Что побудило меня взяться за эту работу? Наверное, чувство благодарности к тем людям, которые помогают учителю делать его уроки интересными, содержательными, кто помогает разобраться в обилии методической литературы и Программ. Книги Г.Г.Граника, Татьяны Рик, методистов-предметников, авторов разнообразной методической литературы - это настольные книги каждого педагога, не желающего останавливаться на достигнутом, кто, вчитываясь в строчки мастеров своего дела, находит для себя много нового или вспоминает хорошо забытое старое.
Планирование новой темы, подготовка к уроку - это своеобразная смесь "археологических раскопок" и игры в паззлы. Сначала задаешься вопросом: как эту же тему преподносят ученикам другие учителя-словесники, что интересного им удалось придумать или "раскопать" у кого-то. Затем наиболее понравившиеся идеи, фрагменты, упражнения нужно расположить в определенной последовательности, интерпретировать, если необходимо, по-своему, учитывая опыт, класс и т.д. Так работаю я. Это кропотливый труд, на который уходит много времени. Уважаемые коллеги, мне бы хотелось поделиться с вами результатами бессонных ночей, проведенных за письменным столом.
"Сделай урок интересным!" Это своеобразный призыв, позволяющий затронуть самый больной вопрос нашей школы на сегодня. Мотивация. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу, чтобы учеба не становилась пыткой и для него, и для его родителей, и для нас с вами? Как помочь детям решать свои проблемы не в подъездах домов в окружении сомнительных личностей? Да, мы не всесильны. Многое зависит не от нас. Но если ребенок вошел в класс, в наших с вами силах постараться сделать так, чтобы уже через 10 минут ему не захотелось бы покинуть аудиторию.
Вашему вниманию я представляю серию конспектов уроков русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное". В основе учебник по русскому языку за 6 класс под редакцией М.Т.Баранова, методическое пособие "Уроки русского языка в 6 классе" Г.А.Богдановой.
В предложенных конспектах я старалась подсказать коллегам возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков. Ранее подобные конспекты уроков предлагались мной по теме "Имя существительное".
Конспекты отдельных тем по русскому языку с использованием справочной и методической литературы.
(Основная задача - сделать урок познавательным и интересным).
Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Мотивация.
Слуховая память.
Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они приводят в действие слуховую память, и вы запоминаете, как звучит правильно написанное слово. Помните, как доктор Айболит проговаривает по слогам слово, чтобы его хорошенько запомнить: "И одно только слово твердит:"Лим-по-по, Лим-по-по, Лим-по-по!".
Проговаривая слова, вы, можно сказать, убиваете сразу двух зайцев (т.е. решаете сразу две задачи): включаете "на полную катушку" (т.е. на полную силу) и речедвигательную память, и слуховую. Многие люди запоминают "со слуха" гораздо лучше, чем при чтении. Память уха - большое дело. Когда вы не обращаете внимание на то, как звучит слово при орфографическом проговаривании, у вас могут быть самые нелепые ошибки, связанные с невнимательностью.
Какие, например, ошибки могут быть в слове ДЫРКА?
Роль имен прилагательных в речи.
(См. Г.А.Богданова, Уроки русского языка в 6 классе, стр. 84,85).
Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"
Мотивация.
Поговорим о "руководящей памяти". Как вы думаете, такое название вида памяти серьезное или шутливое? И о какой памяти идет речь? Конечно, это шутка. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда вы, вооружившись ручкой, водите рукой по бумаге. Такая память называется рукодвигательной. А в шутку можно назвать ее не только "руководящей", но и сказать, что все мы - "руководители". Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а совсем хорошо знакомые слова пишутся даже как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых людей "память руки"настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его пишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.
Писать можно и мысленно: представьте себе, что вы пишете нужное вам слово, что ваша собственная рука вашим собственным почерком выводит крупные и отчетливо написанные слова белым мелом на черной доске, черным маркером на белой бумаге, витиеватым шрифтом на витрине магазина и т.д. Повторение действий в уме - очень хороший способ тренировки.
В течение 2-3-х минут можно потренироваться подобным образом, запоминая слова, в которых ребята чаще всего допускают ошибки.
О знаменитом итальянском скрипаче Никколо Паганини рассказывают, что он иногда готовился к выступлениям беззвучно, не прикасаясь смычком к струнам, но повторяя его движения в воображении. Многократная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Роднина не только тренировалась на льду перед своими выступлениями, но и "прокатывала" программу мысленно.
