей компетенции в отношении родителей и их законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию или отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних, либо жесткого обращения с ними (подпункт 1п.1.ст.12).
- учреждение социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям выявляет несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, осуществляют реабилитацию этих лиц (подпункт 1.2 п.5 ст. 13)
- школа – выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а так же не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию, а так же выявляет семьи в социально опасном положении и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей (подпункт 2.3 п. 2 ст. 14)
- подразделения по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную работу в воспитании несовершеннолетних, а также их родителей и законных представителей, не исполняющих свои обязанности, отрицательно влияющих на их проведение либо жестоко обращаются с ними.
Общие положения
- В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие ребенка, нарушаются его права.
- Неблагополучные семьи не могут самостоятельно решить проблемы воспитания детей, им необходима квалифицированная целенаправленная помощь.
- Дети из неблагополучных семей нуждаются в поддержке педагогов.
Роль преподавателей в работе с неблагополучными семьями
- Создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного материала.
- Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
- Организация поддерживающих занятий.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
- Создание банка данных о неблагополучных семьях и детях из данных семей, обучающихся в школе.
- Определение с помощью педагога– психолога причины неблагополучия.
- Планирование работы с данными семьями совместно с администрацией школы, классными руководителями, психологом, организатором по работе с семьей, инспектором.
- Выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите, совместно с органами опеки решать вопросы защиты прав ребенка.
- Совместно с завучем по воспитательной работе вовлекать детей из неблагополучных детей в кружки и секции по интересам.
- Создание неблагоприятной обстановки в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.
- Установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
- Работа с учащимися класса по повышению статуса ребенка из неблагополучной семьи.
- В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.
Развернутый план социально-педагогической работы с различными типами семей
- Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
- Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
- Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.
- Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.
- Поддержка семьи опекунов.
- Работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям.
- Защита интересов опекаемых.
- Законодательное просвещение.
- Многодетные семьи:
- Содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций.
- Организация благотворительной помощи.
- Рекомендации по организации семейного досуга.
- Профориентационная работа.
- Законодательное просвещение.
- Неполные семьи:
- Оказание необходимой помощи в получении пособий.
- Психолого-педагогическое консультирование.
- Профилактика асоциально-аморального поведения.
- Организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь).
- Законодательное просвещение.
- Проблемные семьи:
- Изучение динамики развития проблемы семьи.
- Общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье.
- Законодательное просвещение.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
1 этап:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2 этап:
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3 этап:
Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4 этап:
Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5 этап:
Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций.
6 этап:
Изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап:
Составление карты семьи.
8 этап:
Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
9 этап:
Составление программы работы с неблагополучной семьей.
10 этап:
Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Основные аспекты работы
1. Как выявить семьи группы повышенного риска.
Признаками социального неблагополучия могут быть:
- неравный брак, конфликты между членами семьи, приемные родители, сожители или разведенный (одинокий) родитель;
- условия жизни семьи: недостаток жилищной площади, безработица, социальная изоляция родителей;
- нежеланный ребенок, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.
2. Педагогическое просвещение родителей.
– диагностический этап, позволяющий выявить реально существующие проблемы семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их культуры;
– консультативный, когда в беседе с вами родители определяют свои вопросы, проблемы, удобные для них формы и методы обучения (образовательный заказ);
– непосредственно процесс обучения, проходящий в различных формах, в соответствии с пожеланиями родителей;
– мониторинговый этап, помогающий проследить результаты обучения, понять, насколько они соответствуют пожеланиям и позитивному развитию родителей, семьи в целом.
3. Требования к педагогам, ведущим обучение родителей:
– умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
– внимание к проблемам родителей, к их переживаниям;
– доступность изложения материала;
– способность к оказанию психологической поддержки;
– стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, детьми;
– способность видеть малейшие достижения, вселять веру в успех.
4. Как преодолеть отчуждение родителей от школы:
Примерная программа тематических родительских собраний:
4. 1. Эмоциональное включение родителей:
- расширение эмоциональных контактов родителей с детьми;
- развитие коммуникативной грамотности родителей (“Общение дома”);
- развитие культуры чувств родителей (родительская любовь, забота друг о друге).
4.2. Правовые взаимодействия детей, родителей и школы:
- изучение основных прав ребенка, взрослого;
- разработка “Кодекса жизни школы” (что вы ждете от школы, какой хотели бы ее видеть);
Формы проведения собраний:
- Беседы, лекции, деловые игры.
Положительный итог проведения таких собраний:
- установление более тесного сотрудничества учителей и родителей;
- активные предложения родителей о том, как расширить взаимодействие;
- снижение конфликтных ситуаций в семьях.
Цикл родительских собраний по темам:
- День рождения вашего ребенка.
- Слова, которые мы произносим.
- Учим ли мы наших детей любить?
- Современный человек – поле проблем.
- Мир ценностей современного человека.
- Нравственные законы жизни.
- Человек о своей жизни.
- Взаимодействие людей друг с другом.
- “Кодекс жизни школы” – каким ему быть?
5. Взаимодействие неблагополучной семьи с другими органами, организациями, специалистами:
– со структурами муниципальных органов власти (Управление образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Центр занятости, Комитет по культуре и спорту, ГОВД, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), детская комната милиции);
– с учреждениями, призванными помогать семьям (реабилитационный центр “Семицветье”, психолого-медико-педагогическая служба, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям “Катарсис”, наркологический диспансер, Когалымская городская больница);
– со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, работники УИИ, работниками коммунальных служб, педагогами дополнительного образования).