Если отец хочет оставить след в истории,
Ему достаточно воспитать своего сына.
Джеймс Фенимор Купер.
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
В.О.КлючевскийСердце матери – это бездна, в глубине которой
всегда найдется прощение.
О.Бальзак
Задачи:
- обратить внимание отцов и матерей на их роль в воспитании детей в семье;
- способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье;
- формированию культуры участия мужчины в воспитании детей;
- развивать у родителей интерес к совместному времяпровождению с детьми.
Форма проведения собрания: лекция с элементами беседы.
Вопросы для обсуждения:
- роль отцов в воспитании детей;
- как стать хорошим отцом;
- этика взаимоотношений с ребенком.
Подготовительная работа:
- подготовка памятки для родителей;
- выставка рисунков детей “Моя семья”;
- проведение исследования психологической службы по проблеме воспитания детей в семье;
- создание презентации.
Оборудование: компьютер, мультипроектор.
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя.
Этот разговор мне хочется начать отрывком из произведения великого драматурга древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня:
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Софокл “Антигона”
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтоб однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!”
Мать!.. Она осязает, чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже тогда, когда малыш только собирается появиться на свет. Мама! Мама – первое слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя. Мама – это то слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя. (Показать слайды презентации.) Мать любит своего ребенка и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окруженного славой и неудачника. Мать всегда поймет его страдание и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.
Беспредельна самая бескорыстная любовь – любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством,– редкое исключение, ошибка природы. Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери, но может, постепенно подтачивая то и другое, разрушить их. И тогда воспитание будущего гражданина становится очень трудным. Ибо сильное, но неразумное, слепое материнское чувство превращает воспитание в тяжкий, бесплодный труд, оно губит ребенка и приносит огромное несчастье в первую очередь самой матери. Если с пеленок родители задаривают малыша множеством игрушек, потакают его капризам, все самое вкусное отдают только ему, то постепенно он превращается в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа не тяготит родителей, а скорее приятно забавляет. Взрослые рассказывают друг другу как о чем-то милом, безобидном, даже приятном. Но ребенок растет, становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки, а дорогие вещи: часы, фотоаппарат, модное пальто, велосипед и карманные деньги на кино, театр, мороженое. Подобные удовольствия превышают материальные возможности родителей, особенно если в семье нет отца. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование сына или дочери не только тяготит мать, но и обижает. Она обвиняет своих детей в черствости, жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердце, превозмогая душевную боль, приходится через суд напоминать о своем праве на их заботу.
Горькие плоды неразумной любви к своему ребенку пожинают не только отец и мать. Человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не давая взамен, вряд ли сможет быть чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, верным, бескорыстным другом, хорошим товарищем в коллективе, достойным гражданином своей Родины. Он всегда, везде, при всех обстоятельствах думает, прежде всего, о себе, о своих желаниях и удобствах.
Но еще чаще встают дети на кривую дорожку жизни или вырастают с надломом в характере по вине плохих отцов. Плохие отцы – это величайшее зло. Негласная статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно отсталых, недисциплинированных, безнадзорных, запуганных, совершающих хулиганские поступки, составляют дети отцов – алкоголиков.
Отец – пьяница! С педагогической точки зрения, это преступник, отравляющий страшным ядом душу своих детей, отнявших у них детство.
“…Кончилось мое детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей Бочарниковым, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно… всегда, всегда: вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других, прежде чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…” – так могут сказать все дети отцов – пьяниц. Бой с пьянством – это нелегкий бой, но мы должны выиграть его, ибо это бой и за наших детей (слайд презентации).
Есть у нас еще одна категория плохих отцов: отцы, которые оставляют своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжелая душевная травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбленное самолюбие, пусть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалась ненужной, жалость к матери или злость на нее, изменение материального положения – такие сильные, недетские переживания вызывают самую различную реакцию у школьников. Одни замыкаются в себе, другие ожесточаются, третьи забрасывают учебу. Трудно бывает им. И трудно становится с ними. В характере детей, обиженных и оскорбленных самым близким, родным человеком, появляются подозрительность, грубость, мстительность, черствость, лживость, часто они теряют веру в людей, в себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь.
Отцы! Задумайтесь над этим, попробуйте поставить себя на место своего покинутого ребенка, который долгое время видел в вас опору, своего первого защитника. Если все же разрыв с его матерью неизбежен, нужно сделать все, чтобы последствия серьезной жизненной ошибки были, насколько возможно, менее болезненными для сына или дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме отцовское влияние и заботу.
Отцовское влияние! Это огромная и благородная сила в воспитании детей. Но беда наша в том, что она часто не ощущается даже в тех семьях, где нет пьяниц, где отцы живут вместе с детьми. Но такие отцы заняли позицию невмешательства, предоставили детей сначала матери, потом учителю. Им, этим отцам, ” некогда” заниматься детьми. Торчать часами над шахматной доской, или за преферансом, или неистово горланить на стадионе – на все это времени хватает. А отдать ребенку хотя бы два-три часа выходного дня – на такое они не способны. Такие отцы обворовывают души своих детей.
