Родительское собрание на тему "Какой вы отец? Какая вы мать?"

Разделы: Начальная школа


Если отец хочет оставить след в истории,
Ему достаточно воспитать своего сына.
Джеймс Фенимор Купер.
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
В.О.Ключевский

Сердце матери – это бездна, в глубине которой
всегда найдется прощение.
О.Бальзак

Задачи:

  • обратить внимание отцов и матерей на их роль в воспитании детей в семье;
  • способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье;
  • формированию культуры участия мужчины в воспитании детей;
  • развивать у родителей интерес к совместному времяпровождению с детьми.

Форма проведения собрания: лекция с элементами беседы.

Вопросы для обсуждения:

  • роль отцов в воспитании детей;
  • как стать хорошим отцом;
  • этика взаимоотношений с ребенком.

Подготовительная работа:

  • подготовка памятки для родителей;
  • выставка рисунков детей “Моя семья”;
  • проведение исследования психологической службы по проблеме воспитания детей в семье;
  • создание презентации.

Оборудование: компьютер, мультипроектор.

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

Этот разговор мне хочется начать отрывком из произведения великого драматурга древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня:

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Софокл “Антигона”

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтоб однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!”

Мать!.. Она осязает, чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже тогда, когда малыш только собирается появиться на свет. Мама! Мама – первое слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя. Мама – это то слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя. (Показать слайды презентации.) Мать любит своего ребенка и больного, красивого и уродливого, талантливого и бесталанного, окруженного славой и неудачника. Мать всегда поймет его страдание и протянет руку помощи, отдаст последний кусок хлеба.

<Приложение>

Беспредельна самая бескорыстная любовь – любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством,– редкое исключение, ошибка природы. Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери, но может, постепенно подтачивая то и другое, разрушить их. И тогда воспитание будущего гражданина становится очень трудным. Ибо сильное, но неразумное, слепое материнское чувство превращает воспитание в тяжкий, бесплодный труд, оно губит ребенка и приносит огромное несчастье в первую очередь самой матери. Если с пеленок родители задаривают малыша множеством игрушек, потакают его капризам, все самое вкусное отдают только ему, то постепенно он превращается в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа не тяготит родителей, а скорее приятно забавляет. Взрослые рассказывают друг другу как о чем-то милом, безобидном, даже приятном. Но ребенок растет, становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки, а дорогие вещи: часы, фотоаппарат, модное пальто, велосипед и карманные деньги на кино, театр, мороженое. Подобные удовольствия превышают материальные возможности родителей, особенно если в семье нет отца. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование сына или дочери не только тяготит мать, но и обижает. Она обвиняет своих детей в черствости, жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердце, превозмогая душевную боль, приходится через суд напоминать о своем праве на их заботу.

Горькие плоды неразумной любви к своему ребенку пожинают не только отец и мать. Человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не давая взамен, вряд ли сможет быть чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, верным, бескорыстным другом, хорошим товарищем в коллективе, достойным гражданином своей Родины. Он всегда, везде, при всех обстоятельствах думает, прежде всего, о себе, о своих желаниях и удобствах.

Но еще чаще встают дети на кривую дорожку жизни или вырастают с надломом в характере по вине плохих отцов. Плохие отцы – это величайшее зло. Негласная статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно отсталых, недисциплинированных, безнадзорных, запуганных, совершающих хулиганские поступки, составляют дети отцов – алкоголиков.

Отец – пьяница! С педагогической точки зрения, это преступник, отравляющий страшным ядом душу своих детей, отнявших у них детство.

“…Кончилось мое детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей Бочарниковым, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно… всегда, всегда: вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других, прежде чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…” – так могут сказать все дети отцов – пьяниц. Бой с пьянством – это нелегкий бой, но мы должны выиграть его, ибо это бой и за наших детей (слайд презентации).

Есть у нас еще одна категория плохих отцов: отцы, которые оставляют своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжелая душевная травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбленное самолюбие, пусть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалась ненужной, жалость к матери или злость на нее, изменение материального положения – такие сильные, недетские переживания вызывают самую различную реакцию у школьников. Одни замыкаются в себе, другие ожесточаются, третьи забрасывают учебу. Трудно бывает им. И трудно становится с ними. В характере детей, обиженных и оскорбленных самым близким, родным человеком, появляются подозрительность, грубость, мстительность, черствость, лживость, часто они теряют веру в людей, в себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь.

Отцы! Задумайтесь над этим, попробуйте поставить себя на место своего покинутого ребенка, который долгое время видел в вас опору, своего первого защитника. Если все же разрыв с его матерью неизбежен, нужно сделать все, чтобы последствия серьезной жизненной ошибки были, насколько возможно, менее болезненными для сына или дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме отцовское влияние и заботу.

Отцовское влияние! Это огромная и благородная сила в воспитании детей. Но беда наша в том, что она часто не ощущается даже в тех семьях, где нет пьяниц, где отцы живут вместе с детьми. Но такие отцы заняли позицию невмешательства, предоставили детей сначала матери, потом учителю. Им, этим отцам, ” некогда” заниматься детьми. Торчать часами над шахматной доской, или за преферансом, или неистово горланить на стадионе – на все это времени хватает. А отдать ребенку хотя бы два-три часа выходного дня – на такое они не способны. Такие отцы обворовывают души своих детей.

