Цели:
- знакомство с новыми звуками и новой буквой;
- знакомство с написанием строчной буквы л;
- развитие речи, внимания, фонетического слуха;
- воспитание интереса к чтению, умения работать дружно.
Оборудование: тренажеры по чтению, цветные фишки, звуковички, таблица с буквой Л, элементы буквы Л, таблица со словами и слогами.
Ход урока
1. Оргмомент:
Посидим на солнышке и позагораем,
На нагретом брёвнышке листики считаем,
Раз, два, три - на меня смотри,
А четыре, пять – хорошо все знать.
2. Повторение изученного материала.
- А какой урок у нас начинается? Правильно,
урок чтения.
- Проверьте, всё ли вы приготовили?
3. Разминка.
А сейчас я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Эта зарядка для голоса и язычка. А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.
А) дыхательная гимнастика;
Б) артикуляционная гимнастика;
В) упражнения в чтении по тренажерам.
Молодцы! Теперь после разминки мы готовы начать работать. Но сначала нам надо узнать тему сегодняшнего урока.
4. Формирование темы и цели урока детьми.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься.
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(лук)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это?
(лиса)
- Определите тему урока.
- А какая цель нашего урока?
5. Изучение нового материала.
А) Сообщение о лисе.
Б) Слого - звуковой анализ слов “лук”, “лиса”.
В) Выделение и характеристика звуков.
Выделите первый звук в слове “лук”.
- Какой это звук: гласный или согласный; глухой или звонкий; твёрдый или мягкий.
Выделите первый звук в слове “лиса”.
- Какой это звук: гласный или согласный; глухой или звонкий; твёрдый или мягкий.
6. Физкультминутка.
Итак, с какими звуками мы познакомились
А теперь немного поиграем: я буду называть слова и если в слове есть звуки [Л], [Л`], то вы хлопните в ладоши один раз, если этих звуков нет - вы один раз подпрыгните.
(ложка, ёжик, пила, пыль, лейка, нора, дверь, лось, волк, лупа, лимон)
Г) знакомство с новой буквой.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
А помогли вам в этом два звука. Эти два звука можно записать одной буквой (показ буквы).
- На что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
-Давайте изобразим букву Л. (Дети встают, опускают руки вдоль тела, широко раздвигают ноги).
Д) Сравнение заглавной и строчной букв “Л”.
- Почему одна буква большая, а другая маленькая?
- Зачем нужна большая буква?
Анализ строчной прописной буквы Л.
- Из каких элементов состоит строчная буква?
- Как будем писать: с отрывом или без отрыва?
- С наклоном или без наклона?
Е) Показ написания буквы Л на доске, затем дети пишут в воздухе.
Ж) Письмо в прописи.
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Первую букву пишем вместе, а остальные обведите самостоятельно.
7. Физкультминутка.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания – руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает.
8. Закрепление изученного материала.
А) Чтение слогов.
На доске напечатаны слоги: ла, ло, лу, лы, ли.
Прочитаем слоги с понижением голоса, затем с повышением голоса.
- Прочитайте слог, в котором согласный звук произносится мягко.
На доске слоги: ал, ол, ул, ыл, ил.
Прочитаем слоги с интонацией вопроса.
- Где находится наш новый звук?
- Прочитайте слог, который одновременно является
словом.
- Что же такое ил? (Ил - осадок на дне водоёма).
Б) Чтение слов.
Группировка и классификация.
Прочитайте слова первого столбика.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Разделите на слоги каждое слово и поставьте
ударение.
- Хором читаем слова второго столбика.
- На какие две группы их можно разбить? Почему?
- Какая у них общая часть? Выделите её.
Хором читаем слова третьего столбика.
- На какие группы их можно разбить?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Почему некоторые слова написаны с большой
буквы?
В) Выборочное чтение.
- Прочитайте слова, в которых все согласные
звонкие.
- Прочитайте слова, которые состоят из четырёх
звуков.
- Прочитайте слова, в которых “ ударный” первый
слог.
- Прочитайте слова, которые состоят из одного
слога.
9. Рефлексивная деятельность.
Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.
- Научился…
- Узнал…
- Понравилось…
- Затруднялся…
- Поделюсь…
- Расскажу…