Предметные недели проводятся 1 раз в четверть, позволяют углубить и расширить знания учащихся, полученные на уроках, и применить их во внеурочной деятельности, позволяют применить нестандартные формы работы с детьми, повысить мотивацию, сплотить классные коллективы, развить толерантность, дать возможность каждому ребенку проявить свой талант.
Задачи: Пробудить у учащихся интерес к чтению, расширить круг чтения. Познакомить с жизнью и творчеством Бориса Заходера. Формировать творческое восприятие художественной литературы. Учить декламировать.
СЦЕНАРИЙ
ОТКРЫТИЯ НЕДЕЛИ ЧТЕНИЯ
(Посвящается 90 - летию со дня рождения одного из признанных классиков русской детской литературы Бориса Владимировича Заходера)
УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы пришли не на концерт, не на спектакль, а на УРОК. Он посвящен творчеству замечательного писателя Бориса Заходера. Обычные уроки идут в классах, их проводят учителя.
Но сегодня необычный урок – он идет в актовом зале, а проводить его будет самая благородная, строгая и добрая няня на свете. Вы все ее знаете.
(«Ветер перемен», слова - Олев Н.,музыка - Дунаевский танец девочек с осенними листьями, кружась, появляется Мэри Поппинс с зонтом)
УЧИТЕЛЬ. Мэри Поппинс, вы так странно пришли нам показалось, что вас занесло ветром.
МЭРИ ПОППИНС. Так и есть. Добрый день, милые дети! Я знаю, что я оказалась в самой лучшей школе, где учатся самые воспитанные дети… Я пришла не одна, с друзьями…Пеппи, Карлсон, поздоровайтесь с ребятами!
КАРЛСОН. Привет, девчонки и мальчишки! Те, у кого на носу сто веснушек, и те, у кого нет ни одной веснушечки.
ПЕППИ. Здравствуйте те, кто с косичками и бантиками, торчащими в разные стороны. Здравствуйте и те, у кого прямые челочки, кудрявые чубчики, у кого прическа в стиле «брейк».
КАРЛСОН. Здравствуйте все, все, все! Разрешите представиться - самый упитанный мужчина в полном расцвете сил, самый лучший в мире летун - Карлсон, который живет на ...
ПЕППИ. (Перебивает Карлсона.) Пеппилота – Виктуалина - Рольгардина-дочь капитана Эфроима Длинныйчулок. Когда я вырасту - буду морской разбойницей.
МЭРИ ПОППИНС. Карлсон, веди себя достойно. Сегодня ты будешь моим главным помощником. Пеппи, я прошу тебя занять лучшее место среди ребят. Садись удобнее.
(По краям сцены расставлены парты, за ними сидят первоклассники. Пеппи присаживается за парту.)
ПЕППИ. Ой! Я просто умираю от любопытства. Подумать только, меня пригласили на эту ... как ее? Подскажите… Неделю чтения! (хором подсказывают дети.)
МЭРИ ПОППИНС .(звонит в колокольчик) Прозвенел и смолк звонок, начинается урок… Наш урок посвящен тому, кто научил говорить нас по-русски. Вот этот человек!!! (слайды на экране) Борис Заходер родился в городе Кагуле.
КАРЛСОН. Здесь познакомились и поженились его родители: отец, который ушел добровольцем в русскую армию в 1914 и мать, сестра милосердия, которая ухаживала за ранеными в госпитале.
МЭРИ ПОППИНС. Семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву.
ПЕППИ. (поднимает руку , чтобы отвечать. Иногда вскакивает с места). В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень "приличным мальчиком". Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался.
МЭРИ ПОППИНС. Но однажды, когда ему не было и семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Итак, драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис Заходер написал:
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
(Первоклассники читают «КИТ и КОТ» - слайды на экране)
МЭРИ ПОППИНС. Все хорошо, что хорошо заканчивается. На чем я остановилась?.. Ах, да! Еще, в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок — тех, что известны и вам.
КАРЛСОН. Да я, если хотите, помню их десять тысяч штук.
ПЕППИ. (вскакивает из-за парты) Да? А я терпеть не могу тех, кто хвастается!!! Мы с ребятами тоже знаем считалки. Правда ребята! (Да-а-а!)
