Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Неслучайно, одно из направлений идущего сейчас эксперимента по совершенствованию содержания и структуры образования - поиск путей к обучению без отметок. При этом приходится осознавать, что речь идет о качественно новом обучении в начальных классах – педагогическом процессе с оценочным компонентом.
Отказавшись от отметок, я ясно понимаю, что ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, радостном принятии учителем любой активности малыша, любого, даже самого незначительного, достижения.
Ученик должен видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении.
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию. Однако, для установления обратной связи с ребенком при обучении без отметок, на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращенных к ребенку “слов учителя”.
Поэтому я попыталась сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к своей работе.
Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
Стимулируют активную творческую позицию учащегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше.
- Молодец!
- Замечательно!
- Умник! Умница!
- Ты меня удивил(а)!
- Красивое оформление работы!
- Очень красиво!
- Восхитительно!
- Прекрасно!
- Чудесно!
- Здорово!
- Я горжусь тобой!
- Ты меня порадовал(а).
- Мне нравится, как ты работаешь!
- Это действительно прогресс!
- Спасибо!
- Все идет прекрасно!
- Хорошо, благодарю тебя!
- Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).
- Наконец-то у тебя все получилось! Я очень рада за тебя!
- Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за …
- аккуратность
- прилежание,
- старательность,
- точность выполнения задания
- красивую запись
- красивое написание букв, предложений, текста и т.д.
- внимательность при чтении задания
- качественно выполненную работу
- Я признательна тебе за …
- Я благодарна тебе за…
- У тебя все получится.
- Я верю в твой успех.
- Мое восхищение!
- Поздравляю тебя! У тебя все получилось!
- Поздравляю тебя! Буква … написана как в прописях.
- Поздравляю тебя. Наконец-то текст (предложение) подчинился (ось) тебе. Ты списал(а) его без ошибок.
- Молодчина! В устном счете (в задаче, в задании, в уравнениях, в примерах и т.д.) ни одной ошибки. Это победа!
- Я рада (думаю, уверена,), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
- Мне приятно видеть твои успехи.
- Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Ты – молодец!
- Заметно улучшились результаты.
- Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
- Я уважаю в тебе стремление…
- написать красиво
- выполнить работу аккуратно
- выполнить работу старательно
- выполнить работу точно
- к аккуратности
- к старательности
- к прилежанию
- к самостоятельности
- к самосовершенствованию
- к самопроверке
- найти и исправить ошибки
- прописать точно и красиво
Стимулируют учащихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе.
- А тебе это нравится?
- Как ты к этому относишься?
- А ты доволен (довольна) своим результатом?
- Я этого очень ждала, а ты?
- Ты меня озадачил(а).
- Что с тобой случилось?
- Что с тобой произошло?
- Постарайся не спешить при выполнении задания.
- Постарайся не торопиться
- Не спеши. Будь внимательным(ой).
- Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.
- Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.
- Проверяй написание слов по словарю и у тебя не будет таких ошибок.
- Порадуй меня, пожалуйста!
- Отнесись к работе серьезнее.
- Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.
- Заметил(а) ли ты улучшение результатов?
- Я предполагаю (хочется верить), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
- Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?
- Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?
- Как бы ты оценил(а) свою работу?
- Какие буквы (слова, предложения) тебе удалось написать (выполнить) красиво (правильно, точно, качественно)?
- Я верю в твой успех. А ты?
- Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).