Тема курса выбрана не случайно, она продиктована временем. Главной целью обучения и развития является становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм собственной жизнедеятельности. Процесс становления внутреннего мира личности определяется содержанием ее субъектного опыта.
Он имеет прикладной аспект и позволяет ученику, применяя законы физики, исследовать возможности собственного организма. А ребята с большим интересом занимаются исследовательской деятельностью, особенно если объект исследования "всегда под рукой". А также абстрактные, как бы мертвые, знания становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, так как ученик добыл и применил их сам.
При реализации курса используются в новой ситуации знания следующих тем:
- Механическое движение;
- Плотность тела;
- Давление твердых тел;
- Простые механизмы, рычаги;
- Работа и мощность;
- Внутренняя энергия;
- Оптика;
Цели курса:
Создать условия для работы в условиях выбора;
- Способствовать формированию умения осуществлять выбор;
- Расширить и углубить представления о законах функционирования человеческого организма;
- Активизировать познавательную деятельность на основе привлечения личностного опыта учащихся;
- Содействовать выработке навыков работы в команде, группе, индивидуально.
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- признание индивидуальности, самобытности ценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
- самопознание, самоопределение, самореализация.
Наряду с решением основной задачи осознанное изучение физики, данный курс позволит учащимся углубить знания и сформировать устойчивый интерес к предмету, выявить и развить творческие способности в данной области человеческой деятельности. Интегрированный характер содержания курса предполагает следующие виды и формы деятельности: эвристические беседы, кино-уроки, лекционные и семинарские занятия, диспуты, конференции, уроки-выставки, конкурсы.
Краткосрочный предпрофильный курс представляет собой систему нескольких нестандартных уроков, каждый из которых как профильная проба позволит школьнику проверить свои способности в области физики и уточнить отношение к ней.
Итогом работы данного курса будет материал, избранный учащимся или группой учащихся для физической школьной конференции и поможет ученику осознать свой выбор.
Ожидаемый результат:
- ученик определится с выбором профиля для обучения в старших классах;
- расширит знания в данной области;
- уяснит внутрипредметные и межпредметные связи по данной теме;
- увидит возможные пути дальнейшего развития темы;
- попробует моделировать физические явления и объекты в различных ситуациях и с различными свойствами;
- на моделях объяснять физические теории и законы;
- решать несложные практические и логические задачи.
Содержание курса :
- Вводное занятие.(1час)
- Организм человека - целостное физическое тело. (2часа).
- Ноги - средство движения.(1 час).
- Руки - рычаги. .(1час).
- Сердце - двигатель, какой?(1час).
- Легкие - сосуд, наполненный воздухом. (1час).
- Глаз - оптическая система. .(1час).
- Желудок - энергетический накопитель. (2часа).
- Итоговое занятие. (1час).
Курс построен так, чтобы:
- способствовать саморазвитию ученика,
- активизировать его творческое и образное мышление,
- развивать инициативу, интуицию, работоспособность, умение давать самооценку своей работе,
- осуществлять самоанализ, осознанный выбор,
- оценивать свои объективные достижения. научиться понимать сигналы своего организма и помогать ему в различных ситуациях.
В качестве примера ,предлагаю разработку одного урока.
Урок №4
Тема: Руки—рычаги.
Цель:
- Формирование у учащихся взгляда на человека КАК НА СИСТЕМУ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОТОРОй ПОДЧИНЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ.
- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЫБОР, ПЕРЕРАБОТКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.
- ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ.
- ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В ВЫБОРЕ ДАЛЬНЕЙЩЕГО ПРОФИЛЯ В ОБУЧЕНИИ.
План:
- Организационный момент.
- Вводное слово.
- Составление кластера.
- Работа в группах.
- Защита проектов.
- Подведение итогов.
Какие чувства испытывал(а) в начале урока? |
Что нового узнал(а)?
|
Какой фрагмент урока вызвал затруднения? |
В какой роли хотел(а) бы еще выступить? |
Что понраввилось?
|
Что не понравилось.?
|
Какие чувства испытываете в конце урока? |
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока
1.В начале урока ребята путем жеребьевки делятся на группы: физики-теоретики, физики-практики и биологи-экспериментаторы, каждая группа садится за свой стол. Всем ребятам предлагается в течение урока заполнить шкалу эмоционального состояния, которая даст оценку совместной деятельности и поможет при подготовке следующего урока.
2.. На каждом уроке я обращаюсь к вам с призывом: « Юные физики исследуем себя», этот урок не исключение. А эпиграфом к нашему занятию мне бы хотелось взять слова известного афориста Т. Бера: « Настоящее образование получить нельзя : его берут собственными руками».
Презентация, СЛАЙД 1.
Говорят, то все великие открытия созданы благодаря ленивым людям. Почему? Ребята высказывают собственное мнение по этому вопросу. А мне кажется ,что человек не ленив и ради великой цели или под давлением обстоятельств способен совершить , пусть и не быстро , значительную механическую работу.
- За 70 лет,
- Работая 10 часов в сутки,
- Развивая мощность 70 ватт
- Человек может совершить работу
- 64 000 000 000 джоулей.
СЛАЙД 2.
Этого достаточно, чтобы поднять груз массой 1000кг на высоту 6,4 км.
СЛАЙД 3.
Какой простой механизм встречается в кластерах чаще других?
РЫЧАГИ,
СЛАЙДЫ 5.6.
4.Работа в группах.
СЛАЙД 7.
Сегодня вам предстоит побывать в роли разных специалистов и представить их видение этой темы. У каждого на столе есть вопросы ,которые помогут вам представить тему рычаги в проекта , используя все возможные графические образы . Ребята представляют свои проекты и формулируют выводы.
Физики - теоретики. СЛАЙД 8.
- Определение рычага.
- Основные элементы рычага
- Условие равновесия рычага.
- «Золотое правило механики».
- Назначение рычага
Физики- практики СЛАЙД 9.
- Рычаги в быту.
- Особенности строения.
- Причины этого.
- Назначение этих рычагов.
Биологи- экспериментаторы СЛАЙД 10.
- Строение и принцип действия руки.
- Основные элементы «руки- рычага».
- Соотношение сил и плеч этих сил на собственной конечности.
- Вычисление силы напряжения бицепса .
Итак, биологи- экспериментаторы получили неутешительные выводы:
Для того чтобы поднять груз весом 1Н , наши мышцы испытывают напряжение 8Н.
Вот так природа! Ради чего она поступила так «неразумно», создавая нас? СЛАЙД 11.
Ребята делают вывод. Напряжение наших мышц примерно в 8 раз больше силы , которую мы преодолеваем, зато во столько же раз мы быстрее перемешаемся , чем наши мышцы.
Проигрывая в силе мы выигрываем в расстоянии, а значит в скорости!!!.
СЛАЙД 12.
Завершите заполнение шкалы и выберите ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению.
Спасибо за урок!
Литература
- Э.М. Брамерман. Преподавание физики, развивающее ученика.
- М.С. Атаманская. Технология графических образов.
- В.П. Синичкин, О.П. Синичкин. Внеклассная работа по физике.
- А.Ц. Рымкевич. Задачи по физике.
- Н.И. Гольдорарб. Задачи по физике.
- М.И. Балашов. Физика «Механика».
- Г.В. Меледин. Физика в задачах.