Урок чтения. 2-й класс, базовый уровень

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • работать над осознанным, правильным чтением;
  • развивать речь;
  • расширять кругозор детей;
  • учить делению текста на смысловые части;
  • готовить к пересказу;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • портрет В.В.Бианки;
  • выставка его книг;
  • рисунок медведя;
  • слова на карточках;
  • музыкальный инструмент – скрипка;
  • фигурки медвежат к физминутке.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Речевая разминка.

Упражнение 1.

“Бросим мяч”: вдохнули, на выдохе наклоняемся и “поднимаем мяч”, ещё один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – “бросаем” мяч.

Упражнение 2.

Произнесите слоги:

кра, кру, кры, кри, кре

1) в средней тональности;
2) очень тихо;
3) очень громко;
4) как медвежонок говорит;
5) как мышка пищит;

Упражнение 3.

Прочитайте:

На лесной опушке
Выросли волнушки.
Оглянулись
и сказали:
- Здравствуйте!
А вы нас ждали?

(Л.Тетивкин)

- Что такое волнушки?
- Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм.
- Прочитайте, выделяя голосом подчёркнутые слова.

II. Работа над новым материалом.

1. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (“Ребята и утята”)
- Кто автор? (М.М.Пришвин) (Метод проверки: беседа с выборочным чтением)
- Ответьте словами из текста: где утка пускала утят вперед? (2 абзац)
- А почему? (заботливая мама)
- Кто увидел утят?
- Что они сделали?
- Как из-за этого разговаривал с ними автор? (строго, сердито)
- Чем все закончилось? Прочитайте.
- Чему научил вас этот рассказ? (не обижать тех, кто слабее).

2. Работа до чтения.

Отгадайте загадку:

- Хозяин лесной – просыпается весной... (прикрепляю на доску рисунок медведя)
- О ком будет текст?

По названию, фамилии автора, иллюстрациям к тексту дети делают предположения о содержании рассказа. Проводится словарная работа.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;
Пиликать – издавать тонкие, тоскливые звуки;
Медвежатник – охотник на медведей.

3. Самостоятельное чтение учащихся. Проверка предположений. Деление на части.

4. Работа во время чтения.

Какие предположения подтвердились? Чтение по частям подготовленными учениками. Ответы на вопросы и выполнение заданий.

1 часть.

- Где сидел старый медвежатник?
- Что такое завалинка?
- Что делал старик?
- Что значит – пиликал?
- А что такое скрипка?

(Показываю скрипку, подражаю игре старика, дергаю за струны, издаются звуки)

- А старик любил музыку? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение).

На доске открывается запись – любил музыку (для составления характеристики охотника).

- А что сказал ему колхозник?
- Как вы понимаете “из ружья у тебя лучше получается”? ( На доске открываю запись – хороший охотник)

2 часть.

- Что сделал старик? (пошел в лес)
- Нашел он медведя? (нет)
- Прочитайте описание леса. (Тихо было в лесу...)
- Как писатель говорит о звуке, услышанном стариком? (красивый, как струна, играет звонко, ласково)

Чтение 3 части.

- Откуда слышался звук? (с опушки)
- А что такое опушка?
- Какую картину увидел старик? Прочитайте.
- Понравилось старику как поет щепка?
- На что она похожа? (на струну)

4 часть.

- Убил медведя охотник?
- А почему? Зачитайте.
- О какой черте характера говорит это? (Открываю продолжение характеристики старика: добрый, любил животных, бережно относился к природе)
- Так к какой же части рассказа иллюстрация в книге? (3 часть)

5. Физминутка.

- Теперь отдохнем. На доске фигурки медведей, которые вы делали на уроке труда. Сзади записаны задания, их надо выполнить вызванному ученику. Остальные угадывают повадки медведей и повторяют движения.

Вызываю ученика, он читает задание и показывает движения. Другие отгадывают и повторяют.

  1. Покажи, как медведь просыпается ото сна.
  2. Как медведь ест малину.
  3. Как он ловит рыбу.

III. Итоговая беседа.

- Как называется рассказ?
- Кто его автор? (Виталий Валентинович Бианки- показываю портрет писателя)

Сообщение о писателе делают дети.

Родился В.В.Бианки в Петербурге. Его отец был ученым. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Бианки часто там бывал. Но Виталию всегда хотелось в настоящий лес, увидеть живую природу, животных. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берет его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных. ( Знакомлю детей с выставкой книг В.В.Бианки)

Доклады о медведе.

- Теперь выйдут дети и расскажут об этом лесном хищнике.

1-ый.

Медведь – это лесной, могучий хищник. Он очень много ест, поэтому такой большой и сильный. Питается он лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывает жуков, личинок, ловит лягушек, рыбу. Большой любитель меда.

2-ой.

На зиму медведь ложится в берлогу. А если медведь не накопит осенью жира. Он не ляжет в спячку. Этих медведей называют – шатуны. Они очень опасны. Тогда охотники охраняют деревни, следят, чтобы медведи не подходили близко к жилью человека.

3-ий.

Говорят, когда медведь спит, он сосет лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы: камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.

- А о какой же забаве мы сегодня еще узнали?
- Как называется рассказ?
- Кто же здесь музыкант?
- Какова главная мысль рассказа?
- Почему охотник не убил медведя?
- Какой он был человек?
- Как надо относиться к природе, к животным?

Домашнее задание: пересказ текста.