Конспект урока ознакомления с окружающим миром в 4-м классе по теме "Растениеводство в нашем крае"

Разделы: Начальная школа


     Цели: сформировать представления учащихся о растениеводстве в на­шем крае; ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях; развивать познавательный интерес, умение работать с гербари­ем, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельно­сти; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарий полевых культуp, муляжи овощей и фруктoв, зерна полевых культуp; иллюстрации растений; фотогpафии; раздаточный материал для опроса; видеофильм «Растениеводство края».

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы узнаем, как появились культуpные растения, какие сор­та культуpных растений выращивает человек, познакомимся с от­раслями растениеводства, будем учиться различать. полевые культу­ры по их характерным признакам. (слайд 1)

2. Проверка домашнегo задания.

 Разгадывание  кроссворда «Обитатели водоема» (слайд 2)

 Ответы ( слайд 3)

  Выполнение теста «Жизнь прecнoгo водоема» ( слайд4)

  Проверка теста «Жизнь пресного водоёма». (слайд 5)

3. Работа над новой темой

- В далекой древности первобытный человек за­нимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов. природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и про­гонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обыч­но на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зер­нами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, прино­сили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, расти­ли. Так возникли земледелие и скотоводство. Шли годы, развивался чело­век, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились рас­тения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, ко­гда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, ко­гда убирать созревшие плоды.

- За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их вы­ращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (слайд 6)

- Растениеводство делится на несколько основных отраслей: ( слайд 7)

- Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

 - Полеводство. Подумайте, чем занимается эта отрасль. (слайд 8)
( Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.)

Карточка – помогайка

1. Название группы растений по месту выращивания.
2. Что получают из каждого растения.
3. Чем отличаются зерна.

-Овощеводство. Чем занимается эта отрасль? (слайд 9)

- Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром  виде.

Плодоводство. Чем занимается эта отрасль? ( слайд 10)

Цветоводство. Чем занимается эта отрасль? ( слайд 11)

- О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

 Работа в рабочей тетради.

С. 68, № 1, с. 69 № 2, с. 69 № 3. 

V1.Закреплениеизученного.

Назовите отрасли растениеводство по культурам ( слайд 12)

 Игра «Узнай растение»( слайды13,14,15,16. )

- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его вы­ращивает.

Просмотр видеофильма «Растениеводство края».

7. Подведение итогов урока. Вывод. ( слайд 17)

- Назовите отрасли растениеводства.

8. Домашнее задание. ( слайд 18)