Вид проекта: комплексный, творческий.
Форма: поисково-познавательная деятельность.
Участники: дети старших групп №11, №12.
Возраст: 5 – 6 лет.
Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, руководитель кружка, педагог по ИЗО, музыкальный руководитель, библиотекарь, эколог
Продукт детской деятельности:
- Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
- Альбом “Берегите книги!” (правила пользования книгой, изготовление закладок);
- Альбом “Сладкая сказка” (сбор фантиков, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок);
- Альбом “Книгопечатание” (экскурсия в типографию);
- Альбом “Что я хочу рассказать о книге”, “Если бы я была книгой” (сочинения детей о книге);
- Библиотечка для детского сада;
- “Книга о книге”.
Проблема: “Хочу все знать о книге”.
Игровая мотивация: восстановить древнюю книгу Старика-Хоттабыча, страницы которой были утрачены.
Цель: развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
1. Развивать поисково-познавательную деятельность детей:
- способность к определению задач на основе
поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий,
аргументировать свой выбор;
- находить разные способы решения проблемных
ситуаций.
2. Развивать способности к созданию задуманного
продукта.
3. Совершенствовать уровень накопленных
практических навыков:
- находить нужный материал (в библиотеке, дома
и т.д.);
- побуждать детей к сочинительству (сочинения,
рассказы, стихи о книге);
- развивать художественный вкус, навыки дизайна
(опорные карточки, закладки).
4. Активизировать речь.
5. Поддерживать интерес детей к деятельности
сверстников, вызвать дух соревнования.
6. Воспитывать бережное отношение к книгам,
природе.
План работы над проектом
Подготовительная работа.
1. Занятия кружка (руководитель кружка)
Темы:
“Откуда пришла современная книга”;
“Книгопечатание”;
“Берегите книги!”;
“Как люди обходились без письма!”;
“Пиктограммы”;
“Из чего состоит книга”.
2. Беседа “Берегите лес!” (эколог).
3. Экскурсии в библиотеку, типографию.
4. Игры “Библиотечка”, “Книжный магазин”,
“Книжкина больница”.
5. Практические занятия: “Полечим книгу”,
“Изготовление книги”, составление пиктограмм.
6. Сочинение стихов, рассказов о книге “Что я хочу
рассказать о книге”, “Если бы я была книгой”.
7. Создание в группах уголков для книг.
Этапы работы над проектом
1. Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему, подвести детей к самостоятельному выводу: надо помочь Старику-Хоттабычу восстановить утраченные страницы Древней книги.
2. Поэтапное решение проблемной ситуации: объединение детей по проблемам
Группа № 12 – выяснить, откуда пришла
современная книга;
Группа № 11 – как возникло книгопечатание, найти
информацию о современных типографиях
3. Обсуждение результатов деятельности, поиска.
4. Систематизация информации о выявленном пути
решения проблемы.
5. Практическая деятельность, направленная на
получение результатов: изготовление опорных
карточек, закладок, составление пиктограмм.
6. Творческая деятельность – сочинение стихов,
рассказов.
7. Итоги работы. Разрешение проблемы.
8. Презентация проекта “Книжкина история” (см. Приложение №1)
9. Определение новых проблем:
- сбор книг для библиотеки;
- систематизация книг, создание каталога книг,
карточек;
- подготовка места для библиотеки;
- оформление библиотеки;
- презентация проекта “Открытие библиотеки для
детского сада”.
Взаимодействие с сотрудниками детского сада.
- Помощь воспитателей группы №11, №12, направленная на поиск решения проблемы детей.
- Педагог по ИЗО. Занятия по дизайну: изготовление и оформление закладок.
- Эколог. Беседа “Берегите лес!”.
- Психолог. Беседы, направленные на установление партнерских отношений в группах, взаимоотношений детей при решении выявленных проблемных ситуаций.
- Руководитель кружка.
- Музыкальный руководитель.
Взаимодействие с семьей.
- Помощь родителей в поисках нужной информации.
- Совместное сочинение стихов, рассказов о книге.
- Подготовка и помощь в проведении экскурсий.
- Оформление альбомов – продукта деятельности детей.
Взаимодействие с социумом.
1. Школьная библиотека:
- Экскурсия в библиотеку.
- Помощь библиотекаря руководителю кружка в
подготовке презентации проекта.
- Помощь детям в сборе необходимой информации.
- Беседы.
- Непосредственное участие в презентации проекта.
2. Типография.
- Экскурсия в типографию.
- Видеописьмо от директора типографии.