Некоторые из вас, стараясь запомнить слово, пишут его много раз: три, пять, десять. И при этом может оказаться, что слово не запомнилось. Это бывает тогда, когда рукодвигательная память работает в одиночку, без разглядывания, представления в уме и проговаривания.
Орфографическая минутка.
Приморским городом, заботливой дочери, разноцветного знамени, прибрежным тростником, безызвестного героя, о сверхинтересном случае, безыскусного рассказа, о прекрасном примере для подражания.
Практикум.
- Упр. 250.
- Упр. 254.
Д/з. Упр. 248.
Тема: "Степени сравнения прилагательных"
Мотивация.
Если вы вооружаете против трудных слов одновременно всех ваших помощников: глаза, уши, голос и руку - вы победите. И научитесь правильно писать с такой легкостью, как будто рука пишет сама собой. Давайте вместе составим и запишем алгоритм действий.
Прочитать вслух, отчетливо и ясно, по слогам.
Прочитать по слогам про себя.
Просмотрите, как пишутся особо трудные слова, чтобы глаза запомнили.
Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово, при этом трудные слова проговаривайте по слогам. (Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу).
Теперь можно записать в тетрадь.
Итак, ПРОГОВОРИ СЛОВО - ЗАПИШИ - ПРОВЕРЬ.
На доске записаны слова. Используя данный алгоритм, ребятам предлагается записать слова в тетрадь.
Причудливый | блистательный | преодолеть |
Собираться | прекратить | восхитительный |
Препятствие | замирать | располагаться |
Превратиться | выложить | расстилаться |
Росток | выросли | присмотреться |
Приглянуться | преобразиться | прилечь |
Предложить | ослепительный | раскидистый |
Удивительный | постелить | развесистый. |
Степени сравнения прилагательных.
Предлагаю ребятам иллюстрации с изображением собак, кошек. Задание: сравните кошек по пушистости, собак по лохматости и т.д. Помните, что сравнивать можно по одному признаку.
Читаем теоретический материал учебника и составляем опорную схему:
Практикум.
- упр. 256.
Д/з. Упр.257, 258.
Тема: "Степени сравнения прилагательных"
Мотивация.
Упражнение "Муха". Об этом упражнении я рассказывала ранее. Можно самим придумывать разные его варианты, а можно попросить ребят придумать свой уровень сложности и быть ведущим игры. Как правило, они с удовольствием принимают участие.
Орфографическая минутка.
Собираться в лес, прекратить разговоры, располагаться в горах, разложить вещи, расстилаться по лугу, превратиться в чудовище, далекий горизонт, прилечь отдохнуть, зрелые семена, прислушаться к шороху.
Задание: - объясните графически изученные орфограммы;
Найдите 1-2 глагола, строение которых соответствует схеме: _______
Разминка. Это упражнение я позаимствовала у Татьяны Рик из ее замечательной книжки "Доброе утро, имя прилагательное!" и адаптировала его под тему урока.
На доску вывешивается лист бумаги с изображением на нем семи гномов: они отличаются друг от друга цветом и формой колпачков, мимикой, бородами и т.д. Ребятам предлагается сравнить гномов, объясняя при этом, какую степень сравнения прилагательного они использовали.
Например: колпачок первого гнома самый красивый (составная форма превосходной степени, самый); борода второго острее, чем борода пятого гнома ( простая форма сравнительной степени, суффикс ЕЕ).
Это упражнение можно проводить периодически в течение изучения всей темы.
1) - Расскажите о степенях сравнения имени прилагательного.
2)- А теперь представьте, что каждый из вас - богатырь, супермен. Вас окружили враги. Вот список качеств, которыми они обладают (записано на доске):
Враги храбрые, отважные, упорные, решительные, достойные, крепкие, подвижные, хитрые, быстрые.
А ты? Поставь прилагательные в простую и составную сравнительную степень. Запишите в тетрадь.
Упр. 258
Упр. 260 (комментированное письмо).
Д/з. Упр. 261, 262.
Уже упомянутая книга Татьяны Рик - это настоящий кладезь идей, упражнений, которые добавляют в урок элементы юмора, позволяют искренне заинтересовать ребят темой урока. Объяснение морфологии прилагательного с ее использованием - удовольствие.