Урок математики в начальной школе с мультимедийным приложением. 4-й класс. Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел.
  • Формировать представление о ценностях здорового образа жизни и бережного отношения к дарам природы.
  • Продолжить работу по развитию вычислительных навыков и умения решать задачи изученных видов. Развивать речь, внимание, интерес к математике.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять, только верно отвечать.

II. Актуализация знаний.

1. Игра “Внимание”.

- А чтобы верно отвечать, нужно быть очень внимательными.
- Посмотрите внимательно на фигуры, которые вы видите на экране (слайд №2)

Учитель даёт на запоминание 20-30 секунд, затем изображение убирает.

- Нарисуйте в тетрадях то, что запомнили.
- А теперь сравните с образцом (слайд №2 появляется снова).
- Кто выполнил точно? Молодцы, у вас высокий уровень внимания.
- У кого ошибки? Вам нужно постараться в следующий раз и у вас обязательно получиться выполнить точно это задание.
- Ребята, а какая фигура здесь может быть лишней?
- Скажите, а какой дробью можно обозначить одну часть круга, ромба?
- Молодцы! Таким внимательным ученикам любое задание под силу.

2. Устный счёт.

Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу!

- Открываем страницу учебника 35 №8а. Прочитайте задание (слайд№3). Прежде чем мы узнаем название самой высокой вершины в Австралии, посчитаем устно. Работаем по цепочке.

- Расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте название вершины. Ребята, высота над уровнем моря этой вершины составляет 5029 м.

Выразите эту величину в километрах и метрах.

- Скажите, почему люди стремятся отдохнуть в горах? (слайд №4)
- Что вы знаете о людях, которые живут в горах?
- А как называют спортсменов, которые стремятся покорить горные вершины?
- И мы, ребята, с вами будем стремиться покорить вершину знаний, а для этого нужно быть собранными, готовыми всегда прийти на выручку своему товарищу. Итак, продолжим наше восхождение!

III. Постановка проблемы (слайд №5)

а) Найдите три седьмых от числа 420. Какое правило применили?
б) Найдите число, если четыре девятых его составляют 360 (Правило).
в) Вычислите разность двух дробей. Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?

Найдите сумму дробей. Какую дробь получили? Выделите целую часть. Как называется полученное число?

г) Запишите и найдите значение этого выражения. (Учащиеся испытывают затруднение)

- Кто справился с заданием? Назовите ответ. Молодцы, не ожидала, пример был новым. Позднее мы посмотрим, как вы его решили, будете помощниками на уроке.
- Кто не смог найти значение выражения? Как вы думаете, почему не решили?
- Чем он отличается от предыдущих? Какие числа использовали в выражении?
- Умеем ли мы складывать и вычитать смешанные числа?
- Значит, какая тема нашего урока? (слайд №6)
- Чему будем учиться на уроке?

IV. “Открытие” детьми нового знания.

- Ребята, для того чтобы узнать, как складывать и вычитать смешанные числа, предлагаю использовать рисунки фигур на странице 31 учебника, задание №1 (слайд №7).
- Открываем учебник, а ребята, которые справились с новым заданием, будут нам помогать.
- Ваши предположения, как удобнее складывать? (Целые части отдельно, дробные отдельно).
- Можно использовать этот приём при вычитании? Давайте проверим.
- Чем интересен третий случай (У вычитаемого нет целой части).
- Как поступим? (Целая часть останется неизменной, а из дробной части вычтем другую дробную часть).
- Что заметили в четвёртом примере?
- Какой вывод мы сделаем? Сравните с правилом в учебнике.

V. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой!
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите.
Раз и два! Раз и два!
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

- Ребята, наши глазки устали, а им тоже нужен отдых.

Ученик:

Проведём, друзья, сейчас,
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Плавно глазками моргаем,
Потом их мы закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!

VI. Первичное закрепление.

- Ребята, напомните правило, которым мы будем пользоваться на уроке.

Давайте вернёмся к нашему нерешённому примеру и прокомментируем его.

- А сейчас мы потренируемся применять полученные знания в №2а на стр.32 (слайд№8)

Дети читают задание и выполняют с комментированием два столбика.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Третий столбик из этого номера выполните самостоятельно и впишите ответы в таблицу, расшифровав названия.
- Проверим (по щелчку появляются ответы). Кто не сделал ошибок? Кто ошибся? Исправьте ошибки. Сравните ответы в таблице и полученные названия.

- А каких морских животных и рыб вы знаете? А как люди должны относиться к богатствам природы? Что может произойти, если мы будем бездумно истреблять животных? (Нарушится экологическое равновесие).

- Какую пользу приносят нам морепродукты? (Содержат йод и фосфор, укрепляют наши кости).
- Значит нужно употреблять в пищу рыбу, хотя бы один раз в неделю.

VIII. Повторение.

- Ребята, мы побывали с вами в горах и на море, пора возвращаться домой. А у себя дома зимой, как можно проводить время с пользой для здоровья? (Будем кататься на лыжах и коньках). Предлагаю вам решить следующую задачу (слайд №9).

- Что известно в задаче? Что нужно найти?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Мы знаем, сколько времени мальчик катался на лыжах? На коньках?
- А узнать можем? Каким действием?
- А каким действием узнаем, сколько всего времени он катался?

Решите задачу самостоятельно, а вашей помощницей будет схема.

Проверка задачи, выявление и устранение ошибок. Сильным детям предлагаю выразить ответ в часах и минутах.

- Каким правилом пользовались при решении задачи?

IX. Итог урока.

- Чему новому учились на уроке?
- Как складывать и вычитать смешанные числа?
- Молодцы, ребята, я очень довольна вашей работой на уроке!