КАРЛСОН. Ну, извините… Пеппи давай с тобой по очереди начнем считалки, а ребята, если их знают, сразу же подхватят и продолжат. Договорились, ребята?
МЭРИ ПОППИНС. Отличная идея, но ребята должны выполнять два условия: 1. Отвечать только хором. 2. Договаривать только 1 строчку.
ПЕППИ. Договорились, ребята? Только хором и только 1 строчку.
КАРЛСОН. Я начинаю первым. На златом крыльце сидели...
(Ребята продолжают считалку).
РЕБЯТА. ... Царь, царевич, король, королевич.
ПЕППИ. Теперь моя очередь. Раз, два, три, четыре, пять…
(Ребята продолжают считалку).
Ребята: Вышел зайчик погулять...
КАРЛСОН. Эники – беники …
РЕБЯТА: Ели вареники...
ПЕППИ. Ехал Грека через реку...
РЕБЯТА: Видит Грека в реке рак…
МЕРИ ПОППИНС: Бедный грека вышел вон!
Совершенно оглушен!
И поехал через реку!
За таблетками в аптеку!
ПЕППИ. Это новая считалка! Какой счастливый день! Как мило с вашей стороны, что вы пригласили меня сюда! (возвращается за парту)
КАРЛСОН. Как по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров?.. Мы не обращались с этим вопросом в адресный стол, чтобы выяснить, много ли у известного автора однофамильцев.
МЕРИ ПОППИНС: Наверное, вы сразу поняли, что речь идет о, что у него есть множество произведений совсем-совсем разных, непохожих одно на другое.
ПЕППИ: Ну, прежде всего, он - поэт.
КАРЛСОН: Да и поэт-то очень разнообразный, словно бы не один, а несколько. Есть у него стихи и смешные,и довольно грустные, и сердитые. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки.
МЕРИ ПОППИНС: А есть, например,и большая поэма "Почему деревья не ходят". Кроме того, Борис Заходер - прозаик, он писал не только стихи, но и сказки. Он еще и драматург. Возможно, вы видели в детских и кукольных театрах его пьесы: "Ростик в дремучем лесу", "Русачок", "Очень умные игрушки". (слайды на экране)
КАРЛСОН: Но что вы уж безусловно видели, так это кинофильмы по сценариям Заходера. И наверное, не только знаменитого "Винни-Пуха", но и "Гимнастику для головастика", "Вот тебе и Заяц!", "Как рыбка чуть не утонула" - фильмы, которые обычно называют научно-популярными…
ПЕППИ: А я бы назвала научно-увлекательными или даже научно-веселыми, потому что Борис Заходер именно увлекательно и весело рассказывает о самых серьезных вещах, о таких серьезных, что в школе, на уроках биологии, они кажутся даже очень трудными.
МЕРИ ПОППИНС: А если я скажу, что он еще и переводчик, и упомяну всего одну книгу "Винни-Пух и Все-Все-Все" Алана Милна, - то, я уверена, вы назовете и другие.
КАРЛСОН: Наиболее известны переводы-пересказы Бориса Заходера сказок Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
МЕРИ ПОППИНС: Памелы Треверса "Мэри Поппинс ", Джорджа Барри "Питер Пен, или Мальчик, Который Не Хотел расти".
КАРЛСОН: Льюиса Кэрролла "Приключение Алисы в стране чудес", сказок братьев Гримм.
МЕРИ ПОППИНС: Впрочем, если даже одно из этих имен вылетит из вашей головы, то в любом случае вы будете твердо помнить, кто все это перевел для вас на русский язык. Или, вернее, пересказал на русском языке.
ПЕППИ: Итак, сколько же Борисов Заходеров? Кажется, пять?..
МЕРИ ПОППИНС: Нет, простите, больше! Я еще забыла сказать, что он пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.
ПЕППИ: В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров? …
УЧЕНИК : Да, получается, что ТАК. И поэт написал об этом сам!
ПЕРВОКЛАССНИКИ:
- Смотрите сами:
- Вот есть, например,
- детский писатель
- Борис Заходер;
2. Есть переводчики —
Взрослый и детский.
Тот знает английский,
этот — немецкий...
