Влияние учительской оценки на самооценку учащихся начальных классов (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Неслучайно, одно из направлений идущего сейчас эксперимента по совершенствованию содержания и структуры образования - поиск путей к обучению без отметок. При этом приходится осознавать, что речь идет о качественно новом обучении в начальных классах – педагогическом процессе с оценочным компонентом.

Отказавшись от отметок, я ясно понимаю, что ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, радостном принятии учителем любой активности малыша, любого, даже самого незначительного, достижения.

Ученик должен видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении.

Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию. Однако, для установления обратной связи с ребенком при обучении без отметок, на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращенных к ребенку “слов учителя”.

Поэтому я попыталась сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к своей работе.

Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

Стимулируют активную творческую позицию учащегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше.

  1. Молодец!
  2. Замечательно!
  3. Умник! Умница!
  4. Ты меня удивил(а)!
  5. Красивое оформление работы!
  6. Очень красиво!
  7. Восхитительно!
  8. Прекрасно!
  9. Чудесно!
  10. Здорово!
  11. Я горжусь тобой!
  12. Ты меня порадовал(а).
  13. Мне нравится, как ты работаешь!
  14. Это действительно прогресс!
  15. Спасибо!
  16. Все идет прекрасно!
  17. Хорошо, благодарю тебя!
  18. Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).
  19. Наконец-то у тебя все получилось! Я очень рада за тебя!
  20. Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за …
  • аккуратность
  • прилежание,
  • старательность,
  • точность выполнения задания
  • красивую запись
  • красивое написание букв, предложений, текста и т.д.
  • внимательность при чтении задания
  • качественно выполненную работу
  1. Я признательна тебе за …
  2. Я благодарна тебе за…
  3. У тебя все получится.
  4. Я верю в твой успех.
  5. Мое восхищение!
  6. Поздравляю тебя! У тебя все получилось!
  7. Поздравляю тебя! Буква … написана как в прописях.
  8. Поздравляю тебя. Наконец-то текст (предложение) подчинился (ось) тебе. Ты списал(а) его без ошибок.
  9. Молодчина! В устном счете (в задаче, в задании, в уравнениях, в примерах и т.д.) ни одной ошибки. Это победа!
  10. Я рада (думаю, уверена,), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
  11. Мне приятно видеть твои успехи.
  12. Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Ты – молодец!
  13. Заметно улучшились результаты.
  14. Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
  15. Я уважаю в тебе стремление…
  • написать красиво
  • выполнить работу аккуратно
  • выполнить работу старательно
  • выполнить работу точно
  • к аккуратности
  • к старательности
  • к прилежанию
  • к самостоятельности
  • к самосовершенствованию
  • к самопроверке
  • найти и исправить ошибки
  • прописать точно и красиво

Стимулируют учащихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе.

  1. А тебе это нравится?
  2. Как ты к этому относишься?
  3. А ты доволен (довольна) своим результатом?
  4. Я этого очень ждала, а ты?
  5. Ты меня озадачил(а).
  6. Что с тобой случилось?
  7. Что с тобой произошло?
  8. Постарайся не спешить при выполнении задания.
  9. Постарайся не торопиться
  10. Не спеши. Будь внимательным(ой).
  11. Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.
  12. Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.
  13. Проверяй написание слов по словарю и у тебя не будет таких ошибок.
  14. Порадуй меня, пожалуйста!
  15. Отнесись к работе серьезнее.
  16. Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.
  17. Заметил(а) ли ты улучшение результатов?
  18. Я предполагаю (хочется верить), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
  19. Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?
  20. Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?
  21. Как бы ты оценил(а) свою работу?
  22. Какие буквы (слова, предложения) тебе удалось написать (выполнить) красиво (правильно, точно, качественно)?
  23. Я верю в твой успех. А ты?
  24. Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).