Предпрофильный курс: "Юные физики! Исследуем себя?"

Разделы: Физика


Тема курса выбрана не случайно, она продиктована временем. Главной целью обучения и развития является становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм собственной жизнедеятельности. Процесс становления внутреннего мира личности определяется содержанием ее субъектного опыта.

Он имеет прикладной аспект и позволяет ученику, применяя законы физики, исследовать возможности собственного организма. А ребята с большим интересом  занимаются исследовательской деятельностью, особенно если объект исследования "всегда под рукой". А также абстрактные, как бы мертвые, знания становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, так как ученик добыл и применил их сам.

При реализации курса используются в новой ситуации знания следующих тем:

  1. Механическое движение;
  2. Плотность тела;
  3. Давление твердых тел;
  4. Простые механизмы, рычаги;
  5. Работа и мощность;
  6. Внутренняя энергия;
  7. Оптика;

Цели курса:

Создать условия для работы в условиях выбора;

  1. Способствовать формированию умения осуществлять выбор;
  2. Расширить и углубить представления о законах функционирования человеческого организма;
  3. Активизировать познавательную деятельность на основе привлечения личностного опыта учащихся;
  4. Содействовать выработке навыков работы в команде, группе, индивидуально.

Позиция учителя:

  • инициирование субъектного опыта учения;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • признание индивидуальности, самобытности  ценности каждого человека.

Позиция ученика:

  • свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
  • самопознание, самоопределение, самореализация.

Наряду с решением основной задачи осознанное изучение физики, данный курс позволит учащимся углубить знания и сформировать устойчивый интерес к предмету, выявить и развить творческие способности в данной области человеческой деятельности. Интегрированный характер содержания курса предполагает следующие виды и формы деятельности: эвристические беседы, кино-уроки, лекционные и семинарские занятия, диспуты, конференции, уроки-выставки, конкурсы.

Краткосрочный предпрофильный курс представляет собой систему нескольких нестандартных уроков, каждый из которых как профильная проба позволит школьнику проверить свои способности в области физики и уточнить отношение к ней.

Итогом работы данного курса будет материал, избранный учащимся или группой учащихся для физической школьной конференции и поможет ученику осознать свой выбор.

Ожидаемый результат:

  • ученик определится с выбором профиля для обучения в старших классах;
  • расширит знания в данной области;
  • уяснит внутрипредметные и межпредметные связи по данной теме;
  • увидит возможные пути дальнейшего развития темы;
  • попробует моделировать физические явления и объекты в различных ситуациях и с различными свойствами;
  • на моделях объяснять физические теории и законы;
  • решать несложные практические и логические задачи.

Содержание курса :

  1. Вводное занятие.(1час)  
  2. Организм человека - целостное физическое тело. (2часа).
  3. Ноги - средство движения.(1 час).
  4. Руки - рычаги. .(1час).
  5. Сердце - двигатель, какой?(1час).
  6. Легкие - сосуд, наполненный воздухом. (1час).
  7. Глаз - оптическая система. .(1час).
  8. Желудок - энергетический накопитель. (2часа).
  9. Итоговое занятие. (1час).

Курс построен так, чтобы:

  • способствовать саморазвитию ученика,
  • активизировать его творческое и образное мышление,
  • развивать инициативу, интуицию, работоспособность, умение давать самооценку своей работе,
  • осуществлять самоанализ, осознанный выбор,
  • оценивать свои объективные достижения. научиться понимать сигналы своего организма и помогать ему в различных ситуациях.

В качестве примера ,предлагаю разработку одного урока.

Урок №4

Тема: Руки—рычаги.

Цель:

  1. Формирование у учащихся  взгляда на человека  КАК  НА СИСТЕМУ,  ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОТОРОй   ПОДЧИНЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИМ  ЗАКОНАМ.
  2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЫБОР, ПЕРЕРАБОТКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.
  3. ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ  АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ,  ПРОИСХОДЯЩИХ В ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ.
  4. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В  ВЫБОРЕ ДАЛЬНЕЙЩЕГО  ПРОФИЛЯ  В ОБУЧЕНИИ.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово.
  3. Составление кластера.
  4. Работа в группах.
  5. Защита проектов.
  6. Подведение итогов.

