"Символы русской любви"

Разделы: Внеклассная работа


Авторы:   Косович В.А., Стародубцева С.Г.
Действующие лица: ведущие, автор, юноша, Феврония, Петр, Павел, Змей- искуситель, жена Павла, славянские боги любви: Лель, Полель, Дид.

Ведущий 1. Официально День всех влюбленных существует уже больше 16 веков, но праздники Любви известны еще со времен древних языческих культур. Например, у  римлян в середине февраля  проходил фестиваль эротизма в честь богини любви.

Ведущий 2. И на Руси был свой праздник влюбленных, вот только он отмечался не зимой, а в середине лета. Он был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии и посвящен Купале – языческому славянскому богу, сыну Перуна.

Ведущий 1. Святой Петр, вступивший на престол Муромских князей в 1203году, болел проказой и не в силах был исцелиться от этого тяжкого недуга. По преданию, однажды случилось страдающему  князю видение, что излечить его способна некая дева Феврония, дочь пчельника в Рязанской губернии.

Сцена первая.

Декорации на сцене: княжеские покои
Автор.  Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских,  о благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией, возникла в 1547 году.
Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Как рассказывают, в нем самодержствовал князь Павел. Искони ненавидящий добро в роде человеческом, дьявол вселился в змея, летающего к жене князя того на блуд. И являлся он ей в своем естественном облике, а людям, приходящим к князю, являлся князем, сидящим с женой своей. В таковом наваждении протекло немало времени. Жена этого не таила и рассказала обо всем князю, мужу своему. Змей же насилие творил над ней.
Князь думал и не мог придумать, что ему сделать со змеем.  Тогда жена помогла ему, узнав тайну от змея, обманным путем.
Однажды пришел к ней змей. Она же, хорошо помня слова своего мужа, начала змею многие льстивые слова говорить и в конце с почтением спросила его, похвалив: "Многое на свете ты знаешь, а знаешь ли ты о своей кончине, какова она будет и от чего?" Он же был сам обманут, прельщенный верною женой, и не побоялся ей свою тайну поведать: "Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча".
Был у Павла родной брат, князь по имени Петр, и вызвался князь помочь брату своему. Но только одно сомнение было у него: не знал он, где Агриков меч. Отрок церкви Воздвижения указал Петру место нахождения Агрикова меча. Князь Петр взял тот меч и с этого дня стал выжидать подходящее время, чтобы убить змея.
На сцене появляется Петр,в руках  у него меч. Жена Павла сидит в кресле, рядом змей. За кулисами звучат слова автора. Герои выполняют соответствующие действия. ( театр- экспромт)
Автор. И, взяв Агриков меч, пришел в покой к снохе своей. Там увидел он змея в облике брата своего и, твердо убедившись, что это не брат его, а прельститель-змей, ударил его мечом. И явился змей в своем подлинном обличии, и стал извиваться, и издох, обагрив блаженного князя Петра кровью своею. Петр же от неприязненной той крови покрылся струпьями и язвами, и заболел он тяжкой болезнью.

Сцена вторая.

Декорации на сцене: горница, девушка ткет полотно.
Автор. И искал Пётр в своем владении исцеления у многих врачей, и ни от одного не мог его получить. Привезли Петра в пределы Рязанской земли, и послал он сановников своих искать врачей.
Один из предстоящих ему юношей уклонился в село Ласково. И пришел он к воротам одного дома, и не увидел там никого. Вошел он в дом, и там никто не встретил. Он вошел внутрь дома и увидел чудное виденье: внутри сидела одна девица, ткала полотно, а перед ней прыгал заяц.
Девица. Не хорошо быть дому без ушей и без очей!

