Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФНР, НВОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с буквой и звуком Ц, его автоматизация в слоговых рядах, фразах, связной речи.
  • Упражнение в звуко-буквенном анализе слов, анализе предложений.
  • Закрепление навыков чтения.
  • Развитие умения пересказывать прочитанный текст.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие фонематических процессов: восприятия анализа, синтеза.
  • Развитие зрительного гнозиса и мелкой моторики.
  • Развитие памяти, внимания, мыслительных процессов.
  • Развитие чувства рифмы.

Воспитательные:

  • Воспитание сознательного отношения к миру природы.

Материал: набор картинок со звуком “Ц”, картинки для фланелеграфа, таблицы для чтения с наложением букв, с повторяющимися буквами, текст для чтения, кассы букв, модели схемы предложения, предметы для установления аналогий.

Ход занятия

1. Орг. момент. Загадка.

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем
И он разбился, и оттуда
Живое появилось чудо.

2. Сообщение темы занятия.

Догадайтесь как звали цыпленка? Для этого надо разгадать шифровку, из каждого слова нужно выбрать тот звук, который указан цифрой.

(Предлагается таблица с картинками и цифрами).

Заяц Лыжи Шапка
4 2 3

 

ЦЫП

- А теперь послушайте про него сказку. (Рассказывание сказки Г. Юдина “Цыпленок Цып”).
- Догадались, о каком звуке мы будем говорить сегодня?... Мы будем слушать, и произносить звук Ц и сочинять продолжение сказки. Давайте произнесем звук Ц:Ц:Ц:Ц. Кто произносит и издает этот звук?

Ответы детей:

  • Цокает белка;
  • Стрекочет цикада;
  • Цокает подкова лошади;
  • Стучат мамины каблучки;
  • Давайте Цыпу расскажем все о звуке Ц. Какой он?

3. Характеристика звука Ц (у зеркала).

- Согласный (рассказать о положении губ, языка, зубов, наличии воздушной струи).
- Он глухой или звонкий? Докажите (ладошку на горлышко, голос спит).
- Он твердый или мягкий? (Всегда твердый, никогда не бывает мягкий).
- Каким цветом обозначим этот звук? (Синей фишкой).

4. Знакомство с буквой.

- Рисуют в воздухе;
- На листе бумаги по контуру и без него, уменьшая размеры букв по мере складывания листа;
- Рассматривание картинки гусеницы, в изображении которой спрятано семь букв Ц.

5. Воспроизведение слоговых рядов.

- Давайте продолжим сказку о Цыпе. Цып пел разные песни, удивлялся и пел так: ац-оц-уц испугался и пел так: ацл-оцл-уцл. Мама курица ему отвечала: уцо-уцу-уцы; цва-цвы-цву. (Дети повторяют слоговые цепочки).

- А потом Цып услышал наши песенки со звуком Ц и каждый раз подпрыгивал, когда слышал звук Ц.

6. Выделение звука из слоговых рядов.

- ас-со-цу-ус-су-ста-уца-уцо...
- Кто же пел эту песенку? Вы узнаете, если прочитаете шифровку, зачеркнете повторяющиеся буквы

К П С М Т
М Е К Н С
Ш К Ц Ш Ы

ПТЕНЦЫ

Дети произносят чистоговорку: цо-цу-цы, цо-цу-цы, поют, стараются птенцы.

- В это время из домика было слышно, как девочка читает разные слова. Ее звали: у,м,н,и,ц,а. (Собери звук).

7. Выделение звука из слов.

- Жила-была умница, умница-разумница. Про умницу знала вся улица, цыпленок Цып и курица. Цыпленок Цып подпрыгивал, когда слышал в словах знакомый звук Ц. И вы подпрыгните, когда услышите этот звук: акация, цифры, циферблат, альпинист, таксист, танцор, скалолаз, мотоцикл.

8. Звуковой и слоговой синтез.

- Вдруг сильный ветер выхватил страницы из букваря и слова разлетелись, помогите их собрать: р, ы, сь.

- А теперь поменяйте слоги местами и узнаете слово: рец-скво, рец-гу-о, дец-ло-мо, нец-ко, ни-си-ца, се-гу-ни-ца. (По мере восстановления деформированных слов, выкладываются картинки: гусеница, синица, скворец, песец, огурец, куница, рысь).

- Какое из этих слов лишнее, в нем нет звука Ц? (Рысь – картинку убрать. Оставшиеся картинки нужно поселить в слоговые дома).

----- ----- ----- ------ ------ ----- ------ ----- ------

Дети по очереди берут картинки и раскладывают их к схемам.

- О каких животных вы слышали редко? (Куница)
- В природе есть цепи питания. Посмотрите на картинки, составьте цепь питания.

Хором:

Гусеница боится синицу,
Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.

- Цыпленок нашел записку. Вы сможете прочитать ее, если поставите цифры и буквы по порядку.

В Ц Т Е
2 1 4 3

- Что значит слово цвет?

Физ. минутка.

9. Упражнение с разрезной азбукой.

- Хотите узнать, как цвет превратился в цветок?

Цвет-цветы-цвети-цветик-цветок.

10. Анализ предложения.

Тут цветут цветы.

- Гусеница подползла к цветку. Цып увидел ее и закричал. Эй, гусеница, ты неправильно ползешь. Надо катиться кольцом. Гусеница ответила: - Я не дрессированная.

- Цып отправился в цирк. Кого Цып увидел в цирке вы узнаете, если допишите слова-названия животных (карточки со словами в недописанном варианте - видна верхняя часть слов: медведица, волчица, ослица, тигрица, львица, верблюдица).

- Чем похожи эти слова? Какой одинаковый слог в конце этих слов?

11. Преобразование деформированных фраз.

- Цып увидел представление и захотел рассказать об увиденном. Вот, что из этого получилось.

  1. Лисица, ездить, велосипед, на.
  2. Волчица, кувыркаться, ковер, на.
  3. Медведица, лазить, канат, по.
  4. Львица, прыгать, обруч, горящий, через.
  5. Тигрица, самокат, кататься, на.

12. Чтение и пересказ детьми текста “В цирке”.

В цирке выступают дрессированные звери: лисица, львица, ослица, тигрица. Дрессировщик научил лисицу считать. Вот цифра три – лисица лает три раза. Ослица поет, как певица. Все хлопают в ладоши и смеются. Цып принес артистам цветы.

13. Заключительная часть.

Мы сыграем в ДА и НЕТ. Найдите правильный ответ. Отвечайте без подсказок, кто летит, кто не летит. Кто не вылетит не разу, тот в игре и победит.

Летит, летит:

Орлица
Волчица
Синица
Горчица
Куница
Кукушка
Старушка
Скворец
Дворец
Вороны
Корона
Сова
Трава

Припомните, какие слова в этой игре были со звуком Ц.

14. Итог.