Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденному разделу в игровой форме; учить проявлять свои творческие способности; прививать интерес к чтению.
Форма проведения: ролевая игра.
Оборудование: жетончики «сердечки».
Подготовка к уроку: распределяются роли ( Загадайкина, Знайкина, Почтальона, Грамматейкина, Художника, Писателя, Сказочника) между учащимися и каждому даётся определённое задание.
Загадайкин - придумывает вопросы (загадки, кроссворды, ребусы) по пройденной теме.
Знайкин – находит непонятные по значению слова .
Почтальон – готовит телеграммы (отрывки из изученных произведений).
Грамматейкин – находит из прочитанного большое слово, из букв которого можно составить другие слова.
Художник – рисует картину по теме изученного.
Писатель - пишет рассказ по теме изученного.
Сказочник – придумывает сказку по опорным словам.
Одни и те же роли можно распределить между несколькими детьми.
Ход урока:
Организационный момент и постановка целей урока.
-Сегодня у нас необычный урок.
Я знаю ребята,
Вы любите игры, песни, загадки,
Но нет ничего интереснее сказки.
-Мы будем развивать наблюдательность, память, фантазию и творческие способности.
Сегодня между вами распределены роли. Лучшим актерам и самым догадливым
участникам в конце урока вы отдадите своё «сердце». ( Жетончики в виде сердечка)
Загадайкин 1. Игра «третий лишний». (выбрать лишнего героя, назвать сказку и вид сказки )
- Лиса, солдат, тетерев.
- Гуси-лебеди, журавль, щука.
- Топор, печка, вёдра.
Загадайкин 2.Расшифровать ребусы. (расшифровать персонажа сказки, назвать из какой он сказки)
пена, тушь, ,сок (петушок,сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»)
соль, дать, (солдат, сказка «Каша из топора»)
Алиса (лиса, сказки «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
мыло, шишка (мышка, сказки «У страха глаза велики», «Гуси- лебеди»)
Загадайкин 3.Загадки. ( загадываются загадки по сказкам прочитанным дома)
Он мог бегать по дорожкам
Без ножек.
(сказка «Колобок»)Дорога не близка,
Полезай в кузовок,
Съешь пирожок.
(сказка «Маша и медведь»)Пришла весна,
Радуются дети,
А ей хуже всех на свете.
(сказка «Снегурочка»)Печка сама
Едет по дорожке,
Емеля с неё
Свесил ножки.
(сказка «По щучьему веленью»)Милый зайка
Связался с лисой,
Потерял дом и покой.
(сказка «Лиса и заяц»)В этой сказке
Весёлые козлятки
Играли с волком в прядки.
(сказка «Волк и семеро козлят»)В этой сказке
Капризного ребёнка
Ожидает участь
Несчастного козлёнка.
(сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Почтальон принёс телеграммы. ( отгадайте из какай сказки и чьи это слова)
«Ох! Медведище меня чуть не задрал!» (сказка «У страха глаза велики», бабка)
«Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу!»(сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»,курочка)
«Вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего!»
(сказка «Лиса и тетерев», тетерев)
Знайкин приготовил слова, значение которых вы должны вспомнить и растолковать.
( вспомните из каких сказок эти слова)
Напёрсточек, потчевать, куманёк, несолоно хлебавши, побывка.
Грамматейкин приготовил слова, из букв которого вы должны составить как можно больше маленьких слов. Работаем в группах по рядам.
Коровушка(кора, корова ,вор ,ров ,корка ,ковш )
Норушка (нора, кора, ушко, норка, шнурок, кон, рок)
-Наш Писатель написал небольшой рассказ по теме «Сказки», давайте его послушаем.
«Я очень люблю читать сказки. В детстве мне их читала бабушка. Больше всего мне нравятся волшебные сказки. В них происходят необыкновенные превращения . Хочется, чтобы в учебнике были одни сказки!»
Сказочник придумал нам сказку, которая называется «Мышка».
«Жила-была Мышка. И всё-то у Мышки было: и норка, и корка. Но Мышка почему-то всё время грустила. И решила Мышка поменять в своём имени букву Ы на И. И вот сидит в норке Мишка. В норке ему тесно и голодно. Сосёт лапу и горюет. «Поменяю букву И на О.» И вот в норке уже сидит Мошка. И хоромы кругом, и еды вдоволь, а всё равно скучно. Что же делать? «Поменяю О на Ы». И вот опять сидит в норке Мышка, но ей совершенно не скучно, потому что она пригласила к себе в гости таких же мышек.»
-Все остальные дети у нас сегодня были Художниками и они нарисовали рисунки на тему: «Моя любимая сказка». Давайте посмотрим какая замечательная выставка у нас получилась, а наши Художники представят свои рисунки.
Итог урока.
-Молодцы! Очень хорошо подготовились к уроку.
У каждого из вас есть «сердечко», отдайте его тому , кто лучше всех на ваш взгляд подготовился к нашему уроку.