Обобщение и систематизация знаний об углеводородах

Разделы: Химия


Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств данного типа веществ;
  • сформировать понятие о генетической связи между классами углеводородов.

Оборудование и материалы:

  • коллекции:
  • "Нефть и нефтепродукты";
  • "Каменный уголь и продукты его переработки ";
  • шаростержневые модели молекул Стюарта-Бриглеба;
  • карта полезных ископаемых, слайды.

Подготовка к уроку

В своей практике использую долгосрочные задания творческого характера, которые обычно завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся умение обобщать изученные вопросы теории, самостоятельно работать.

Творческие задания обычно даю группам учащихся, которые создаются в начале года после изучения класса. Защиту работ учащихся провожу на обобщающем уроке.

В начале учебного года учащиеся были разделены на 6 групп по темам: Алканы, Алкены, Алкадиены, Акины, Циклоалканы, Арены.

С учащимися был составлен план будущих презентаций по разделу "Углеводороды".

План презентации класса углеводороды.

  1. Определение класса углеводородов.
  2. Гомологический ряд.
  3. Номенклатура и изомерия.
  4. Способы получения.
  5. Физические свойства.
  6. Химические свойства.
  7. Применение.

Кроме этого необходимо было к обобщающему уроку повторить по учебнику разделы "Введение", "Строение и классификация органических соединений, химические реакции в органической реакции" и "Углеводороды", обращая внимание на следующие вопросы:

1. Органические вещества;

2. Значение органических соединений;

3. Особенности строения и свойства органических соединений;

4. Теория химического строения А.М.Бутлерова;

5 .Строение атома углерода;

6. Химическая связь в органических соединениях;

7. Валентные состояния атома углерода;

8. Классификация органических соединений;

9. Основные классы органических соединений;

10. Номенклатура органических соединений;

11. Изомерия и её виды;

12. Типы химических реакций;

Обобщение материала провожу на сдвоенном уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обобщение тем "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ" и "УГЛЕВОДОРОДЫ".

2.1. Актуализация основных вопросов темы "Особенности строения и свойства органических веществ".

Вопросы высвечиваются на экране в любой момент времени переключением в открытый файл. (Смотреть этап подготовка к уроку).

2.2. Реферат с презентацией "Александр Михайлович Бутлеров"..

2.3. Презентации классов углеводородов (Общий план презентации высвечиваться на экране).

Порядок представления презентаций.

1. Алканы (Приложение 3).

2.Алкены (Приложение 4).

3. Алкадиены (Приложение 5).

4. Алкины (Приложение 6).

5. Циклоалканы (Приложение 7).

6. Арены (Приложение 8).

2.4. Защита рефератов в форме презентации: "Природные источники углеводородов" (приложение 9), "Нефть".

Во время презентаций учащиеся заполняют таблицу "Обобщение и систематизация знаний об углеводородах", ("Рабочая тетрадь" О.С. Габриеляна, таблица 15).

3. В конце урока заполненная таблица "Обобщение и систематизация знаний об углеводородах" (Приложение 11) высвечивается на экране вместе со схемой генетической связи углеводородов и производится автопроверка.

4. Выставление оценок.

Домашнее задание. Повторить по учебнику раздел "Углеводороды". Выполнить задания № 2-4 на стр. 56-58 "Рабочей тетради" О.С. Габриеляна.