Обобщение знаний о склонении прилагательных в единственном числе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, применить эти знания в творческой работе.

Задачи урока:

1. Формировать познавательную мотивацию через организацию межпредметных связей и задания творческого характера.
2. Формировать навык работы с прилагательными.
3. Развивать логическое мышление.
4. Обогащать и развивать словарный запас учащихся при составлении предложений, подборе существительных к прилагательным.
5. Приобщать учащихся к классической музыке.
6. Через систему художественных образов и описаний подчеркнуть необходимость бережного и любовного отношения к языку.

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Повторение по теме.
3. Чистописание.
4. Применение знаний в стандартной ситуации:

а) поставить слова в словосочетании в нужный падеж;
б) согласование существительного с прилагательным при изменении числа имени существительного;
в) физминутка;

5. Применение знаний в нестандартной ситуации – творческой работе.
6. Обобщение материала.
7. Домашнее задание.
8. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, урок я хотела бы начать со слов известного писателя о русском языке.

(Вывешиваю на доску).

“Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

К.Г. Паустовский.

Как вы понимаете слова этого автора? (ответы детей)

А сейчас я познакомлю вас с другим высказыванием этого же писателя о языке.

“Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…”

К.Г.Паустовский

Но это же несоответствие. Так можно ли передать музыку словами? Ребята, послушайте музыку. Попробуйте охарактеризовать её.

(Включаю Э.Грига “Песня Сольвейг”)

Учащиеся подбирают слова, характеризующие эту музыку.

- Ребята, слова какой части речи вы использовали? (Прилагательные)
- Какую роль в нашей речи играют прилагательные? (Они делают речь богаче)

- Сегодня тема нашего урока: “Обобщение знаний о склонении прилагательных в единственном числе”.

- Сформулируйте цели урока:

  1. Обобщим знания по изученной теме.
  2. Будем сравнивать склонение разных групп прилагательных.
  3. Будем слушать музыку.
  4. Попытаемся обобщить наши знания в творческой работе и ответить на вопрос: “Можно ли передать музыку словами?”

2. Повторение материала по теме.

Работа с веерами. Учащиеся показывают цифру правильного ответа. Опрос в виде теста.

1.

1. Имена прилагательные относятся к одному из родов.
2. Имена прилагательные изменяются по родам.

2.

1. В единственном числе прилагательные изменяются по родам и падежам.
2. В единственном числе прилагательные изменяются только по падежам.

3.

1. Падеж прилагательном определяется по падежу существительного, к которому относится прилагательное.
2. Падеж имени прилагательного определяется по вопросу.

4.

1. Прилагательные ж.р. и ср.р. склоняются одинаково.
2. Прилагательные ср.р. и м.р. склоняются одинаково.

5.

1. В И., Р., В., П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания.
2. В Р., Д., Т., П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания.

- Что ещё мы знаем о прилагательных? (Ответы детей)

3. Чистописание.

На доске:

ый ого ому ый …

- Ребята, вы поняли закономерность?
- Что здесь написано? (окончания прилагательных м.р.)
- Что напишем вместо пропуска? (Ответы детей).

4. Применение знаний в стандартной ситуации.

На доске написаны словосочетания:

Грибной воздух (Р.п.), осенний наряд (Т.п.), последний звук (Д.п.), пастуший рожок (П.п.), маленькая струна (В.п.).

- Прочитайте словосочетания.
- Вспомните, из какого произведения эти слова? (Эти словосочетания из произведения К.Г.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”)
- Вспомните, что описывают эти словосочетания? (Как Дагни слушала музыку)
- Что она представляла? Получается всё-таки можно передать музыку словами? (Дети отвечают, но чётко ответить на поставленный вопрос затрудняются)
- Какие орфограммы встретились в словосочетаниях? (Называют орфограммы, объясняют написание буквы)

Задание: надо поставить слова словосочетания в нужный падеж. (Один ученик выполняет задание с обратной стороны доски).

После выполнения задания – самопроверка.

- Составьте предложение со словосочетанием последний звук.

Прозвенел последний звук прекрасной мелодии.

(Синтаксический разбор предложения).

- Ребята, давайте повторим, какие окончания имеют прилагательные в женском роде, мужском роде и среднем роде.
- А теперь следующее задание. Перед вами на партах тексты. Прочитайте.