Да, с воспитанием молодежи у нас еще не все благополучно. И в этом большая вина тех отцов, которые отмахиваются от собственных детей, ограничивая свои родительские обязанности только материальной заботой о семье. Теперь, когда почти все женщины, как и мужчины, работают в учреждениях, на производстве, муж не должен забывать о том, что после работы вне дома у женщины начинается в семье второй рабочий день: магазины, ужин, уборка, стирка. В состоянии ли при таких условиях одна мать успешно справляться и с семейным воспитанием детей? Если женщины сумели овладеть сложными профессиями врачей, инженеров, педагогов, летчиков, космонавтов, то, наверно, мужчины смогут справиться в своем доме с нехитрыми делами по хозяйству. А выигрывают от этого, прежде всего наши дети и общее важное дело – семейное воспитание. Ведь в той семье, где отец вместе с женой занимается домашними делами, за них принимаются и дети, сыновья. Семейный коллектив быстро управится с небольшим домашним хозяйством, а часы совместной работы положат начало хорошему мужскому влиянию, станут практическими уроками трудового воспитания, воспитания дружественного, уважительного, заботливого отношения к матери и друг к другу.
В таких семьях ребята говорят: “А вот нам скучать некогда. Самое интересное время – это вечер, когда дома собираются все. Очень часто мы играем вместе с папой и мамой. Любимых игр много. Нравится нам рисовать. Часто по вечерам мы читаем вслух книги, газеты, обсуждаем статьи. По выходным мы с папой что-нибудь мастерим. Раз в неделю у нас в семье проводится беседа за круглым столом. Говорим о том, как прошли дни в школе, кто, что делал за неделю”.
Игры с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания, особенно в семье. Серьезные и веселые, шумные и тихие, математические и литературные, спортивные и музыкальные – самые разнообразные, они удовлетворяют потребностям детей в творчестве, движении, развивают их кругозор, пытливость, учат быть честными, сдержанными, внимательными, ловкими, меткими, смелыми, подчиняться коллективу, уступать товарищам. Играя с детьми, передавая им в свободные минуты свои хорошие уменья, вкусы, интересы, привычки, взрослые не только получают возможность воспитывать ребят без назойливых нравоучений, но и подметить много интересного в поведении, темпераменте, склонностях дочери, сына.
То, что многие наши отцы и матери плохо знают своих детей, а потому упускают время для воспитания их характера, чаще всего объясняется именно редким общением с детьми в часы досуга. (Зачитать письма учащихся о самом чудесном дне, вечере своей жизни).
Перелистывая эти листочки, особенно чувствуешь, как тянутся к родителям детские души в младшем возрасте (слайд презентации). А многие взрослые вместо того, чтобы радоваться этому, ловить часы, когда рождается духовная близость с детьми, чаще всего отмахиваются от своих ребят, избегая напряжения, необходимого при общении с ними. Ибо то общение с детьми, которое интересно детям, воспитывает их, действительно требует от отца и матери много и, прежде всего определенных педагогических способностей.
Однако если доверять детей только людям с врожденным педагогическим талантом, то большую часть подрастающего поколения некому будет воспитывать. Ведь дети есть почти в каждой семье, а педагогические способности, как и всякие другие, от рождения имеют далеко не все. Многие способности, в том числе и педагогические, такие, как наблюдательность, воображение, такт и другие, помогающие найти ключ к детским сердцам, можно и необходимо развивать и совершенствовать каждому родителю.
2. Анализ анкетирования (выступление школьного психолога).
Детям был предложен тест “Незаконченные предложения” (модификация В.Михала).
Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей конфликтов и значимых переживаний. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. В предложенном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам – к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения (слайд презентации).
Тест “Незаконченные предложения”
3. Мы любим маму…
15. Я думал, что мама чаще всего…
7. Отцы иногда…
9. Чтобы наш папа…
5. Мой брат (сестра) …
11. Если бы мой брат (сестра) …
2. Ребенок в семье…
10. Мои близкие думают обо мне, что я…
4. Бываем среди детей, но…
8. Дети, с которыми я играю…
12. Мои друзья меня часто…
23. Мой учитель (учительница, учителя)…
16. Если бы не было школы…
18. Когда я думаю о школе, то…
1. Я думаю, что людей больше…
6. Я достаточно ловкий…
21. Я самый слабый…
13. Я хочу, чтобы у меня не было…
17. Я весь трясусь, когда…
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
14. Больной ребенок…
20. Был бы очень счастлив, если бы я …
22. В будущем я хотел бы …
24. Всегда мечтаю …
3. Беседа с родителями по вопросам:
– Роль отцов в воспитании детей;
– Как стать настоящим отцом;
– Этика взаимоотношений с ребенком.
Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Памятка для родителей.
“Золотые” правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребенка:
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.
Литература
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.; ВАКО, 2002 г.
- Пинт А.О. Это вам, родители. – М.; Знание, 1971 г.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001 г.