Нетрадиционный урок литературного чтения по теме "Обобщение. Русские народные сказки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденному разделу в игровой форме; учить проявлять свои творческие способности; прививать интерес к чтению.

Форма проведения: ролевая игра.

Оборудование:   жетончики «сердечки».

Подготовка к уроку: распределяются роли ( Загадайкина, Знайкина, Почтальона, Грамматейкина, Художника, Писателя, Сказочника)  между учащимися и  каждому даётся определённое задание.
Загадайкин - придумывает вопросы (загадки, кроссворды, ребусы) по пройденной теме.
Знайкин – находит непонятные по значению слова .
Почтальон – готовит телеграммы (отрывки из изученных произведений).
Грамматейкин – находит из прочитанного большое слово, из букв которого можно составить другие слова.
Художник – рисует картину по теме  изученного.
Писатель - пишет рассказ по теме изученного.
Сказочник – придумывает сказку по опорным словам.
Одни и те же роли можно распределить между несколькими детьми.

Ход урока:

Организационный момент и постановка целей урока.

-Сегодня у нас необычный урок.
Я знаю ребята,
Вы любите игры, песни, загадки,
Но нет ничего интереснее сказки.
-Мы будем развивать наблюдательность, память, фантазию и творческие  способности.
Сегодня между вами распределены роли. Лучшим актерам и самым догадливым   участникам в конце урока вы отдадите своё «сердце». ( Жетончики в виде сердечка)

Загадайкин 1. Игра «третий лишний». (выбрать лишнего героя, назвать сказку и вид сказки )

  • Лиса, солдат, тетерев.
  • Гуси-лебеди, журавль, щука.
  • Топор, печка, вёдра.

Загадайкин 2.Расшифровать ребусы. (расшифровать персонажа сказки, назвать из какой он сказки)
пена, тушь,   ,сок  (петушок,сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»)
соль,   дать,  (солдат, сказка «Каша из топора»)
Алиса   (лиса, сказки «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
мыло, шишка  (мышка, сказки «У страха глаза велики», «Гуси- лебеди»)

Загадайкин 3.Загадки. ( загадываются загадки по сказкам прочитанным дома)

Он мог бегать по дорожкам
Без ножек.
(сказка «Колобок»)

Дорога не близка,
Полезай в кузовок,
Съешь пирожок.
(сказка «Маша и медведь»)

Пришла  весна,
Радуются дети,
А ей хуже всех на свете.
(сказка «Снегурочка»)

Печка сама
Едет по дорожке,
Емеля с неё
Свесил ножки.
(сказка «По щучьему веленью»)

Милый зайка
Связался с лисой,
Потерял дом и покой.
(сказка «Лиса и заяц»)

В этой сказке
Весёлые козлятки
Играли с волком в прядки.
(сказка «Волк и семеро козлят»)

В этой сказке
Капризного ребёнка
Ожидает участь
Несчастного козлёнка.
(сказка «Сестрица  Алёнушка  и братец Иванушка»)

Почтальон принёс телеграммы. ( отгадайте из какай сказки и чьи это слова)

«Ох! Медведище меня чуть не задрал!» (сказка «У страха глаза велики», бабка)

«Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу!»(сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»,курочка)

«Вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего!»
(сказка «Лиса и тетерев», тетерев)

Знайкин приготовил слова, значение которых  вы должны вспомнить и растолковать.
( вспомните из каких сказок эти слова)
Напёрсточек, потчевать, куманёк, несолоно хлебавши, побывка.

Грамматейкин приготовил слова, из букв которого вы должны составить как можно больше маленьких слов. Работаем в группах по рядам.
Коровушка(кора, корова ,вор ,ров ,корка ,ковш )
Норушка (нора, кора, ушко, норка, шнурок, кон, рок)

-Наш Писатель написал небольшой рассказ по теме «Сказки», давайте его послушаем.
«Я очень люблю читать сказки. В детстве мне их читала бабушка. Больше всего мне нравятся волшебные сказки. В них происходят необыкновенные превращения . Хочется, чтобы в учебнике были одни сказки!»

Сказочник придумал нам сказку, которая называется «Мышка».
«Жила-была Мышка. И всё-то у Мышки было: и норка, и корка. Но Мышка почему-то всё время грустила. И решила Мышка поменять в своём имени букву Ы на И. И вот сидит в норке Мишка. В норке ему тесно и голодно. Сосёт лапу и горюет.  «Поменяю букву И на О.» И вот в норке уже сидит Мошка. И хоромы кругом, и еды вдоволь, а всё равно скучно. Что же делать?  «Поменяю  О на Ы». И вот опять сидит в норке Мышка, но ей совершенно не скучно, потому что она пригласила к себе в гости таких же мышек.»

-Все остальные дети у нас сегодня были Художниками и они нарисовали рисунки на тему: «Моя любимая сказка». Давайте посмотрим какая замечательная выставка у нас получилась, а наши Художники представят свои рисунки.

Итог урока.
-Молодцы! Очень хорошо подготовились к уроку.
У каждого из вас есть «сердечко», отдайте его тому , кто лучше всех на ваш взгляд подготовился к нашему уроку.