 Юноша. Где находится мужчина, который здесь живет?
Девица. Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть.
Юноша. Когда вошел я к тебе, то увидел тебя занятую делом и зайца перед тобой скачущего, а потом услышал из уст твоих странные слова, и не понял я, о чем ты говоришь. Сначала ты сказала: "Не хорошо быть дому без ушей и без очей". Про отца же своего и мать сказала, что пошли они взаймы плакать, а о брате своем - что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть. И ни единого слова твоего я не понял.
Девица. Ты этого не понимаешь? Прийдя в дом сей и войдя в горницу мою, увидел ты меня в будничной одежде. Если бы был в доме нашем пес, то он, почуяв тебя, к дому подходящего, залаял бы на тебя: это - уши дома. А если бы в горнице моей ребенок, то, увидев тебя, к дому подходящего, сказал бы мне: это - очи дому. А когда сказала тебе про отца и про мать, что отец мой и мать пошли взаймы плакать, то это значит, что пошли они на похороны и там плачут. Когда же они сами умрут, то другие станут плакать по ним - это и есть заемный плач. Про брата же тебе сказала, потому что отец мой и брат древолазцы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Теперь брат мой ушел на это дело, и когда он влезет высоко на дерево, и через ноги с высоты посмотрит вниз, то подумает, как бы ему не сорваться с высоты. Если же кто сорвется, тот жизни лишится. Поэтому я и сказала, что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть.
Юноша. Вижу, девица, что ты мудра. Скажи мне имя свое.
Девица. Имя мое Феврония.
Юноша. Я служу муромскому князю Петру. Князь мой тяжко болен, покрыт язвами. Покрыли его струпы от крови летающего змея, которого он своею рукой убил. От своей болезни искал он исцеления у многих врачей, и ни у одного не получил его. За тем и сюда велел привезти себя, поскольку слышал, что здесь много врачей. Но мы их не знаем, ни как их зовут, ни домов их, ни где они живут, и поэтому расспрашиваем о них.
Девица. Тот, кто потребует князя твоего к себе, может вылечить его.
Юноша. Что ты говоришь? Кто может требовать князя моего к себе! Кто его вылечит, тому князь мой даст большое богатство. Но скажи мне имя того врача, кто он и где жилище его.
Девица. Приведи князя своего сюда. Ежели будет он мягкосердечен и смиренен в ответах, то станет здоровым!
Юноша уходит.
Автор. Юноша быстро возвратился к князю своему и рассказал ему обо всем подробно, что видел и что слышал. И привезли князя в дом тот, где жила девица.
В горницу входит князь.
Петр. Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть он вылечит меня и возьмет богатства много.
Девица. Я хочу вылечить, но богатства не требую. У меня такое слово: если не стану вашей женой, то нет смысла мне лечить.
Петр. Как мне, князю, взять в жены дочь древолазца! Каково твоё врачевание -  лечи. Если вылечишь, возьму тебя в жены.
Автор. Она же, взяв небольшой сосуд, зачерпнула хлебной закваски, подула на нее.
Девица. Приготовьте князю вашему баню, смажьте этим струпы и язвы на теле его. А один струп  оставьте  несмазанным. И будет здоров!

Сцена третья.

Декорации на сцене: интерьер горницы.
Автор. И приказал князь приготовить баню. Девицу же захотел проверить, так ли она мудра, как слышал он от юноши своего. С одним из слуг своих послал он пучок льну.
Петр. Эта девица хочет быть моей женой благодаря своей мудрости. Если она мудра, то пусть из этого льну сделает мне рубашку, штаны и полотенце за то время, которое я буду в бане.
Автор. Слуга принес девице пучок льну, подал ей и сказал княжеские слова.
Девица. Влезь на печку нашу и сними с шестка поленце, и принеси его сюда. (Она же, отмерив его пядью, сказала) Отруби здесь это поленце.
Девица.  Возьми этот обрубок от полена, и пойди дай его князю своему, и скажи ему от меня: в то время, в какое я этот пучок льну расчешу, пусть князь твой сделает из этой щепки ткацкий станок и все устройство, на котором я смогу соткать полотно.
Автор. Слуга принес князю обрубок от поленца и передал слова девицы.
Петр. Иди и скажи девице, что невозможно из столь малой деревяшки в столь короткий срок такое устройство сделать!
Автор. Слуга, придя, передал ей княжескую речь.
Девица. А разве возможно взрослому мужчине из одного пучка льну за то короткое время, пока он будет находиться в бане, сделать сорочку, штаны и полотенце?"
Автор. Слуга ушел и все передал князю. Князь же удивился ответу ее. И через некоторое время пошел князь Петр в баню мыться и по повелению девицы помазал язвы и струпы свои мазью. А один струп оставил он непомазанным. Вышел он из бани и не почувствовал своей болезни. Утром увидел свое тело здоровым и чистым, остался только один струп, не помазанный им по повелению девицы. И подивился он своему быстрому исцелению. Но не захотел он взять девицу себе в жены из-за ее происхождения и послал ей подарки. Она же их не приняла.
Князь Петр поехал в отчину свою, город Муром, здоровым. Оставался на теле его только один струп, не помазанный по повелению девицы. И от этого струпа начали снова струпы по телу его расходиться, с того самого момента, как приехал он в отчину свою. И вновь тело его, как и прежде, покрылось многими струпами и язвами.
И вновь возвратился князь на исцеление к той девице. И когда он подошел к дому ее, то со стыдом послал к ней и просил вылечить его.
Девица. Если князь будет моим мужем, то будет исцелен.
Автор. Князь же дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Вот по такой причине и стала Феврония княгиней.
Звучит органная музыка. Петр и Феврония выполняют танцевальные движения. В это время за кулисами продолжает звучать голос автора. 
Автор. Пришли супруги в отчину свою, город Муром, и жили там в благочестии, соблюдая все Божии заповеди.
Когда подошло время их благочестивого преставления, умоляли они Бога, чтобы им умереть в одно и то же время. И завещали они положить их обоих в одном гробу. И велели они сделать в одном камне два гроба, имеющих между собою одну перегородку. Сами же они одновременно облеклись в монашеские одежды.
Неразумные люди, как при жизни их мятущиеся, так и после честного их преставления, опять переложили их тела в отдельные гробы. И  наутро оказались святые в едином гробу. И после этого уже не смели прикасаться к их святым телам и положили их в едином гробу, в котором они сами велели, у соборной церкви Рождества пресвятой Богородицы внутри города, что дал Бог на просвещение и спасение городу тому, и те, кто с верою приходят к их мощам, неоскудное исцеление принимают.
Мы же, по силе нашей, сложим им хвалу.

