Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) по темам: "Повторение изученного об имени прилагательном и существительном"; "Природа и человек"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания детей об имени прилагательном и существительном;
  • Проверить природоведческие знания учащихся;
  • Развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки; развивать эмоционально-нравственное отношение детей к окружающей среде.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

На уроке нам нужно поразмышлять и ответить на такой вопрос: “Может ли природа быть учителем?”

II. Сообщение темы и целей урока:

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит очень многое сделать. А чтобы у нас с вами все получилось хорошо нужно, чтобы ответы были четкими, точными и правильными. Для этого вам потребуется внимание, ваши знания по предметам.

III. Минутка красивого письма по русскому языку.

Начнем мы с красивого, правильного письма.

ЕЕ// ЕЕ//

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.

(С.Есенин)

IV. Актуализация полученных знаний.

Я предлагаю проверить ваши знания с помощью небольшой викторины (ответы записываются в тетрадь).

1. Растение с ярко красным цветком. Встречается на лугу. Его любят посещать пчелы и шмели.

(Клевер луговой) – определить род и число существительного и прилагательного.

2.

На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик) – подобрать подходящие по смыслу прилагательные.

3.

Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг
А деревьям друг.

(Дятел) – составить предложение со словом дятел употребив его в Им.п.

4. Ядовитое растение – растет по берегам рек и канав, выше метра. С полным стеблем и множеством мелких белых цветков собранных в зонтики.

(Вех ядовитый) – определить в этом словосочетании род, число у прилагательного.

5.

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
дома, ступени, постаменты
красивы станут и заметней.

(Гранит) – придумайте предложение со словом гранит в Р.п

Расскажите, как человек использует гранит.

6.

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает, плавить стали,
Делать краски и эмали.

(Каменный уголь) – расскажите о свойствах каменного угля.

V. Физ.минутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале,
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

VI. Работа по теме урока. Повторение падежных окончаний.

- Роберт Рождественский при помощи одного из падежей описывает природу. Послушайте:

О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О гроздьях рябины, о шорохах бора,
О ландышах ранней весной.

- Узнали этот падеж? С помощью какого падежа автор это сделал?

VIII. Творческое списывание.

Напишите на месте точек подходящее по смыслу слово:

  1. …. – это коллекция засушенных растений.
  2. Видима граница неба и земной или водной поверхности называется……
  3. Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться…..
  4. Солнце восходит на ….. и заходит на…..
  5. Лес состоит как бы из трех ярусов…..,……,……
  6. Животное, тело которого покрыто перьями называется…..
  7. Снег, дождь, град – это…….

(Учащиеся списывают предложения. Последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток, деревья, кустарники, травы, птица, осадки. Определяя число у существительных.)

IX. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

- Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней искать. А как нашел загадку, так отгадку подай, значит, снова в лес иди, отгадку ищи.

1. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Береза) – вставь пропущенные окончания имен прилагательных, укажите падеж.

А) в березов… роще.

2. Какие дрова самые жаркие? (дубовые)

А) около могуч…. дуба;
Б) к высок…..дубу.

3.

Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко- синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Пушист……василька;
Пушист……васильком;
Душист…….цветка.

4. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз)

Трескуч….морозом;
Трескуч….мороза;
По тонк…льду;
Пушист….снегом.

X. Закрепление знаний по окружающему миру.

- Весь урок мы говорим о природе, о ее красоте. А может, ничего и не случится, если сломаешь одну ветку, сорвешь растение, раздавишь бабочку? Как вы думаете? (ответы детей). Угрозой для природы является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть еще причина – разрушение мест обитание животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-нибудь уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом, гибнут не только животные, но и растения. Сейчас мы с вами говорим о том, что охрана растений и животных проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (ответы детей)

XI. Рефлексия деятельности.

В начале урока мы ставили перед собой задание, найти ответ на вопрос (может ли природа быть учителем?)

Вывод: природа знакомит с разнообразием растительного и животного мира, учит наблюдательности, раскрывает секреты роста и развития растений и животных.