Актуальной проблемой сегодняшнего дня является поиск новых подходов профессиональной самореализации работников, получение качественных результатов в педагогической деятельности.
Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья. Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность. Одним из первых акцентировал на этом внимание основатель педагогической психологии в России П.Ф.Каптерев «Прежде всего, нужно обратить внимание на развитие силы и укрепление свежести физического организма, - советовал он педагогам еще в 19 веке.- Это забота обуславливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями. Хилый физический организм — плохой слуга духовных стремлений, и человек со слабым здоровьем, вечно лечащийся, не может оказать существенной помощи своим ближним, ему, дай Господи, справиться со своими недугами. Поэтому физическое самообразование — есть самый первый и важный вид самообразования вообще...» [ Каптерев П.Ф. «О саморазвитии и самовоспитании». Образование, 1897 № 1, с. 78]
К сожалению, и сейчас еще не всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
В наши дни медицина достигла больших успехов. Специалисты утверждают: от здравоохранения здоровье человека зависит на 10%, от наследственности — на 20%, от экологии- на 20% и на 50% - от самого человека, его отношения к своему здоровью, приобщению к физической культуре и приверженности к здоровому образу жизни.
Во многом здоровье воспитанников определяется педагогом, его здоровьем — не только физическим, но и психологическим. Разрабатывая программу развития нашего учреждения «Формирование культуры здоровья у детей, родителей, педагогов» на 2007 — 2012 годы, решили изучить отношение к своему здоровью наших педагогов. Использовали тест «Индекс отношения к здоровью», разработанный Эс Дерябь и В. Ясвиным [ Директор школы, 1999, № 2]
показатели |
2007 |
2008 |
1. заботятся о своем здоровье ради удовольствия |
25% |
17,2% |
2. проявляют большой интерес к проблеме здоровья |
18,7% |
13,8% |
3. ведут активный образ жизни |
15,6% |
6,9% |
4. создают вокруг себя здоровую жизненную среду |
9,3% |
3,4% |
Анализ показал, что высокий уровень сформированности позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни изменился менее, чем у половины педагогов. А при обновлении коллектива в 2008 году показатели отношения к здоровью снизились. Поэтому в 2008 — 2009 учебном году мы организовали клуб «Здоровье педагога — профессиональная ценность», продолжили работу «Группы здоровья».
На первом занятии клуба мы вели разговор о персональной ответственности человека за состояние своего здоровья. О том, что укрепление и сохранение здоровья требует личного труда. Научиться быть здоровым — важнейший жизненный урок, который каждый должен пройти на Земле. Спланированы темы встреч:
- Здоровьесберегающая компетентность;
- Персональная ответственность человека за состояние своего здоровья;
- Природа и здоровье;
- Оздоровление физического тела и сохранение душевного равновесия;
- Естественные лечебные средства;
- Развитие навыков разрешения проблем;
- О рациональном питании;
- Умение справиться со стрессом;
- Эмоциональное выгорание и его профилактика.
На каждой встрече в клубе «Введение в тему» начинает руководитель — заведующая Валентина Родионовна Дергунова, педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Обязательна релаксационная минутка, которую проводит Анна Николаевна Талызина, педагог — психолог высшей квалификационной категории.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Массаж «9 волшебных точек» и сеанс ароматерапии организует Ольга Юрьевна Евдокимова, медсестра массажа и физио.
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
В конце занятия упражнения на поднятие тонуса предлагает Елена Геннадьевна Ирошникова, воспитатель по физической культуре первой квалификационной категории.
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
Природа дала нам очень совершенный организм, благодарно отзывающийся на малейшее благотворное усилие с нашей стороны. И мы верим в то, что наши встречи в клубе станут благотворными усилиями для нарастания силы Здоровья каждого.
В современных определениях здоровья его значимой характеристикой выступают психологические аспекты — эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности. Для решения проблемы охраны и укрепления психического здоровья дошкольников важно создание в группах детского сада безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия к миру; развитие детского творчества, коммуникативных умений.
Особо важным условием психологического здоровья детей является педагогическое общение, основанное на отношении к ребенку, как самоценности, сопричастности к нему, на духовной близости с детьми.
Основу профессионального здоровья педагога составляют такие механизмы, процессы и качества:
- овладение психологической культурой;
- самовоспитание, саморазвитие;
- способность и умение сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы;
- работоспособность и эффективность.
Система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса «дети — родители — педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.