Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, ибо оно является основой экономического развития общества, одним из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса и духовно-нравственного потенциала населения. Образовательные потребности населения растут, повышается число претендентов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. В ответ на это увеличивается разветвленность сети образовательных учреждений разного типа, развивается инфраструктура образования - формы управления, методические и исследовательские службы; укрепляется кадровая база, обновляется содержание и методы образования, усиливается ориентир на индивидуальные запросы и возможности обучающихся. Особые претензии предъявляются к качеству образования как соответствию ожиданиям общества и личности - это делает актуальным развитие образования как открытой системы, структурно-функциональная характеристика которой обусловлена взаимодействием с социумом.
Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.
Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.
Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.
Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей.
Такая модель была создана в педагогических коллективах МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ Барабинского района Новосибирской области. Первого сентября 2006 года был заключен договор о социальном партнерстве в образовании, основополагающая идея которого: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в образовательных учреждениях Барабинского района.
Цель работы: разработка и реализация условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период реструктуризации сети образовательных учреждений Барабинского района.
Задачи:
- Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
- Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
- Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.
- Реализация развивающих и воспитательных возможностей школ в совместной деятельности.
Реализация этих задач позволила:
- Создать модель единого образовательного пространства.
- Создать ресурсно-методический центр на базе наших школ.
- Повысить уровень квалификации учителей наших школ через реализацию модернизированной модели научно-методической службы.
- Улучшить показатели обученности учащихся
через:
- оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся;
- реализацию современных моделей обучения и технологий. - Эффективно использовать учебно-методические и материально-технические базы наших школ в образовательном процессе.
При определении методов исследования участники эксперимента руководствуются следующими принципами педагогической деятельности:
- Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, наставничества.
Метод выявления одаренных детей
Для реализации данного метода необходимо решить следующие задачи:
- Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, повышение квалификации;
- Накопление библиотечного материала по данному вопросу;
- Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения диагностики;
- Проведение различных внеурочных конкурсов интеллектуальных игр олимпиад позволяющих учащимся проявить свои способности.
- Основные принципы построения схемы выявления одаренных детей:
- Определение наиболее емкого и практически применимого понятия одаренности.
- Разработка плана и программы обучения одаренных детей.
- Разработка процедуры оценки:
- определение функций, подлежащих оценке;
- определение подлежащих сбору сведений. - Уточнение критериев отбора.
- Обеспечение действенности поиска и выявления способных детей.
Метод создания условий для оптимального развития одаренных детей.
Для реализации второго метода необходимо решить следующие задачи:
- Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития. В связи с этим часы вариативной части в обучении младших школьников используются на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские на базе Новочановской СОШ:
- Музыкальная мастерская (музыкальный класс);
- "В мире прекрасного" (изобразительная деятельность);
- Мастерская здорового образа жизни;
- Клуб исследователь.
Творческие мастерские на базе СОШ №93:
- Мастерская художественного слова;
- Интеллектуальный клуб;
- Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
- Детские газеты "Школяр" и "Школьный вестник".
Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах второй и третьей ступени.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса предметных и личностных компетенций. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:
- Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам);
- Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
- Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
- Четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.
Основными видами деятельности являются:
- мастер-классы ведущих учителей школ-участников эксперимента;
- совместные конкурсы исследовательских работ;
- система внеурочных мероприятий;
- организация летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции школьников на озеро Чаны.
3. Метод работы с педагогическими кадрами
Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, необходимо направлять для работы в предпрофильные и профильные классы высококвалифицированных учителей, т.е. проявлять особый подход к решению кадровых вопросов. При этом необходимо осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Первое направление педагогического "всеобуча" - проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы
- Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
- Участие в составлении программ. Руководители совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
- Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
- Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.
Второе направление педагогического "всеобуча" - научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.
Предполагается организация теоретико-педагогического и методологического всеобуча педагогических коллективов в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.
Такой всеобуч будет проходить в три организационных этапа.
