Цель: систематизировать знания детей о проблеме загрязнения окружающей среды; создавать условия для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире.
Задачи:
-способствовать формированию знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире;
-развивать основные экологические понятия;
- развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала;
- воспитывать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире.
Оборудование и подготовительная работа: учащиеся совместно с учителем готовят внеклассное мероприятие; выставку работ из бросового материала; фото и видео материалы; проводится анкетирование родителей; учащиеся берут интервью на предприятиях города по вопросам утилизации мусора; учащиеся показывают экологические сказки в детском саду.
Ход мероприятия.
Учитель:
Ребята, мы сегодня собрались обсудить очень важную тему. Как сохранить планету, как очистить планету от мусора. Оказывается, что это уже проблема не только ученых, экологов, взрослых людей, это дело каждого человека, даже каждого из нас. Сейчас наше общество называют обществом суперпотребителей. Как вы это понимаете? Действительно. Мы постоянно покупаем новые виды, новые марки товаров, старые, но вполне еще пригодные вещи, выкидываем.( Примеры детей) Ученые подсчитали, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, сколько это килограммов? Причем большая часть идет в отходы – это где-то 97%/ ( В это время слайды с изображением природы города Елабуги сменяются изображением мусорных свалок.) Есть ли выход из создавшегося положения? Как помочь Земле? Сегодня мы попытаемся дать ответы на вопросы и сформулируем определенные правила поведения человека в обществе потребителей.
Дети смотрят фрагмент мультфильма «Загадочная планета»
Стук в дверь. Появляются два героя. Они представляются. Это любители мусора Мор и Умора. Они прилетели к нам с другой планеты, так как из космоса уже хорошо видно, как загрязнилась наша планета.
Мор:
- Мы прилетели с другой планеты, мы очень любим мусор.
Умора:
-Мусор – главное доказательство, что на планете живут люди. Специально для встречи с вами я приготовила себе костюм из мусора. Посмотрите, как я очаровательно выгляжу. ( Умора демонстрирует свой костюм.) А еще мы увидели по вашему телевидению ролик о Национальном парке « Нижняя Кама», даже там можно отыскать любимый мусор. Посмотрите сами. (Фрагмент фильма Пола Ньюмана о Национальном парке «Нижняя Кама»)
В разговор вмешивается учитель.
- Мы всегда очень рады гостям, но боюсь вас разочаровать. Сегодня мы хотим показать другой, умный взгляд на мусор.
Мор:
-Мусор надо любить и его надо размножать. Мы выбрали вашу планету, планету, потому что нам просто можно зарыться в вашем мусоре. А воздух, а вода - они становятся все грязнее. А какой еще может быть взгляд на мусор? На Земле его так много и это замечательно!
Учитель:
- Останьтесь с нами, и вы увидите наш взгляд на мусор. Мы хотим вас переубедить и показать вам, что на планете Земля очень много людей, которые понимают угрозу мусора и делают много для того, чтобы очистить свою планету. Среди этих людей оказались и мы. Нас, жителей Елабуги, больше всего волнуют проблемы загрязнения нашего города. У нас есть две команды, они сейчас себя сами представят.
Выходят команды «Росток» и «Капелька».
Умора:
-А можно мы зададим капитанам по очереди вопросы. Мы очень любим, когда соревнуются.
Учитель:
-Хорошо.
1.Мор:
-откуда берется мусор? (Увеличение производства товаров, увеличение количества упаковки, повышение уровня жизни - пригодные еще вещи заменяются новыми)
-какие виды мусора бывают? ( Бытовой и промышленный)
- опишите путь мусора. ( Мусорный пакет, мусоропровод, мусорный контейнер, свалка)
- какой мусор самый опасный
Умора:
Я хочу вам дать толкование некоторым словам. Я очень хорошо знаю все про мусор. Попробуйте догадаться, о чем идет речь.
1. Ее изобрели китайцы. У нас ее получают их дерева. Она легко горит. Из нее получается очень много мусора. На ней обычно пишут и рисуют. (Бумага.)
2.Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда оно падает, оно может разбиться. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)
3.У детей много игрушек сделано из нее. Ее очень трудно сломать. Предметы из нее мало весят. Если ее поджечь, то появиться много черного и опасного дыма. Ее нельзя выбрасывать, она не разлагается в природе. (Пластмасса)
4. Это получается, когда становится старым или ломается. Это можно увидеть везде – в городе и на природе. Это можно сдать и получить деньги. Из этого можно сделать что-то новое. (Металлолом)
2.Такой разный мусор. Сейчас мы с вами убедились, каким разным бывает мусор, это и бумага, металлолом, пластмасса, битое стекло, но в мусор идет упаковочный материал.
Учитель рассказывает о том, из каких материалов изготавливают упаковки, объясняет, какие надписи помогают об этом узнать.
Учитель:
Природа часто уже не может справиться с безграмотным поведением человека. Бумага может пролежать в земле от 2 до 10 лет. Консервные банки до 90 лет. Полиэтиленовые пакеты более 200 лет. Стекло более 1000 лет.
Вокруг наших городов и даже в самих городах часто возникают мусорные свалки, они реально угрожают природе и здоровью человека.
Вы могли наблюдать все это в реальной жизни и на нашей фотовыставке.
Мор:
Я знаю, что во многих странах люди обязательно сортируют мусор, а потом его вторично перерабатывают.
