Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Разделы: Математика


Цели:

  • обобщение и закрепление знаний учащихся о прямой и обратной пропорциональной зависимостях, выработка навыков решения задач;
  • развитие интереса к учебному материалу, используя занимательные задачи;
  • воспитание коллективизма, развитие творческих способностей.

Ход урока

Ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи по теме "Прямой и обратной пропорциональных зависимостях" с помощью пропорций. Попробуем доказать высказывание великого сыщика Шерлока Холмса: "Всякая задача, кажется, очень простой, после того, как вам ее растолкуют".

С задачами прямой и обратной пропорциональной зависимостью мы часто встречаемся в жизни; это и приготовление варенья, и засолка огурцов и помидор, и при шитье одежды:

В 8 классе на уроках должны соблюдать определенные пропорции (пример) обратной пропорциональной зависимостью при решении задач на концентрацию, на смеси.

I. Устный счет (повторение пройденного материала).

Закончите предложение "Если пропорция верна, то произведение:...членов, равно произведению:..членов пропорции".

Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них:..

Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них:..

Составьте верную пропорцию из сегодняшнего числа, года и дня недели.

А)

Б)

В)

Обобщение высказывание Шерлока Холмса.

II. Решение задач

Рассматриваемые задачи- это задачи с целыми величин, отношение которых тоже целое число. Для этого составляем краткую запись условия задачи. В процессе устного обсуждения выделяем две величины, устанавливаем вид зависимости. Уменьшение величины показываем стрелкой вниз, а увеличение стрелкой вверх. Затем составляем пропорцию и решаем ее.

Расстояние между городами Надым и Новый Уренгой легковая машина проехала со скоростью 100км/ч за 4 часа. За сколько часов проедет грузовая машина это же расстояние со скоростью 80км/ч.

Решение:

Скорость время

100км/ч 4 часа

80км/ч х часов

Ответ: 5 часов.

При сжигании 1кг горючего в воздух автомобилем выбрасывается 0,8кг угарного газа. Сколько угарного газа будет выброшено автомобилем при сжигании 50кг горючего.

Решение:

1кг горючего- 0,8кг угарного газа

50кг горючего- х кг угарного газа

Ответ: 40 кг.

Нормальное содержание гемоглобина в крови у взрослого человека составляет примерно 130грамм на 1 литр. На сколько процентов понизился гемоглобин, если он составляет 78 грамм на 1 литр.

Решение:

130 грамм на 1 литр - 100%

78 грамм на 1 литр- х %

100%-60%=40%

Ответ: на 40%.

Тест:

I вариант II вариант
1. Закончите предложение:
Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, надо произведение :.членов пропорции разделить на известный:.член. Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо произведение:.членов пропорции разделить на известный:член.

2. Составьте пропорцию для решения задачи.

1.За 400 грамм сыра заплатили 12р. 80к. Сколько стоят 250г. сыра.

а) б) в)

2.Определенную работу 8 человек выполняли за 25 дней. За сколько дней эту же работу выполнят 10 человек, работая с той же производительностью.

А) 8:10=25:х

Б) 8:10=х:25

В) 8: 25=10:х

3.Четыре класса построили снежную горку за 6 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 10 классов, если будут работать с такой же производительностью?

А)2 Б) 8 В)3

1.В 2х литрах раствора содержится 10гр. Соли. Сколько соли в 7 литрах этого раствора.

2.У рабочего зарплата повысилась с 500руб. до 560руб. На сколько процентов повысилась его зарплата.

А)на 12%

Б)на 88%

В) на 8,8%

3.Для приготовления вишневого варенья на 3 стакана вишни берут 2 стакана сахара. Сколько надо взять сахара, чтобы сварить варенье из 2х стаканов вишни?

А) Б) 3 В) 12

III. Итог урока:

IV. Домашнее задание: составить 2 задачи на прямую и пропорциональную зависимости.

V. Выставление оценок.