Ведущий 2. Петр и Феврония показали собой пример взаимной любви, верности и  преданности. А на Руси в этот день стали отмечать праздник влюбленных, не забывая почтить вниманием и их покровителей – сыновей богини красоты Лады Леля, Полеля, и Дида.
На сцене появляется каждый по очереди из сыновей и рассказывает сам о себе.
Лель (Златокудрый, как мать). Я первый сын Лады, божество юношеской любви. Моя задача и сила в том, что я воспламеняю в людях любовь. Я, как  Амур у древних римлян, только нет у меня стрел, как у иноземного собрата. Просто из рук моих рассыпаются искры, воспламеняющие сердца.

Полель(Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, в руках рог, в котором всегда пенилось вино)
Я второй сын богини любви Лады, младший брат Леля. Само имя Полель (по-лель) означает « следующий после Лели». Ибо вслед за любовью следует брак, супружество. В руке моей, протянутой к молодым, такой же, как и на мне, венок из цветов шиповника – намек на то, что ожидают их в дальнейшей супружеской жизни не только цветы, но и  шипы. В другой руке – рог, где постоянно пенится вино, такое же хмельное и игристое, как счастье влюбленных.
Дид (В народной одежде, с венком скромных васильков на голове, с двумя горлинками в руке, всегда молод) Я третий сын богини Лады, бог супружеской любви. Иные полагали меня покровителем охлаждения, остывших чувств, однако это не так: я покровительствую прочным союзам, неизбывной любви. Я, как и мои братья, всегда молод, ибо истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет: она дарована богами для увеличения человеческого рода, для неумирающего уважения друг к другу мужа и жены, для вечной взаимной нежности. Пусть угасает жар любви, страсть, однако нежная дружба должна сохраниться. Символом этой неразрывной связи являются две горлинки (голубки), которые у меня в руках.
Ведущий 2. Девушки и юноши, которых в стародавние времена называли гуси-лебеди, надеялись на покровительство могущественных братьев
Ведущий 1. День Петра и Февронии стал символом красивой любви, а благоверные – покровителями влюбленных. Этот день считается удачным в любви. Недаром он приурочен к празднованию Ивана Купалы – дню всеобщего брака.
Ведущий 2. С 2008 этот стал всероссийским днём Семьи, Любви и Верности. Символ праздника -  ромашка, дарите их любимым.

Проводятся конкурсы и игры. См. Приложение1.
«Поэтическое крылечко». См. Приложение 2.

Праздник заканчивается общим хороводом.
Мальчики выбирают девочку. Все становятся в хоровод. Дети идут по кругу , взявшись за руки.

Вьюница- молодица!
Выходи на крыльцо,
Не огонь горит,
Не смола кипит,
А горит- кипит
Ретиво сердце
По красной девице…
Дети идут в другую сторону.
Вьюнец- молодец!
Выходи на крыльцо.
Не огонь горит,
Не смола кипит
Ретиво сердце
По доброму молодцу…