(Тексты напечатаны на карточках)

Гусли.

В русских сказках и былинах народные песни и пляски обычно сопровождаются игрой на гуслях. Этот старинный инструмент очень любили на Руси, особенно в её северных областях.

Звончатым гуслям нередко противопоставляют звучание целого оркестра. Своими могучими переливами гусли создают яркие музыкальные картины. В звучании многострунных гуслей можно услышать то хрустальные звоны лесных родников, то грозовые бурные раскаты моря, то нежные голоса волшебных птиц.

- Какие “музыкальные” прилагательные используются в тексте для передачи звучания гуслей? Опять-таки, слов красивых очень много: так можно ли передать музыку словами?
(Ответы детей).

Задание: надо выписать словосочетания из текста прил. + сущ., изменив число существительного, а, значит и … (прил.)

Определите падеж прил.
Напомните, как определяется падеж прил.? (По падежу сущ.)
Обратите внимание на словосочетание звончатым гуслям (существительное гусли нельзя поставить в ед. ч.).
С обратной стороны на карточке есть подсказка для выполнения этого задания. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к подсказке.

Карточка. В … сказке, … песня, … инструмент, в … области, … оркестра, … переливом, … … картину, … звон, … родника, … … раскат, … голос, … птицы. (С обратной стороны карточки).

- Итак, задание выполнено. Взяли веера. Я называю словосочетание, вы показываете, какой падеж записали. (Самопроверка).

Физкультминутка.

На магнитофоне включаю запись “Хороший день”. Дети выполняют упражнения следом за дежурным по классу под музыку.

5. Применение знаний в нестандартной ситуации – творческой работе.

- Мы сегодня слушали музыку, написали много прекрасных, точных, ярких прилагательных, но так и не ответили на вопрос: можно ли передать музыку словами?

- Вы готовились к уроку, разбившись на группы. Каждая группа подготовила итоговую работу. Заслушаем отчёт. (Приложение 1. Презентация). Давайте теперь попробуем сами описать музыку, подобрать прилагательные и ответить на этот вопрос.

На доске:

Наполним музыкой сердца…

Ясный день, зазвучала, настроение, колокольчик, струна, как хрусталь, до глубины души, затаив дыхание, рожок.

- Прочитали опорные слова? Текст какого типа может получиться? (Повторяем типы текстов).

Вы можете использовать свои слова. Обратили внимание, что среди опорных слов практически нет прилагательных? Вам надо будет подобрать самим прилагательные.

Слушаем музыку. (Музыка Э.Грига “Утро”).

(Дети слушают музыку и под музыку начинают писать мини-сочинение. Через 7 минут заслушиваем сочинения по желанию детей. Обсуждаем их).

Так можно ли передать музыку словами? Мы с вами слушали одно и то же произведение, а сочинения получились разные: кто-то слышал звук колокольчика, кто-то рожок; один представил себе горную долину, а другой - морское побережье. Почему так? (Потому, что, слушая музыку, люди передают свои ощущения, переживания, чувства. А у каждого они – свои).

Эту же музыку слушала и Дагни Педерсен, когда ей исполнилось 18 лет и она попала на концерт. Послушайте, что же услышала она…

(Ученик пересказывает отрывок из произведения К.Г.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”).

6. Обобщение материала.

Мы выполнили большую работу. Давайте обобщим знания о склонении прилагательных в единственном числе.

Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
Как определить падеж имени прилагательного?
Прилагательные какого рода склоняются одинаково?
На какие вопросы отвечают прилагательные м.р. и ср.р. в Т.п.?
Какие окончания имеют прилагательные м.р. и ср.р. в Р.п.?
В каких падежах прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончания?
Почему в таблице записано, что прилагательные м.р. в В.п. имеют окончания -ый, -ий, -ой, -ей, а также окончания –ого, -его? От чего это зависит?

7. Домашнее задание.

Ребята, те, кто не успел дописать мини-сочинение, доделайте дома.

8. Итоги урока.

- Вот и заканчивается урок.
- Хотели бы вы повторить какие-то этапы урока?
- Где вам могут понадобиться знания, приобретённые на этом уроке?
- Я хотела бы закончить урок словами другого известного писателя:

“Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг”.

Н.В.Гоголь

Приложение 2