Цели:
- Проверить знания учащихся по теме “Тригонометрия”;
- формировать интерес к математике;
- развивать кругозор учащихся и умение работать в команде.
План КВНа.
- Вводное слово ведущего.
- Историческая справка.
- Представление команд, экспертов, жюри.
- Разминка.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс грамотеев.
- Знатоки теории.
- Конкурс художников и “быстрей решай”.
- Домашнее задание.
- Блиц-турнир.
- Подведение итогов.
Надпись на доске: К Вершинам Науки.
1. Вводное слово ведущего.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Шутка:
Итак, мы начинаем КВН.
2. Историческая справка.
Тригонометрия – (греч.) раздел математики, изучающий свойства тригонометрических функций и решение треугольников или зависимость между сторонами и углами треугольников.
Потребность в решении треугольников раньше всего возникла в астрономии и в течении долгого времени тригонометрия развивалась и изучалась как один из разделов астрономии. В I тыс. н.э. в странах арабского халифата были сделаны основные открытия в тригонометрии.
Туркменский ученый аль – Маразви первым ввел понятие тангенса и котангенса как отношений сторон прямоугольного треугольника и составил таблицы синусов, тангенсов и котангенсов.
Синус и косинус ввели в математику индейские ученые. Основным достижением арабских ученых является то, что они отделили тригонометрию от астрономии.
В Европе тригонометрией занимались многие ученые, и среди них англичанин Брадвардин, австралиец Георг Пейрбах, поляк Коперник.
3. а) Представление экспертов.
Решает хорошо задачи,
К доске идти всегда готова,
А разве может быть иначе,
Ведь это – …Саша УшаковаОн у доски бывает часто,
На перемене он примерен.
Его фамилия прекрасна
И это – …Алексей Пислегин.
б) Представление жюри.
в) Представление команд:
– название;
– девиз;
– капитан.
4. Разминка.
Примеры заранее написаны на доске. Каждая команда решает пример по очереди.
Номер упражнения | Упражнения для первой команды | Упражнения для второй команды |
cos α sin β +
sin α cos β = ? (sin (α+β)) |
(sin α) | |
2 sin α cos α
= ? (sin 2α) |
tg α ctg α = ? (1) |
|
sin 300
(1/2) |
cos α cos β +
sin α sin β = ? (cos (α+β)) |
|
sin2
α + cos2
α = ? (1) |
cos2
α - sin2
α = ? (cos 2α) |
|
tg α = ctg α,
если α = ? (α = 450 ) |
cos 600 = ? (1/2) |
|
(cos α) | tg α = 0,
если α = ? α = 0 |
|
cos (-5β)
= ? (cos 5β) |
(ctg α) | |
(tg α) | - tg (-
8α) = ? (tg 8α) |
|
± (sin α) |
± (cos α) |
5. Конкурс капитанов.
Каждый капитан отвечает на вопрос по очереди.
Номер вопроса | Вопросы для капитана 1 команды | Вопросы для капитана 2 команды |
1. | Назовите старинную русскую меру
массы: а) гривна; б) золотник; в) фунт; г) пуд. |
|
2. | Что такое?
Отрезок, соединяющий точки окружности с центром? (Радиус) |
Что такое? Число, образующее уравнение в верное равенство? (Корень) |
3. | Вычислить устно: 2 · 25 · 43 · 5 · 4 = ? (43000) |
Вычислить устно: 25 · 5 · 34 · 4 · 2 = ? (34000) |
6. Конкурс грамотеев.
Два ученика-грамотея на доске пишут слова. Кто больше напишет слов правильно, тот и выиграл.
Слова:
– радианная мера угла;
– синус угла альфа;
– косинус угла альфа;
– тангенс;
– тригонометрическое тождество;
– формулы приведения;
– ордината;
– абсцисса.
7. Знатоки теории.
Команда получает вопрос. Один человек из команды отвечает на него после того, как посоветуется с командой.
Номер вопроса | Вопросы для 1 команды | Вопросы для 2 команды |
Что называется синусом угла альфа? (Синусом угла альфа называется ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол альфа.) |
Что называется косинусом угла альфа? (Косинусом угла альфа называется абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол альфа.) |
|
Что называется тангенсом угла альфа? (Тангенсом угла альфа называется отношение синуса угла альфа к косинусу угла альфа.) |
Что называется котангенсом угла альфа? (Котангенсом угла альфа называется отношение косинуса угла альфа к синусу угла альфа.) |
|
Изобразить знаки cos
α. - + |
Изобразить знаки tg
α. - + |
8. Конкурс художников (эстафета) и конкурс “Быстрей решай”.
Эти конкурсы проводятся одновременно.
Конкурс художников. Оценивается быстрота и точность изображения.
На листе ватмана, прикрепленном к доске, участники команды по очереди выполняют задание на карточках:
Карточка 1 команды | Карточка 2 команды | |
Изобразить единичную окружность. | ||
Изобразить на ней точки, соответствующие углу α, если: | ||
1 | sin α = - 1 | sin α = - 1 |
2 | sin α = | cos α = - |
3 | cos α = - | sin α = |
4 | sin α = - | sin α = - |
5 | cos α = 0, а sin α = | sin α = , а cos α = 0 |
6 | sin α = 0 | cos α = 1 |
7 | cos α = 1 | sin α = 0 |
Конкурс “Быстрей решай”. По одному человеку от каждой команды получают одинаковое задание на карточке. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнит все задания.
Номер задания | Текст задания |
Сравните значения: sin 300 и cos 300 (<) sin 600 и sin (- 600) (>) sin 450 и cos (- 450) (=) tg 600 и tg 2700 (знак определить не возможно, т.к. tg 2700 не существует) |
|
Упростить: 1 - 2 sin2 3β = ? (cos 6β) |
|
Вычислить: сos2 - sin2 = ? (=2 cos = 2 cos 2700 = 0) |
|
Дополнительное задание для 1 команды: cos (α+β)=? | |
Дополнительное задание для 2 команды: cos (α- β)=? |
9. Домашнее задание.
Каждая команда заранее подготовила задание команде соперников:
1 команда: Упростить выражение и найти его значение при α = π:
(cos (+ α) + cos (- α))2 + sin2 (α-).
2 команда: Упростить выражение: .
10. Блиц-турнир.
Пока жюри проверяет домашнее задание и подводит промежуточные итоги, команды отвечают на вопросы, которые задает ведущий. Кто быстрее ответит, тот получает дополнительный балл.
- Как называется сотая часть числа? (Процент.)
- Наименьшее натуральное число? (1.)
- Французский ученый, который ввел прямоугольную систему координат? (Декарт.)
- Единица измерения скорости на море? (Узел.)
- 32 = 9; 42 = 16; = ? (Угол в квадрате равен 900)
- Отрезок, соединяющий, две точки окружности? (Хорда.)
- Электропоезд идет с востока на запад, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым? (Электропоезд не дымит.)
- Кто окажется тяжелее после ужина? Первый людоед, который весил до ужина 48 кг, и на ужин съел второго людоеда, или второй людоед, который весил до ужина 52 кг и на ужин съел первого? (Одинаково.)
11. Подведение итогов игры.