3. Тот пишет сказки
про разных тварей,
Тот норовит
Смастерить сценарий..
- Один Заходер
- Сочиняет пьесы —
5. У всех у них
Разные интересы,
Хотя они все как один
Борисы!
один и тот же.
(Музыка, звук ветра…Листья - первоклассницы кружась, перебегают с одной стороны на другую.)
УЧИТЕЛЬ. Дорогая Мери Поппинс, кажется подул Восточный ветер. Возможен дождь.
МЕРИ ПОППИНС: ДА, мне надо торопиться. Но ЗАПОМНИТЕ!!!
Борис Заходер хоть и разный, но один-единственный.
(кричит, улетая под музыку)
УЧИТЕЛЬ. Мери Поппинс улетела, потому что переменился ветер!
Но мы должны завершить наш урок.Так кто же такой Борис Заходер? (слайд - схема)
ПЕРВОКЛАССНИКИ:
- Поэт – взрослый и детский
- Переводчик – английский, польский, французский, немецкий
- Прозаик
- Драматург
- Сказочник
УЧИТЕЛЬ. Э.Успенский говорил о Борисе Заходере. - это "Последний из могикан", - великих детских писателей, он передал эстафету всего хорошего от Чуковского, от школы Хармса. Не было такого предмета, такого вопроса, на который он не мог бы ответить, и не было такого, чего он бы не знал...
Он был моим мэтром, моим учителем. Все, что я знаю в детской литературе, я взял от Бориса Владимировича. Не было человека, которому бы он не протянул руку помощи. Знания у него были фантастические. Он переводил фантастические сложные вещи. Это - человек-эпоха, человек-энциклопедия...
Ребята, вы были внимательными учениками на нашем уроке. Я надеюсь, что многое запомнили о творчестве Бориса Заходера. А еще я уверена, что у многих из вас есть свои любимые стихи Бориса Заходера.
Закончился наш урок, но он только открывает Неделю чтения. На экране вы видите список мероприятий и конкурсов, которые пройдут на этой неделе. Я всем желаю удачи.
Но праздник наш только начинается, праздник Чтения. А в праздники принято делать сюрпризы. На стихи Бориса Заходера снято много мультфильмов. Вашему вниманию представляется мультфильм по произведению Бориса Заходера «Страна Считалия». Озвучивал мультфильм автор сценария Борис Заходер.
(Просмотр мультфильма «Страна Считалия»)
СЦЕНАРИЙ ЗАКРЫТИЯ НЕДЕЛИ ЧТЕНИЯ
«В стране Вообразилии»
УЧИТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы закрываем Неделю чтения. Сегодня мы подводим итоги нашей работы. Многих из вас ждут награды за участие в различных конкурсах. Но сейчас давайте вспомним, как все начиналось.
КАРЛСОН: Открытие недели состоялось 22 октября. Первоклассницы Маша Воронцова и Чачина Таня торжественно вручили буклет с планом проведения мероприятий и конкурсов каждому классу.
МЕРИ ПОППИНС: В классах были организованы выставки книг Бориса Заходера,
выставки игрушек.
КАРЛСОН: В гостях у Алены Тимофеевны, хозяйки школьной библиотеки, побывали все первоклассники и получили в подарок журналы «Мурзилка».
УЧИТЕЛЬ. Открытый урок проводила самая благородная, строгая и добрая няня на свете
– Мери Поппинс. (поклон)C ней были на сцене Карлсон и Пеппи Длинный чулок. Урок был посвящен тому, кто научил говорить этих героев по-русски. Учащиеся 1и 4 классов рассказывали о жизненном пути Б. Заходера и читали произведения этого замечательного писателя.
МЕРИ ПОППИНС: Всю неделю ребята начальной школы путешествовали по волшебной стране, которую придумал для нас известный детский писатель Борис Владимирович Заходер. А зовется она Вообразилия.
КАРЛСОН: Да вот незадача… Вход в эту страну разрешен не всякому.
ПЕППИ: А кому?
КАРЛСОН: Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».
1. В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;2. Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!3. Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья.4. В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!5. И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
ПЕППИ: Какому же человеку разрешен вход в страну Вообразилия?
КАРЛСОН: Тем, у кого есть воображение.
МЕРИ ПОППИНС: Тем, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать.
