Цели урока:
- работать над осознанным, правильным чтением;
- развивать речь;
- расширять кругозор детей;
- учить делению текста на смысловые части;
- готовить к пересказу;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- портрет В.В.Бианки;
- выставка его книг;
- рисунок медведя;
- слова на карточках;
- музыкальный инструмент – скрипка;
- фигурки медвежат к физминутке.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Речевая разминка.
Упражнение 1.
“Бросим мяч”: вдохнули, на выдохе наклоняемся и “поднимаем мяч”, ещё один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – “бросаем” мяч.
Упражнение 2.
Произнесите слоги:
кра, кру, кры, кри, кре
1) в средней тональности;
2) очень тихо;
3) очень громко;
4) как медвежонок говорит;
5) как мышка пищит;
Упражнение 3.
Прочитайте:
На лесной опушке
Выросли волнушки.
Оглянулись и сказали:
- Здравствуйте!
А вы нас ждали?
(Л.Тетивкин)
- Что такое волнушки?
- Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм.
- Прочитайте, выделяя голосом подчёркнутые слова.
II. Работа над новым материалом.
1. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на
прошлом уроке? (“Ребята и утята”)
- Кто автор? (М.М.Пришвин) (Метод проверки: беседа
с выборочным чтением)
- Ответьте словами из текста: где утка пускала
утят вперед? (2 абзац)
- А почему? (заботливая мама)
- Кто увидел утят?
- Что они сделали?
- Как из-за этого разговаривал с ними автор? (строго,
сердито)
- Чем все закончилось? Прочитайте.
- Чему научил вас этот рассказ? (не обижать тех,
кто слабее).
2. Работа до чтения.
Отгадайте загадку:
- Хозяин лесной – просыпается весной... (прикрепляю
на доску рисунок медведя)
- О ком будет текст?
По названию, фамилии автора, иллюстрациям к тексту дети делают предположения о содержании рассказа. Проводится словарная работа.
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль
наружных стен избы;
Пиликать – издавать тонкие, тоскливые звуки;
Медвежатник – охотник на медведей.
3. Самостоятельное чтение учащихся. Проверка предположений. Деление на части.
4. Работа во время чтения.
Какие предположения подтвердились? Чтение по частям подготовленными учениками. Ответы на вопросы и выполнение заданий.
1 часть.
- Где сидел старый медвежатник?
- Что такое завалинка?
- Что делал старик?
- Что значит – пиликал?
- А что такое скрипка?
(Показываю скрипку, подражаю игре старика, дергаю за струны, издаются звуки)
- А старик любил музыку? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение).
На доске открывается запись – любил музыку (для составления характеристики охотника).
- А что сказал ему колхозник?
- Как вы понимаете “из ружья у тебя лучше
получается”? ( На доске открываю запись –
хороший охотник)
2 часть.
- Что сделал старик? (пошел в лес)
- Нашел он медведя? (нет)
- Прочитайте описание леса. (Тихо было в лесу...)
- Как писатель говорит о звуке, услышанном
стариком? (красивый, как струна, играет звонко,
ласково)
Чтение 3 части.
- Откуда слышался звук? (с опушки)
- А что такое опушка?
- Какую картину увидел старик? Прочитайте.
- Понравилось старику как поет щепка?
- На что она похожа? (на струну)
4 часть.
- Убил медведя охотник?
- А почему? Зачитайте.
- О какой черте характера говорит это? (Открываю
продолжение характеристики старика: добрый,
любил животных, бережно относился к природе)
- Так к какой же части рассказа иллюстрация в
книге? (3 часть)
5. Физминутка.
- Теперь отдохнем. На доске фигурки медведей, которые вы делали на уроке труда. Сзади записаны задания, их надо выполнить вызванному ученику. Остальные угадывают повадки медведей и повторяют движения.
Вызываю ученика, он читает задание и показывает движения. Другие отгадывают и повторяют.
- Покажи, как медведь просыпается ото сна.
- Как медведь ест малину.
- Как он ловит рыбу.
III. Итоговая беседа.
- Как называется рассказ?
- Кто его автор? (Виталий Валентинович Бианки-
показываю портрет писателя)
Сообщение о писателе делают дети.
Родился В.В.Бианки в Петербурге. Его отец был ученым. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Бианки часто там бывал. Но Виталию всегда хотелось в настоящий лес, увидеть живую природу, животных. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берет его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных. ( Знакомлю детей с выставкой книг В.В.Бианки)
Доклады о медведе.
- Теперь выйдут дети и расскажут об этом лесном хищнике.
1-ый.
Медведь – это лесной, могучий хищник. Он очень много ест, поэтому такой большой и сильный. Питается он лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывает жуков, личинок, ловит лягушек, рыбу. Большой любитель меда.
2-ой.
На зиму медведь ложится в берлогу. А если медведь не накопит осенью жира. Он не ляжет в спячку. Этих медведей называют – шатуны. Они очень опасны. Тогда охотники охраняют деревни, следят, чтобы медведи не подходили близко к жилью человека.
3-ий.
Говорят, когда медведь спит, он сосет лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы: камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.
- А о какой же забаве мы сегодня еще узнали?
- Как называется рассказ?
- Кто же здесь музыкант?
- Какова главная мысль рассказа?
- Почему охотник не убил медведя?
- Какой он был человек?
- Как надо относиться к природе, к животным?
Домашнее задание: пересказ текста.