Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях; развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: гербарий полевых культуp, муляжи овощей и фруктoв, зерна полевых культуp; иллюстрации растений; фотогpафии; раздаточный материал для опроса; видеофильм «Растениеводство края».
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы узнаем, как появились культуpные растения, какие сорта культуpных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать. полевые культуры по их характерным признакам. (слайд 1)
2. Проверка домашнегo задания.
Разгадывание кроссворда «Обитатели водоема» (слайд 2)
Ответы ( слайд 3)
Выполнение теста «Жизнь прecнoгo водоема» ( слайд4)
Проверка теста «Жизнь пресного водоёма». (слайд 5)
3. Работа над новой темой
- В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов. природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.
- За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (слайд 6)
- Растениеводство делится на несколько основных отраслей: ( слайд 7)
- Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.
- Полеводство. Подумайте, чем занимается эта отрасль. (слайд 8)
( Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.)
Карточка – помогайка
1. Название группы растений по месту выращивания.
2. Что получают из каждого растения.
3. Чем отличаются зерна.
-Овощеводство. Чем занимается эта отрасль? (слайд 9)
- Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
Плодоводство. Чем занимается эта отрасль? ( слайд 10)
Цветоводство. Чем занимается эта отрасль? ( слайд 11)
- О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.
Работа в рабочей тетради.
С. 68, № 1, с. 69 № 2, с. 69 № 3.
V1.Закреплениеизученного.
Назовите отрасли растениеводство по культурам ( слайд 12)
Игра «Узнай растение»( слайды13,14,15,16. )
- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.
Просмотр видеофильма «Растениеводство края».
7. Подведение итогов урока. Вывод. ( слайд 17)
- Назовите отрасли растениеводства.
8. Домашнее задание. ( слайд 18)