УЧИТЕЛЬ. Да, наша школа превратилась в страну выдумщиков и фантазеров. Мы рисовали, сочиняли стихи, разыгрывали считалки, читали сказки, все они учат добру и справедливости. Многие из вас не только побывали в этой замечательной стране, но и заслужили награды.
Награждение почетными грамотами. ФАНФАРЫ!!! (звучит музыка)
КАРЛСОН: Именно вам и таким как вы – любознательным, умным и веселым
Борис Заходер посвятил целый сборник стихов. В предисловии к своим книгам писатель обычно подписывался так: «Ваш старый товарищ Борис Заходер».
ПЕППИ: Борис Владимирович не шутил, он и вправду считал себя товарищем своих читателей-ребят. Недаром одна из его книг так и называется — «Товарищам детям!».
МЕРИ ПОППИНС: Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:КАРЛСОН: Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать
Интересно.
ПЕППИ: А если захочется вам
Посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться.
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу.
Светлее на свете!
(ЗВУК: детский смех)
МЕРИ ПОППИНС: Итак, Борис Заходер очень любил, когда дети улыбались. И поэтому написал для ребят много веселых стихов.
ПЕППИ: Ученики 1 «Е» класса представляют вашему вниманию веселую сценку «Жил на свете человечек».
КАРЛСОН: Писать Борис Владимирович выучился рано и очень гордился своей грамотностью. Он хотел, чтобы и ребята были грамотными, быстро научились читать. Вот и написал замечательное произведение «Мохная Азбука».
УЧИТЕЛЬ. На сцену приглашаются ученики 1 «Г» класса.
УЧИТЕЛЬ. Первоклассник Румянцев Илья и ученик 3 «В» класса Жуков Матвей представляют вашему вниманию стихотворение Б. Заходера “Два и три”
(Стол, самовар, отец с газетой и сын. Ребята инсценируют стихотворение)
КАРЛСОН: Пирожки, пирожки! Я слышал, тут делят пирожки!
ПЕППИ: Я тоже люблю пирожки!
КАРЛСОН: Это мой пирожок!
ПЕППИ: Нет! Мой!
КАРЛСОН: Спокойствие, только спокойствие. Давай посчитаемся, кому он достанется ПЕППИ: Шишел - мышел, Карлсон вы-ше-ел! Ура! Я забираю.
КАРЛСОН: Я с тобой больше не вожусь. Не люблю, когда жульничают в игре… Давай позовем независимого эксперта. Кто бы нам смог помочь?
СОЛОВЬЕВА ПОЛИНА: Я разрешу ваш спор!(считает)
МЕРРИ ПОППИНС: Я предлагаю вам съесть его вместе!
Мирись, и больше не дерись! Ура!
УЧИТЕЛЬ. Соловьева Полина является победителем конкурса считалок и награждается дипломом.
МЕРРИ ПОППИНС: Всякое бывает с нашими ребятами. Некоторые ребята бывают несобранными, неусидчивыми, постоянно отвлекаются. Все это мешает им хорошо учиться.
ПЕППИ: Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно, плохо учатся.
МЕРРИ ПОППИНС: Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книжки.
КАРЛСОН: Б. Заходер написал, как мечтают жить ленивые дети.
УЧИТЕЛЬ. Об этом расскажет Бакшеева Алина, ученица 1«Б».
(Бакшеева Алина читает стихотворение).
ПЕППИ. Как говорил мой папа Эфроим Длинныйчулок! Это уж слишком!
МЕРРИ ПОППИНС: Б. Заходер высмеивает в своих стихах лентяев, двоечников, хулиганов, а также людей, не умеющих отвечать за свои поступки.
Но есть в произведениях Бориса Заходера и другие герои.
УЧИТЕЛЬ. «Про сома» расскажет ученик 1 «Е» класса Сухинин Глеб.
(Глеб Сухинин читает стихотворение).
КАРЛСОН: Талант Б.В. Заходера многогранен. Он поэт, пишущий грустные и веселые, короткие и большие стихи и поэмы.
МЕРРИ ПОППИНС: Он прозаик: его книги вы видели на нашей выставке, а многие из них уже прочитали.
