Цели урока:
- Обобщить знания детей об имени прилагательном и существительном;
- Проверить природоведческие знания учащихся;
- Развивать их сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки; развивать эмоционально-нравственное отношение детей к окружающей среде.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
На уроке нам нужно поразмышлять и ответить на такой вопрос: “Может ли природа быть учителем?”
II. Сообщение темы и целей урока:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит очень многое сделать. А чтобы у нас с вами все получилось хорошо нужно, чтобы ответы были четкими, точными и правильными. Для этого вам потребуется внимание, ваши знания по предметам.
III. Минутка красивого письма по русскому языку.
Начнем мы с красивого, правильного письма.
ЕЕ// ЕЕ//
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
(С.Есенин)
IV. Актуализация полученных знаний.
Я предлагаю проверить ваши знания с помощью небольшой викторины (ответы записываются в тетрадь).
1. Растение с ярко красным цветком. Встречается на лугу. Его любят посещать пчелы и шмели.
(Клевер луговой) – определить род и число существительного и прилагательного.
2.
На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик) – подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
3.
Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг
А деревьям друг.
(Дятел) – составить предложение со словом дятел употребив его в Им.п.
4. Ядовитое растение – растет по берегам рек и канав, выше метра. С полным стеблем и множеством мелких белых цветков собранных в зонтики.
(Вех ядовитый) – определить в этом словосочетании род, число у прилагательного.
5.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
дома, ступени, постаменты
красивы станут и заметней.
(Гранит) – придумайте предложение со словом гранит в Р.п
Расскажите, как человек использует гранит.
6.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает, плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Каменный уголь) – расскажите о свойствах каменного угля.
V. Физ.минутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале,
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
VI. Работа по теме урока. Повторение падежных окончаний.
- Роберт Рождественский при помощи одного из падежей описывает природу. Послушайте:
О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О гроздьях рябины, о шорохах бора,
О ландышах ранней весной.
- Узнали этот падеж? С помощью какого падежа автор это сделал?
VIII. Творческое списывание.
Напишите на месте точек подходящее по смыслу слово:
- …. – это коллекция засушенных растений.
- Видима граница неба и земной или водной поверхности называется……
- Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться…..
- Солнце восходит на ….. и заходит на…..
- Лес состоит как бы из трех ярусов…..,……,……
- Животное, тело которого покрыто перьями называется…..
- Снег, дождь, град – это…….
(Учащиеся списывают предложения. Последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток, деревья, кустарники, травы, птица, осадки. Определяя число у существительных.)
IX. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
- Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней искать. А как нашел загадку, так отгадку подай, значит, снова в лес иди, отгадку ищи.
1. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Береза) – вставь пропущенные окончания имен прилагательных, укажите падеж.
А) в березов… роще.
2. Какие дрова самые жаркие? (дубовые)
А) около могуч…. дуба;
Б) к высок…..дубу.
3.
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко- синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Пушист……василька;
Пушист……васильком;
Душист…….цветка.
4. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз)
Трескуч….морозом;
Трескуч….мороза;
По тонк…льду;
Пушист….снегом.
X. Закрепление знаний по окружающему миру.
- Весь урок мы говорим о природе, о ее красоте. А может, ничего и не случится, если сломаешь одну ветку, сорвешь растение, раздавишь бабочку? Как вы думаете? (ответы детей). Угрозой для природы является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть еще причина – разрушение мест обитание животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-нибудь уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом, гибнут не только животные, но и растения. Сейчас мы с вами говорим о том, что охрана растений и животных проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (ответы детей)
XI. Рефлексия деятельности.
В начале урока мы ставили перед собой задание, найти ответ на вопрос (может ли природа быть учителем?)
Вывод: природа знакомит с разнообразием растительного и животного мира, учит наблюдательности, раскрывает секреты роста и развития растений и животных.