Да, с воспитанием молодежи у нас еще не все благополучно. И в этом большая вина тех отцов, которые отмахиваются от собственных детей, ограничивая свои родительские обязанности только материальной заботой о семье. Теперь, когда почти все женщины, как и мужчины, работают в учреждениях, на производстве, муж не должен забывать о том, что после работы вне дома у женщины начинается в семье второй рабочий день: магазины, ужин, уборка, стирка. В состоянии ли при таких условиях одна мать успешно справляться и с семейным воспитанием детей? Если женщины сумели овладеть сложными профессиями врачей, инженеров, педагогов, летчиков, космонавтов, то, наверно, мужчины смогут справиться в своем доме с нехитрыми делами по хозяйству. А выигрывают от этого, прежде всего наши дети и общее важное дело – семейное воспитание. Ведь в той семье, где отец вместе с женой занимается домашними делами, за них принимаются и дети, сыновья. Семейный коллектив быстро управится с небольшим домашним хозяйством, а часы совместной работы положат начало хорошему мужскому влиянию, станут практическими уроками трудового воспитания, воспитания дружественного, уважительного, заботливого отношения к матери и друг к другу.

В таких семьях ребята говорят: “А вот нам скучать некогда. Самое интересное время – это вечер, когда дома собираются все. Очень часто мы играем вместе с папой и мамой. Любимых игр много. Нравится нам рисовать. Часто по вечерам мы читаем вслух книги, газеты, обсуждаем статьи. По выходным мы с папой что-нибудь мастерим. Раз в неделю у нас в семье проводится беседа за круглым столом. Говорим о том, как прошли дни в школе, кто, что делал за неделю”.

Игры с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания, особенно в семье. Серьезные и веселые, шумные и тихие, математические и литературные, спортивные и музыкальные – самые разнообразные, они удовлетворяют потребностям детей в творчестве, движении, развивают их кругозор, пытливость, учат быть честными, сдержанными, внимательными, ловкими, меткими, смелыми, подчиняться коллективу, уступать товарищам. Играя с детьми, передавая им в свободные минуты свои хорошие уменья, вкусы, интересы, привычки, взрослые не только получают возможность воспитывать ребят без назойливых нравоучений, но и подметить много интересного в поведении, темпераменте, склонностях дочери, сына.

То, что многие наши отцы и матери плохо знают своих детей, а потому упускают время для воспитания их характера, чаще всего объясняется именно редким общением с детьми в часы досуга. (Зачитать письма учащихся о самом чудесном дне, вечере своей жизни).

Перелистывая эти листочки, особенно чувствуешь, как тянутся к родителям детские души в младшем возрасте (слайд презентации). А многие взрослые вместо того, чтобы радоваться этому, ловить часы, когда рождается духовная близость с детьми, чаще всего отмахиваются от своих ребят, избегая напряжения, необходимого при общении с ними. Ибо то общение с детьми, которое интересно детям, воспитывает их, действительно требует от отца и матери много и, прежде всего определенных педагогических способностей.

Однако если доверять детей только людям с врожденным педагогическим талантом, то большую часть подрастающего поколения некому будет воспитывать. Ведь дети есть почти в каждой семье, а педагогические способности, как и всякие другие, от рождения имеют далеко не все. Многие способности, в том числе и педагогические, такие, как наблюдательность, воображение, такт и другие, помогающие найти ключ к детским сердцам, можно и необходимо развивать и совершенствовать каждому родителю.

Приложение

2. Анализ анкетирования (выступление школьного психолога).

Детям был предложен тест “Незаконченные предложения” (модификация В.Михала).

Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей конфликтов и значимых переживаний. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. В предложенном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам – к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения (слайд презентации).

Тест “Незаконченные предложения”

3. Мы любим маму…

15. Я думал, что мама чаще всего…

7. Отцы иногда…

9. Чтобы наш папа…

5. Мой брат (сестра) …

11. Если бы мой брат (сестра) …

2. Ребенок в семье…

10. Мои близкие думают обо мне, что я…

4. Бываем среди детей, но…

8. Дети, с которыми я играю…

12. Мои друзья меня часто…

23. Мой учитель (учительница, учителя)…

16. Если бы не было школы…

18. Когда я думаю о школе, то…

1. Я думаю, что людей больше…

6. Я достаточно ловкий…

21. Я самый слабый…

13. Я хочу, чтобы у меня не было…

17. Я весь трясусь, когда…

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

14. Больной ребенок…

20. Был бы очень счастлив, если бы я …

22. В будущем я хотел бы …

24. Всегда мечтаю …

3. Беседа с родителями по вопросам:

– Роль отцов в воспитании детей;

– Как стать настоящим отцом;

– Этика взаимоотношений с ребенком.

Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Памятка для родителей.

“Золотые” правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребенка:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.; ВАКО, 2002 г.
  2. Пинт А.О. Это вам, родители. – М.; Знание, 1971 г.
  3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001 г.