Система сотрудничества логопеда с семьей - условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


   В соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ одна из основных задач, стоящих перед детским садом — взаимодействие педагогов  с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка и оказания индивидуальной помощи в коррекционно-образовательном процессе. Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.  В связи с этим в ходе работы намечены цели:
1.  помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

2. разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

3.подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
Для достижения намеченных целей, используем разнообразные формы работы с  родителямиПриложение 1:

Индивидуальное консультирование родителей -  проводится  один раз в неделю на протяжении учебного года. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальными возможностями. В ходе индивидуального консультирования логопед:

  • Сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;
  •  Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;
  • Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную  и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки;
  • Подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Групповые формы работы
К групповым формам работы с родителями относятся следующие виды работы:

  • День открытых дверей – проводятся 2 раза в год;
  • Анкетирование  - проводится не реже 2 раз в год – позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказать им помощь;
  • Тематические консультации;
  • Родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми;
  • Оформление информационно – методического уголка для родителей;
  • Выпуск газеты «Речецветик»

       Участвуя в воспитательно–образовательном процессе, родители постепенно становятся более активными. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей  способствует устранению речевых нарушений  у детей дошкольного возраста, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями. Каждый учитель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Современный родитель, существуя в стремительном ритме современного общества, не всегда может выделить достаточно времени для общения со специалистами, не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить консультативную работу логопеда, чтобы она не была формальной, и, по возможности, привлекала родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества. Отсюда следует необходимость использовать новые формы взаимодействия, раскрывающие педагогический потенциал современной семьи и детского учреждения.
Проанализировав формы коррекционно-речевого взаимодействия с семьей, пришли к выводу, что приемы сотрудничества недостаточно эффективны. Поэтому необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, которая помогла бы познакомить с теоретическими знаниями речевого и общего развития ребенка, объединила бы детей и родителей вокруг общего интересного дела и помогла бы играя, обучать и развивать детей.
Все эти требования сочетаются в газете «Речецветик» Приложение 2, в которой учителя-логопеды ДОУ предложили родителям стать учениками заочной «Школы семьи».

Концептуальные аспекты издания газеты.

Содержание публикаций в газете направлено на решение задач, связанных с развитием речи  и профилактикой речевых нарушений.
Задачи:

  • Привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.
  • Просвещать родителей в области речевого развития детей.

Материал для газеты подбирается с учетом следующих принципов:

  • научность и доступность;
  • наглядность и информативность.

    Каждый номер газеты подчиняется определенной тематике и отражает  теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о возрастных особенностях развития речи детей,  а также практический, используя который   мамы, папы, бабушки  имеют возможность в занимательной форме организовать игровую деятельность детей.   Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении - во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Газета «Речецветик»  выходит 1 раз в квартал и отражает следующие разделы:

  • Игровые приемы развития речи (игровые упражнения, которые родители могут выполнять с детьми дома для развития речи и закрепления навыков, полученных на занятиях логопеда);
  • Готовим детей к школе (рекомендации по подготовке руки к письму, обучению навыкам чтения и развитию звуко-буквенного анализа);
  • Уроки для родителей (характеристика речевых категорий)

Положительные  результаты, связанные с выпуском газеты.

Обогащение информационного багажа родителей, создание условий для совместных занятий с детьми,  обеспечение условий для активного участия родителей в процессе коррекции речи детей.
Газета «Речецветик» распространяется среди родителей  всех возрастных групп ДОУ.