Цели урока:
- Сформировать у детей понятия хищное и растительноядное животное.
- Учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
- учебник.
- презентация.
- пазлы ( животные).
- клей.
- альбомные листы.
- цветные карандаши.
- кассета для физминутки.
- рефлексия (бабочки, цветы).
Технические средства обучения:
- ноутбук.
- мультимедийный проектор.
- магнитофон.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Введение в новую тему.
Сегодня шла я в школу к вам.
Вдруг слышу где-то шум и гам.
На шум пошла
И вижу я
Чудесное животное.
Там голова была орла,
Хвост от лисы, ноги лося,
А тело льва.
Чьи шея, уши
Понять я так и не смогла.
- Ребята, помогите мне понять, какие животные были здесь объединены?
- А чем же могло питаться это животное?
- Рассмотрим пищевые цепи?
- Все животные питаются одним и тем же?
- Разбейте этих животных на группы по способу питания?
Вывод: одни животные питаются растениями.
- Как их можно назвать?
(ответы детей.)
- Другие животные употребляют в пищу животных.
- Как их можно назвать?
(ответы детей.)
Эту группу животных, которые питаются другими животными назвали ХИЩНЫЕ (от слова «хватать»).
- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? Это тема нашего урока.
- А к какой группе можно отнести ежа?
(ответы детей.)
Вывод: Еж – это хищник.
- Посмотрим на цепь питания ежа.
Вывод: хищное животное еж питается растительноядным животным – мышью, а мышь питается – растением.
Закрепление.
- Как вы думаете есть ли разница во внешнем строении животных растительноядных и хищных?
- Подумайте, к какой группе по способу питания относятся эти животные?( акула, обезьяна, орел, долбонос)
Вывод: у хищников зубы острые, хорошо развиты клыки, чтобы рвать добычу.
Растительноядные зубами срезают листья, траву, ветки.
- Обратите внимание на строение лап птиц. (орел, гусь)
Вывод: У хищников на лапах острые когти.
Растительноядным когти не нужны.
-Как вы думаете, какими качествами должны обладать хищники, чтобы выслеживать и хватать добычу?
Выносливые, сильные, с развитым слухом, зрением, обонянием.
Не зря говорят:
Хитрый как….. (лиса).
Храбрый как … (лев).
- А какими качествами должны обладать растительноядные животные, чтобы спастись от хищников?
Быстротой, ловкость, хорошим слухом и т.д.
Недаром говорят:
Быстрая как …(лань).
Трусливый как …(заяц).
Физминутка.
Сергей Прокофьев передал при помощи музыкальных инструментов качества характера животных. А мы попробуем передать их повадки в движениях.
Работа по учебнику.
Страница 12 – 13.
Вывод: древний предок человека был растительноядным.
- Ребята, а современный человек чем питается?
( и растительной и животной пищей).
- К какой же группе его отнести, если он ест всё?
Вывод: он – всеядный.
Самостоятельная практическая работа.
Возьмите конверты.
Соберите совместно из пазлов одно из звеньев пищевой цепочки?
На доске выкладываются пищевые цепи:
- На какие группы животных по способу питания здесь можно разделить животных и человека?
Вывод: все животные по способу питания делятся на растительноядных, хищных, всеядных.
- Что произойдет, если исчезнет одно звено пищевой цепи?
(убрать мышь).
Вывод: все в природе взаимосвязано и мы должны о ней заботиться.
Вывод: мы одна большая семья. И в наших руках сделать планету более красивой и цветущей.
Возьмите в конвертах бабочки и цветы.
Раскрасьте их. Красным цветом, если у вас все получилось.
Зеленым – были затруднения.
Синим – было трудно.
Мне очень приятно, что ….
Спасибо ребята. До свидания.