Цель:
- Закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения
- Способствовать проникновению этической грамматики в мир взаимоотношения детей.
- Дать старт серии классных часов о нравственности.
Информация: (Все дети садятся в круг) Классный руководитель сообщает тему классного часа.
Учитель: Как вы думаете, кто такой волшебник?
Учащиеся по кругу (в руках волшебная палочка) отвечают на вопрос: Волшебник- это маг, фокусник, человек, который может обмануть всех без злых умыслов, иллюзионист…
Учитель: Вы правы. А я заглянула в толковый словарь русского языка С. Ожегова и нашла это слово. Вот как оно трактуется: “ Волшебник – колдун, чародей; человек, очаровывающий чем – нибудь; человек, обладающий волшебной силой в жизни."
-Знаете, ребята, а ведь у нас в классе живет волшебник (показывает разноцветную коробочку) и я вас хочу с ним познакомить. Только чуть позже.
-Скажите, приходилось ли Вам в жизни встречать волшебников? И можем ли мы стать волшебниками? Кто верит в то, что волшебник живёт с нами?
Ученики: Да, в цирке, по телевизору. А мы не волшебники, мы не умеем показывать фокусы.
Учитель: А вот поэт С. Погореловский видел волшебников и не раз.
Послушайте стихотворение С. Погореловского “ Как стать волшебником ”. (Дети читают стихотворение.)
Попробуй волшебником стать.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он… О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
И ты обернулся
Ретивым конём-
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама ещё
Не вернулась с работы;
Не трудно узнать
Её думы-заботы:
“Вернусь-
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять”
И ты совершаешь
Весёлое чудо:
Ковёр засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
-Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово!
Учитель: А теперь как думаете, сможете ли вы стать волшебником? И что для этого нужно сделать? (Палочка по кругу – ответы детей.)
Ученики: Конечно, волшебниками мы тоже можем стать, надо только быть внимательными ко всем, стараться помогать родным, никого не обижать и делать только добро…
Итог работы в круге: Стать волшебником – это проявить доброту, отзывчивость, взаимопонимание, чуткость (на стенде появляются эти слова). А этому надо учиться.
Учитель: Продолжите предложение: “ Я добрый, как… ”. (Каждый ребёнок, произносит предложение и в это время выбирает себе цветной жетон, цвет жетона определит группу, в которой будет работать ребёнок).
Работа в группе.
Учитель: Я вижу, ребята, вы готовы проявить свои силы в волшебстве. Для этого разобьёмся на группы.
1. Игра “Магазин одной покупки”
А мы отправляемся в “ Магазин одной покупки”.
Дети в роли покупателя входят в “ зал покупок ”, где на столе разложены “ товары ” - карточки, на которых написаны названия различных предметов: шоколад, велосипед, магнитофон, футбольный мяч, фотоаппарат и т.п..
Учитель – “ продавец ” предлагает выбрать одну покупку, благодарит и просит пройти в “зал размышлений”.
На оборотной стороне каждой карточки – “товара” указана “цена”: “Папе ещё год придется ходить в старой куртке”; “Маме придётся считать каждую копейку”; “Бабушка не сможет заменить старые поломанные очки”; “Редко сможете видеть больного друга” и т.д..
Ребёнок стоит перед выбором. Приняв решение, приходит в “зал возврата покупок” и говорит: “Я покупаю” или “Я возвращаю”.
Продавец пытается повлиять на решение детей, приводя собственные доводы “за” или “против покупки”. Выслушав ответ он благодарит за покупку или сожалеет о возврате.
Учитель: - Какие мысли у вас возникли во время игры?
Ученики: Никакие торты не заменят нам наших бабушек и дедушек, пусть не будет у нас велосипеда, зато рядом будет моя кошечка, пусть будут здоровы наши родители…
2 . Игра с аксессуарами.
Каждой группе даётся по предмету: камень, палка, ремень, верёвка, пистолет. Ребятам предлагают совершить с ним те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро.
Ученики: Камнем можно забивать гвозди, использовать на уроках физкультуры в виде ядра, опустить в аквариум…ит.д.. К палке можно привязать сломанное деревце, использовать в виде шины, костыля, указки… и т. д.
3. Ребятам предлагаются ситуации:
(Ребята вытягивают билеты с различными жизненными ситуациями.)
а) Ситуация:
Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в театре удалось достать 18 бесплатных билетов, и сказал: “Вас в классе 25 человек. Я вас вех люблю и не могу решить, кому не идти.
Сделайте это сами.
б) Прочитай текст:
Во дворе на скамеечке сидела, пригорюнившись, девочка она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует её, назвав семью ласковыми именами. Петя, её друг, узнав об этом, сбегал за книжкой “Словарь русских личных имён” и нашёл эти ласковые имена.
Попробуй назвать Свету семью ласковыми именами.
в) Ситуация:
Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила всё, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил её, вдруг растерялась и не смогла рассказать всё так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока, когда все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слёзынавёртывались на глаза. К ней подошла подруга.
Как вы думаете, что сказала подруга Свете?
г) Прочитай текст:
Чтобы бабочка не укололась.
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации – острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку – что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
- Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
- Зачем Зоя ломала колючки?
Идёт дискуссия. Вначале каждая группа высказывает свою точку зрения по вопросам, а затем все, кто хочет.
Учитель: Что же, мы попробовали свои силы в волшебстве, у нас неплохо получилось с вами и сейчас пришло время показать вам волшебника, который живёт у нас в классе. Каждый из вас сейчас подойдёт к волшебной коробочке и заглянет в неё. Только делать мы это будем тихо, не говоря никому ни слова.
Ребята молча подходят к разноцветной коробочке (внутри него зеркало), заглядывают в неё. (Удивлению и восторгу их нет предела! Стоило посмотреть на их лица!)
Учитель: О чём вас заставил задуматься классный час?
Ученики: Каждый из нас может помочь кому-нибудь, а значить совершить чудо-стать волшебником.
Учитель: Продолжите предложение “ Я постараюсь стать добрым волшебником, а для этого я … ”
Ученики: Буду помогать родителям, хорошо учиться, не обижать друзей, заведу собаку и буду с ней дружить…и т. д.
Учитель: Волшебник живёт в сердце каждого. Ведь, что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы. Теперь, когда мы знаем, кто такой волшебник, отправимся с вами в путь по волшебной дорожке жизни, которую будем мостить волшебными кирпичиками, наделёнными человеческими качествами. Открой своё сердце красоте!
(На стенде “появляется дорожка” и “волшебные кирпичики” цветов радуги “щедрость”, “мудрость”, “доброта”, “находчивость”, “чуткость”, “взаимопонимание”, “улыбка”. В классный уголок вывешивается тематика классных часов( на нравственные темы). Ребята сами определяют их значимость и последовательность. Работа по темам будет вестись весь год.)