Ребята, и вы попробуйте рассортировать мусор, который мы вам приготовили.
Команды соревнуются, быстро и правильно сортируют мусор. Объясняют, как поступать с мусором после сортировки.
3 .Учитель:
На многих упаковках товаров сейчас стоят экологические знаки. Ваша задача уметь их различать от других знаков и уметь прочитывать. А после использования товара отправлять упаковки по назначению.
Команды соревнуются и выбирают экологические знаки среди дорожных.
Мусор собрали и рассортировали. Теперь его надо отправить на переработку. Важно научиться повторно использовать старые вещи. Для этого нужны заводы и специальное оборудование.
Сейчас мы посмотрим интервью, которое мы взяли на Елабужском пищекомбинате у Гурьева М.Д,( просмотр ролика)
4.Для того чтобы продемонстрировать угрозу от загрязнения окружающей
среды, команды получили домашнее задание: приготовить экологическую сказку. Ребята при подготовке этой сказке объединились из разных команд. Мы все, работая над проектом «Умный взгляд на мусор», поняли, что добиться какого то результата возможно, только объединив усилия каждого.
Сказка про репку.
Ведущий:
Решил дед посадить репку.
Дед: Ай-лю-лю
Репку в землю посажу
Вырастай репка
И желта, и крепка,
Вырастай большою
Корнем - не ботвою
Ты расти, старайся силы набирайся!Ведущий:
Посадил дед репку, а она не растет. Позвал дед бабку
Дед: Эй! Старуха! Отзовись!
Где пропала? покажись! (идёт бабка с ведром воды)
Бабка:
Тут я , тут…
Ты не шуми, а возьми да помоги
Репку-то полить надоДед:
А что, бабка, вода – то из нашей речки?
Что-то уж больно серая да грязная
(Прибегает внучка)Внучка:
дедушка, бабушка, нельзя такой водой поливать. В нашу речку заводы спускают отработанную воду, а очистные сооружения плохо очищают воду. Надо воду с ручейка принести и полить репку.
Побежала внучка к ручейку, а он от неё убегает.Внучка:
Ручеёк-ручеёк, дай водицы напоить нашу репку!Ручеёк:
Мне водицы вам не жаль,
но бегу я быстро в даль,
очень грязные места,
нет терпенья у меня.Ведущий:
Уговорили речек дать чистой и свежей водицы.
Напоили дед с бабкой репку водой. А она не растёт. Почему? Решили они землю порыхлить - позвали жучку.Дед, бабка:
Жучка-Жучка помоги,
Ты земельку прорыхли.Ведущий:
Стала Жучка рыхлить и вытащила пакеты, бутылки, бумажки, устала Жучка.Жучка:
Нужно помощь срочно звать!
Кошку побегу искать!
Кошка: незачем меня искать
Я сама шла помогать.Ведущий:
Стали они месте мусор убирать, тут и репка стала расти.Репка: Я расту, расту, расту
К небу листики тяну
Солнца силы соберу,
В корешке приберегу
Выше! Выше! Шире!
Я расту – стараюсь!
Соком наливаюсь!Ведущий:
А тут и мышка подоспела, да не одна а с плакатами.
«Не сорить!», «Береги природу!»Мышка:
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки
Быстро наши города превратятся в свалки
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
Ведущий:
А осенью выросла репка большая, и все её отпробовали с удовольствием. От такой репки, которую вырастили в чистой земле и полили чистой водой – только здоровья всем добавиться.
5.Учитель:
Мы с вами, проявляя фантазию, из бросового материала приготовили интересные поделки. Мы попытались дать вторую жизнь вещам. Это самый простой и доступный способ, позволяющий проявить фантазию и вторично использовать вещи. Но в масштабе страны нужны радикальные действия.
Мы в этом году очень активно собирали макулатуру, 4 А класс занял первое место, 4 Б занял третье место. Вся бумага, собранная вами, не окажется на мусорной свалке, а будет вторично переработана.
В стороне от обсуждения проблемы загрязнения окружающей среды не остались наши родители.
Мы с вами предложили вашим родителям ответить на вопросы анкеты.
Вопросы были следующие:
-Считаете ли вы необходимым сортировать мусор?
-Достаточно ли в нашем городе урн для мусора?
-Обращаете ли вы внимание на экологически грамотное поведение детей с мусором?
-Собираете ли вы макулатуру?
Результаты наших анкет мы просим администрацию школы передать руководству нашего города.
Учитель:
А сейчас мы должны подвести итог нашей встрече. Предлагаем командам посовещаться и составить свою программу «Умный взгляд на мусор».
Пока идет обсуждение в командах, учащиеся смотрят мультфильм «Сказка о белой льдинке»
Команды зачитывают правила поведения с мусором.
Мор:
Мы чувствуем, что если вы всем миром начнете правильно относиться к проблеме мусора, то ваш город станет чистым, а люди станут здоровее, улучшиться обстановка в окружающем нас мире. Мы прилетим к вам еще раз, если это действительно лучше, то возможно мы останемся у вас.
Умора: А сейчас на память о вашей встрече позвольте взять у вас несколько поделок.
Учитель:
Дорогие гости, ребята, сегодня мы каждого попытались убедить в угрозе мусора, хотели доказать, что в борьбе с мусором должен участвовать каждый гражданин планеты Земля.