Какие чувства испытывал(а) в начале урока?

Что нового узнал(а)?

 

 

Какой фрагмент урока вызвал затруднения?

В какой роли хотел(а) бы еще выступить?

Что понраввилось?

 

 

 

Что не понравилось.?

 

 

 

Какие чувства испытываете в конце урока?

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.В начале урока ребята путем жеребьевки делятся на группы: физики-теоретики, физики-практики и биологи-экспериментаторы, каждая группа садится за свой стол. Всем ребятам предлагается в течение урока заполнить шкалу эмоционального состояния, которая  даст оценку совместной деятельности и поможет при подготовке следующего урока.

2.. На каждом уроке я обращаюсь к вам с призывом: « Юные физики исследуем себя», этот урок не исключение. А эпиграфом к нашему занятию мне бы хотелось взять слова известного афориста Т. Бера: « Настоящее образование получить нельзя : его берут собственными руками».

Презентация, СЛАЙД 1.

Говорят, то все великие открытия созданы благодаря ленивым людям. Почему?  Ребята высказывают собственное мнение по этому вопросу. А мне кажется ,что  человек не ленив и ради великой цели или  под давлением обстоятельств способен совершить , пусть и не быстро , значительную механическую работу.

  • За  70 лет,
  • Работая 10 часов в сутки,
  • Развивая мощность 70 ватт
  • Человек может совершить работу  
  • 64 000 000 000 джоулей.

СЛАЙД 2.

Этого достаточно, чтобы поднять груз массой 1000кг на высоту  6,4 км.

СЛАЙД 3.

Какой простой механизм  встречается в кластерах чаще других?

РЫЧАГИ,

 СЛАЙДЫ 5.6.

4.Работа в группах.

СЛАЙД 7.

Сегодня вам предстоит побывать в роли разных специалистов и представить их видение этой темы. У каждого на столе есть вопросы ,которые помогут вам представить тему рычаги в проекта , используя все возможные графические образы . Ребята представляют свои проекты и формулируют выводы.

Физики - теоретики.  СЛАЙД 8.

  1. Определение рычага.
  2. Основные элементы рычага
  3. Условие равновесия рычага.
  4. «Золотое правило механики».
  5. Назначение рычага

Физики- практики   СЛАЙД 9.

  1. Рычаги в быту.
  2. Особенности строения.
  3. Причины этого.
  4. Назначение этих рычагов.

Биологи- экспериментаторы  СЛАЙД 10.

  1. Строение и принцип действия руки.
  2. Основные элементы «руки- рычага».
  3. Соотношение сил и плеч этих сил на собственной конечности.
  4. Вычисление силы напряжения бицепса .

Итак, биологи- экспериментаторы получили неутешительные выводы:

Для того чтобы поднять груз весом 1Н , наши мышцы испытывают напряжение 8Н.

Вот так природа! Ради чего она поступила так «неразумно», создавая нас? СЛАЙД 11.

Ребята делают вывод. Напряжение наших мышц примерно в 8 раз больше силы , которую мы преодолеваем, зато во столько же раз мы быстрее перемешаемся , чем наши мышцы.

Проигрывая в силе мы выигрываем в расстоянии, а значит в скорости!!!.

СЛАЙД 12.

Завершите заполнение шкалы и выберите ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению.

Спасибо за урок!

Литература

  • Э.М. Брамерман. Преподавание физики, развивающее ученика.
  • М.С. Атаманская. Технология графических образов.
  • В.П. Синичкин, О.П. Синичкин. Внеклассная работа по физике.
  • А.Ц. Рымкевич. Задачи по физике.
  • Н.И. Гольдорарб.  Задачи по физике.
  • М.И. Балашов.  Физика «Механика».
  • Г.В. Меледин.  Физика в задачах.