Первый - "Методический калейдоскоп". В течение года педагогические коллективы школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают "образовательный маршрут", объединяются в группы единомышленников.
Второй этап - обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.
На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии. Здесь же проводится диагностика различных видов. На этом этапе формируется учебно-методический комплекс по учебным предметам и технологиям.
ЧТО РЕАЛИЗОВАНО:
№ п/п | Содержание деятельности |
1. | Семинар-практикум "Методология и методика педагогического исследования". |
2. | Семинар-практикум "Гуманистическая педагогика: сущность, опыт, результаты". |
3. | Мастер-класс "Организация профильного обучения и внедрение ИКТ". |
4. | Выступление на семинаре директоров школ по теме эксперимента. |
5. | Семинар учителей-естественников "Организация научно-исследовательских экспедиций школьников". |
6. | Семинар "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовательном процессе". |
7. | Мастер-класс "Модернизированная модель единой научно-методической службы школ". |
8. | Семинар-практикум "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании". |
9. | Приказ об организации совместной
работы НОУ: Научно-исследовательская работа по направлениям. Научно-практическая конференция. |
10. | Совместная работа над программами "Одаренные дети" и "Здоровье". |
11. | Проведена научно-исследовательская экспедиция школьников на озеро Чаны. |
12. | Систематическое проведение диагностической работы по выявлению одаренных детей и организации дальнейшей работы с ними |
13. | Участие в районных педчтениях, семинарах, конференциях по теме эксперимента. |
14. | Работа единого ресурсного центра для учащихся и учителей естественных наук, филологии, математики и информатики. |
15. | Работа временных творческих проблемных групп. |
16. | Мероприятия по совершенствованию систем профильного и дистанционного обучения школьников. |
17. | Участие в телекоммуникационных проектах и конкурсах. |
19. | Участие в конкурсах социально значимых проектов. |
20. | Создание банка данных одаренных детей, образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлениям, повышения квалификации педагогов. |
21. |
Систематизация и обобщение опыта работы по эксперименту: фильмы, методические пособия, мультимедийные презентации, публикации в образовательных СМИ, размещение информации на сайтах школ, буклеты. |
Этапы реализации программы эксперимента | |||
Этап I - 2006 - 2007 годы | Этап II - 2007 - 2008 годы | ||
задачи | результаты | задачи | результаты |
1. Создание нормативной базы ЛПИ. 2. Изучение, разработка и распространение технологий, направленных на выявление и обучение одаренных детей в рамках ЛПИ. Создание системы целенаправленного выявления, отбора и развития одаренных детей. 3.Обобщение и распространение опыта работы через систему семинаров, районных и региональных научно-практических конференций. 4. Организация выездной летней школы одаренных детей - научно-исследовательской экспедиции на озеро Чаны. |
1. Внесение изменений в локальные акты
школ. 2. Создание системы постоянно действующего
педагогического "всеобуча" -
научно-практического семинара для учителей по
направлениям: 3. Создание банка инновационных технологий и опубликование материалов в образовательных СМИ. 4.Укрепление здоровья учащихся. Совершенствование исследовательских навыков учащихся при изучении экологических систем. |
1. Развитие исследовательских навыков,
коммуникативных способностей и повышение уровня
самореализации учащихся. 2. Мониторинг различных направлений работы с целью определения эффективности проводимой деятельности и оперативной коррекции. 3. Повышение уровня квалификации учителей через реализацию модернизированной модели научно-методической службы. 4. Эффективное использование учебно-методической и материально-технической базы в образовательном процессе. 5.Развитие системы обобщения и распространения опыта через выпуск информационных сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ. |
Регулярное проведение совместных
интеллектуально-творческих мероприятий разной
направленности. Систематическое пополнение банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по направлению, повышение квалификации педагогов. Создание единой структуры научно-методической службы школ, позволяющей эффективно разрабатывать и внедрять инновации. Создание единого ресурсного центра для
использования учащимися и учителями: 5. Анализ и корректировка программы эксперимента. Разработка программы эксперимента до 2010 года. |