ПЕППИ: Он еще и драматург. Его пьесы идут в детских и кукольных театрах страны.
МЕРРИ ПОППИНС: Б. Заходер – киносценарист. По его сценариям созданы кинофильмы и мультфильмы. Один из них «Страна Считалия» мы с вами посмотрели, этот мультфильм озвучивал сам автор.
КАРЛСОН: Заходер – переводчик. Он научил говорить по-русски Вини Пуха, Алису из страны чудес, Питера Пэна из страны вечного детства и вечной игры, Мэри Поппинс - чудесную и благородную няню.
ПЕППИ: Хорошо, что есть на свете Заходер!
Он, ребята, не задачка, не пример,
Он писатель-ИЗУЧАТЕЛЬ,
И хороший мой приятель!
УЧИТЕЛЬ. Б. Заходер – волшебник. Он придумал страну Вообразилию. Он умело играет словом, звуком, дарит нам забавные перевертыши и населяет свою страну существами с забавными именами. Про славный остров Гдетотам расскажет Бедина Анастасия, ученица 1 «А»класса.
(Звучит стихотворение).
УЧИТЕЛЬ. А теперь задание для всех ребят. Слушайте внимательно. Я читаю стихотворение «Про пана Трулялинского», а вы должны, когда я замолкаю, сами догадаться, какие подойдут слова и продолжить стихи:
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тётка — Трулялётка,
И дочурка — ... (Трулялюрка),
И сынишка — ... (Трулялишка),
И собачка — ... (Трулялячка)...
Все шоферы - Трулялеры,
Почтальоны - Труляльоны,
Футболисты - Трулялисты,
Продавщицы - Трулялицы,
Музыканты - Трулялянты
И студенты - Труляленты.
Сам учитель - Трулялитель,
А ребята - Трулялята!
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет!
УЧИТЕЛЬ. Нравится ли вам придуманная Борисом Владимировичем страна Вообразилия?
Наше путешествие по замечательной, удивительной стране Вообразилии подошло к концу. Всех артистов прошу на сцену. (Звучит музыка). Ребята, кто понял, что нужно для того, чтобы существовала эта волшебная страна?
УЧЕНИК. Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы будем стремиться к знаниям,
УЧЕНИК. будем выдумщиками и фантазерами,
УЧЕНИК. будем любить людей и природу,
УЧЕНИК. будем учиться Добру и Справедливости.
УЧИТЕЛЬ. Читайте книги Бориса Заходера и других писателей. Помните, что в Страну Вообразилии может попасть каждый, у кого есть воображение, кто умеет мечтать и фантазировать. Пусть живет и процветает в нашей школе страна творчества, страна счастливого детства. (Музыка)
Список литературы:
Б.В.Заходер. Избранное. Издательство "Детская литература", Москва, 1981
Стихи и сказки/Б. Заходер. – М.: Дет. лит., 1988.
Кэрролл Льюис «Приключения Алисы в Стране Чудес» – М., 1983.
Алан Милн «Вини- Пух и все-все-все» Пересказ Б.Заходера В. Приходько «Наш товарищ – Борис Заходер», Дошкольное воспитание. – 1989. - №1
Памела Трэверс «Мэри Поппинс» Пер. с англ. Б. Заходера. – М.: Дет. лит., 1972.
Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» - М.: Дет. лит., 1988.
Эдуард Успенский «Памяти Бориса Заходера» www.svoboda.org/programs/ll/1100/ll.110700-2.asp
Надежда Ильчук ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/zahoder
Александр ЗАЙЦЕВ Сценарий игровой программы «Детскотека»
www.orgdosug.ru/pub.php?pid=3500&cid=586
Эдуард Успенский «Памяти Бориса Заходера» www.svoboda.org/programs/ll/1100/ll.110700-2.asp
Надежда Ильчук «ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ» http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/zahoder
Станислав Рассадин «В СТРАНЕ ВООБРАЗИЛИИ» http://kids.myriads.ru/%C1%EE%F0%E8%F1+%C7%E0%F5%EE%E4%E5%F0/12362/18.htm
http://www.ruscenter.ru/283.html
http://lib76.narod.ru/zaxoder.html
www.krugosvet.ru
www.vikipedia.ru
http://www.murzilka.org/magazine/articles/531/