Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с буквой и звуком Ц, его автоматизация в слоговых рядах, фразах, связной речи.
- Упражнение в звуко-буквенном анализе слов, анализе предложений.
- Закрепление навыков чтения.
- Развитие умения пересказывать прочитанный текст.
Коррекционно – развивающие:
- Развитие фонематических процессов: восприятия анализа, синтеза.
- Развитие зрительного гнозиса и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, мыслительных процессов.
- Развитие чувства рифмы.
Воспитательные:
- Воспитание сознательного отношения к миру природы.
Материал: набор картинок со звуком “Ц”, картинки для фланелеграфа, таблицы для чтения с наложением букв, с повторяющимися буквами, текст для чтения, кассы букв, модели схемы предложения, предметы для установления аналогий.
Ход занятия
1. Орг. момент. Загадка.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем
И он разбился, и оттуда
Живое появилось чудо.
2. Сообщение темы занятия.
Догадайтесь как звали цыпленка? Для этого надо разгадать шифровку, из каждого слова нужно выбрать тот звук, который указан цифрой.
(Предлагается таблица с картинками и цифрами).
Заяц | Лыжи | Шапка |
4 | 2 | 3 |
ЦЫП |
- А теперь послушайте про него сказку. (Рассказывание
сказки Г. Юдина “Цыпленок Цып”).
- Догадались, о каком звуке мы будем говорить
сегодня?... Мы будем слушать, и произносить звук Ц
и сочинять продолжение сказки. Давайте
произнесем звук Ц:Ц:Ц:Ц. Кто произносит и издает
этот звук?
Ответы детей:
- Цокает белка;
- Стрекочет цикада;
- Цокает подкова лошади;
- Стучат мамины каблучки;
- Давайте Цыпу расскажем все о звуке Ц. Какой он?
3. Характеристика звука Ц (у зеркала).
- Согласный (рассказать о положении губ,
языка, зубов, наличии воздушной струи).
- Он глухой или звонкий? Докажите (ладошку на
горлышко, голос спит).
- Он твердый или мягкий? (Всегда твердый,
никогда не бывает мягкий).
- Каким цветом обозначим этот звук? (Синей
фишкой).
4. Знакомство с буквой.
- Рисуют в воздухе;
- На листе бумаги по контуру и без него, уменьшая
размеры букв по мере складывания листа;
- Рассматривание картинки гусеницы, в
изображении которой спрятано семь букв Ц.
5. Воспроизведение слоговых рядов.
- Давайте продолжим сказку о Цыпе. Цып пел разные песни, удивлялся и пел так: ац-оц-уц испугался и пел так: ацл-оцл-уцл. Мама курица ему отвечала: уцо-уцу-уцы; цва-цвы-цву. (Дети повторяют слоговые цепочки).
- А потом Цып услышал наши песенки со звуком Ц и каждый раз подпрыгивал, когда слышал звук Ц.
6. Выделение звука из слоговых рядов.
- ас-со-цу-ус-су-ста-уца-уцо...
- Кто же пел эту песенку? Вы узнаете, если
прочитаете шифровку, зачеркнете повторяющиеся
буквы
К | П | С | М | Т |
М | Е | К | Н | С |
Ш | К | Ц | Ш | Ы |
ПТЕНЦЫ
Дети произносят чистоговорку: цо-цу-цы, цо-цу-цы, поют, стараются птенцы.
- В это время из домика было слышно, как девочка читает разные слова. Ее звали: у,м,н,и,ц,а. (Собери звук).
7. Выделение звука из слов.
- Жила-была умница, умница-разумница. Про умницу знала вся улица, цыпленок Цып и курица. Цыпленок Цып подпрыгивал, когда слышал в словах знакомый звук Ц. И вы подпрыгните, когда услышите этот звук: акация, цифры, циферблат, альпинист, таксист, танцор, скалолаз, мотоцикл.
8. Звуковой и слоговой синтез.
- Вдруг сильный ветер выхватил страницы из букваря и слова разлетелись, помогите их собрать: р, ы, сь.
- А теперь поменяйте слоги местами и узнаете слово: рец-скво, рец-гу-о, дец-ло-мо, нец-ко, ни-си-ца, се-гу-ни-ца. (По мере восстановления деформированных слов, выкладываются картинки: гусеница, синица, скворец, песец, огурец, куница, рысь).
- Какое из этих слов лишнее, в нем нет звука Ц? (Рысь – картинку убрать. Оставшиеся картинки нужно поселить в слоговые дома).
----- ----- | ----- ------ ------ | ----- ------ ----- ------ |
Дети по очереди берут картинки и раскладывают их к схемам.
- О каких животных вы слышали редко? (Куница)
- В природе есть цепи питания. Посмотрите на
картинки, составьте цепь питания.
Хором:
Гусеница боится синицу,
Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.
- Цыпленок нашел записку. Вы сможете прочитать ее, если поставите цифры и буквы по порядку.
В | Ц | Т | Е |
2 | 1 | 4 | 3 |
- Что значит слово цвет?
Физ. минутка.
9. Упражнение с разрезной азбукой.
- Хотите узнать, как цвет превратился в цветок?
Цвет-цветы-цвети-цветик-цветок.
10. Анализ предложения.
Тут цветут цветы.
- Гусеница подползла к цветку. Цып увидел ее и закричал. Эй, гусеница, ты неправильно ползешь. Надо катиться кольцом. Гусеница ответила: - Я не дрессированная.
- Цып отправился в цирк. Кого Цып увидел в цирке вы узнаете, если допишите слова-названия животных (карточки со словами в недописанном варианте - видна верхняя часть слов: медведица, волчица, ослица, тигрица, львица, верблюдица).
- Чем похожи эти слова? Какой одинаковый слог в конце этих слов?
11. Преобразование деформированных фраз.
- Цып увидел представление и захотел рассказать об увиденном. Вот, что из этого получилось.
- Лисица, ездить, велосипед, на.
- Волчица, кувыркаться, ковер, на.
- Медведица, лазить, канат, по.
- Львица, прыгать, обруч, горящий, через.
- Тигрица, самокат, кататься, на.
12. Чтение и пересказ детьми текста “В цирке”.
В цирке выступают дрессированные звери: лисица, львица, ослица, тигрица. Дрессировщик научил лисицу считать. Вот цифра три – лисица лает три раза. Ослица поет, как певица. Все хлопают в ладоши и смеются. Цып принес артистам цветы.
13. Заключительная часть.
Мы сыграем в ДА и НЕТ. Найдите правильный ответ. Отвечайте без подсказок, кто летит, кто не летит. Кто не вылетит не разу, тот в игре и победит.
Летит, летит:
Орлица
Волчица
Синица
Горчица
Куница
Кукушка
Старушка
Скворец
Дворец
Вороны
Корона
Сова
Трава
Припомните, какие слова в этой игре были со звуком Ц.
14. Итог.