Интегрированный урок обучения грамоте по теме: "Звуки [л], [л'], буквы Л, л"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с новыми звуками и новой буквой;
  • знакомство с написанием строчной буквы л;
  • развитие речи, внимания, фонетического слуха;
  • воспитание интереса к чтению, умения работать дружно.

Оборудование: тренажеры по чтению, цветные фишки, звуковички, таблица с буквой Л, элементы буквы Л, таблица со словами и слогами.

Ход урока

1. Оргмомент:

Посидим на солнышке и позагораем,
На нагретом брёвнышке листики считаем,
Раз, два, три - на меня смотри,
А четыре, пять – хорошо все знать.

2. Повторение изученного материала.

- А какой урок у нас начинается? Правильно, урок чтения.
- Проверьте, всё ли вы приготовили?

3. Разминка.

А сейчас я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Эта зарядка для голоса и язычка. А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

А) дыхательная гимнастика;
Б) артикуляционная гимнастика;
В) упражнения в чтении по тренажерам.

Молодцы! Теперь после разминки мы готовы начать работать. Но сначала нам надо узнать тему сегодняшнего урока.

4. Формирование темы и цели урока детьми.

Если вы отгадаете загадки, то узнаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься.

Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.

(лук)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это?

(лиса)

- Определите тему урока.
- А какая цель нашего урока?

5. Изучение нового материала.

А) Сообщение о лисе.
Б) Слого - звуковой анализ слов “лук”, “лиса”.
В) Выделение и характеристика звуков.

Выделите первый звук в слове “лук”.

- Какой это звук: гласный или согласный; глухой или звонкий; твёрдый или мягкий.

Выделите первый звук в слове “лиса”.

- Какой это звук: гласный или согласный; глухой или звонкий; твёрдый или мягкий.

6. Физкультминутка.

Итак, с какими звуками мы познакомились

А теперь немного поиграем: я буду называть слова и если в слове есть звуки [Л], [Л`], то вы хлопните в ладоши один раз, если этих звуков нет - вы один раз подпрыгните.

(ложка, ёжик, пила, пыль, лейка, нора, дверь, лось, волк, лупа, лимон)

Г) знакомство с новой буквой.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

А помогли вам в этом два звука. Эти два звука можно записать одной буквой (показ буквы).

- На что похожа буква Л?

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

-Давайте изобразим букву Л. (Дети встают, опускают руки вдоль тела, широко раздвигают ноги).

Д) Сравнение заглавной и строчной букв “Л”.

- Почему одна буква большая, а другая маленькая?
- Зачем нужна большая буква?

Анализ строчной прописной буквы Л.

- Из каких элементов состоит строчная буква?
- Как будем писать: с отрывом или без отрыва?
- С наклоном или без наклона?

Е) Показ написания буквы Л на доске, затем дети пишут в воздухе.

Ж) Письмо в прописи.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Первую букву пишем вместе, а остальные обведите самостоятельно.

7. Физкультминутка.

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания – руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает.

8. Закрепление изученного материала.

А) Чтение слогов.

На доске напечатаны слоги: ла, ло, лу, лы, ли.

Прочитаем слоги с понижением голоса, затем с повышением голоса.

- Прочитайте слог, в котором согласный звук произносится мягко.

На доске слоги: ал, ол, ул, ыл, ил.

Прочитаем слоги с интонацией вопроса.

- Где находится наш новый звук?
- Прочитайте слог, который одновременно является словом.
- Что же такое ил? (Ил - осадок на дне водоёма).

Б) Чтение слов.

Группировка и классификация.

Прочитайте слова первого столбика.

- Какое слово лишнее? Почему?
- Разделите на слоги каждое слово и поставьте ударение.
- Хором читаем слова второго столбика.
- На какие две группы их можно разбить? Почему?
- Какая у них общая часть? Выделите её.

Хором читаем слова третьего столбика.

- На какие группы их можно разбить?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

В) Выборочное чтение.

- Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.
- Прочитайте слова, которые состоят из четырёх звуков.
- Прочитайте слова, в которых “ ударный” первый слог.
- Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.

9. Рефлексивная деятельность.

Предложить детям высказать своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске.

  • Научился…
  • Узнал…
  • Понравилось…
  • Затруднялся…
  • Поделюсь…
  • Расскажу…