Уроки русского языка в 6-м классе по теме "Имя прилагательное. Мотивация"

Разделы: Русский язык


Что побудило меня взяться за эту работу? Наверное, чувство благодарности к тем людям, которые помогают учителю делать его уроки интересными, содержательными, кто помогает разобраться в обилии методической литературы и Программ. Книги Г.Г.Граника, Татьяны Рик, методистов-предметников, авторов разнообразной методической литературы - это настольные книги каждого педагога, не желающего останавливаться на достигнутом, кто, вчитываясь в строчки мастеров своего дела, находит для себя много нового или вспоминает хорошо забытое старое.

Планирование новой темы, подготовка к уроку - это своеобразная смесь "археологических раскопок" и игры в паззлы. Сначала задаешься вопросом: как эту же тему преподносят ученикам другие учителя-словесники, что интересного им удалось придумать или "раскопать" у кого-то. Затем наиболее понравившиеся идеи, фрагменты, упражнения нужно расположить в определенной последовательности, интерпретировать, если необходимо, по-своему, учитывая опыт, класс и т.д. Так работаю я. Это кропотливый труд, на который уходит много времени. Уважаемые коллеги, мне бы хотелось поделиться с вами результатами бессонных ночей, проведенных за письменным столом.

"Сделай урок интересным!" Это своеобразный призыв, позволяющий затронуть самый больной вопрос нашей школы на сегодня. Мотивация. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием шел в школу, чтобы учеба не становилась пыткой и для него, и для его родителей, и для нас с вами? Как помочь детям решать свои проблемы не в подъездах домов в окружении сомнительных личностей? Да, мы не всесильны. Многое зависит не от нас. Но если ребенок вошел в класс, в наших с вами силах постараться сделать так, чтобы уже через 10 минут ему не захотелось бы покинуть аудиторию.

Вашему вниманию я представляю серию конспектов уроков русского языка в 6 классе по теме "Имя прилагательное". В основе учебник по русскому языку за 6 класс под редакцией М.Т.Баранова, методическое пособие "Уроки русского языка в 6 классе" Г.А.Богдановой.

В предложенных конспектах я старалась подсказать коллегам возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков. Ранее подобные конспекты уроков предлагались мной по теме "Имя существительное".

Конспекты отдельных тем по русскому языку с использованием справочной и методической литературы.

(Основная задача - сделать урок познавательным и интересным).

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Мотивация.

Слуховая память.

Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они приводят в действие слуховую память, и вы запоминаете, как звучит правильно написанное слово. Помните, как доктор Айболит проговаривает по слогам слово, чтобы его хорошенько запомнить: "И одно только слово твердит:"Лим-по-по, Лим-по-по, Лим-по-по!".

Проговаривая слова, вы, можно сказать, убиваете сразу двух зайцев (т.е. решаете сразу две задачи): включаете "на полную катушку" (т.е. на полную силу) и речедвигательную память, и слуховую. Многие люди запоминают "со слуха" гораздо лучше, чем при чтении. Память уха - большое дело. Когда вы не обращаете внимание на то, как звучит слово при орфографическом проговаривании, у вас могут быть самые нелепые ошибки, связанные с невнимательностью.

Какие, например, ошибки могут быть в слове ДЫРКА?

Роль имен прилагательных в речи.

(См. Г.А.Богданова, Уроки русского языка в 6 классе, стр. 84,85).

 Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Мотивация.

Поговорим о "руководящей памяти". Как вы думаете, такое название вида памяти серьезное или шутливое? И о какой памяти идет речь? Конечно, это шутка. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда вы, вооружившись ручкой, водите рукой по бумаге. Такая память называется рукодвигательной. А в шутку можно назвать ее не только "руководящей", но и сказать, что все мы - "руководители". Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а совсем хорошо знакомые слова пишутся даже как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых людей "память руки"настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его пишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.

Писать можно и мысленно: представьте себе, что вы пишете нужное вам слово, что ваша собственная рука вашим собственным почерком выводит крупные и отчетливо написанные слова белым мелом на черной доске, черным маркером на белой бумаге, витиеватым шрифтом на витрине магазина и т.д. Повторение действий в уме - очень хороший способ тренировки.

В течение 2-3-х минут можно потренироваться подобным образом, запоминая слова, в которых ребята чаще всего допускают ошибки.

О знаменитом итальянском скрипаче Никколо Паганини рассказывают, что он иногда готовился к выступлениям беззвучно, не прикасаясь смычком к струнам, но повторяя его движения в воображении. Многократная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Роднина не только тренировалась на льду перед своими выступлениями, но и "прокатывала" программу мысленно.

Некоторые из вас, стараясь запомнить слово, пишут его много раз: три, пять, десять. И при этом может оказаться, что слово не запомнилось. Это бывает тогда, когда рукодвигательная память работает в одиночку, без разглядывания, представления в уме и проговаривания.

Орфографическая минутка.

Приморским городом, заботливой дочери, разноцветного знамени, прибрежным тростником, безызвестного героя, о сверхинтересном случае, безыскусного рассказа, о прекрасном примере для подражания.

Практикум.

  • Упр. 250.
  • Упр. 254.

Д/з. Упр. 248.

Тема: "Степени сравнения прилагательных"

Мотивация.

Если вы вооружаете против трудных слов одновременно всех ваших помощников: глаза, уши, голос и руку - вы победите. И научитесь правильно писать с такой легкостью, как будто рука пишет сама собой. Давайте вместе составим и запишем алгоритм действий.

Прочитать вслух, отчетливо и ясно, по слогам.

Прочитать по слогам про себя.

Просмотрите, как пишутся особо трудные слова, чтобы глаза запомнили.

Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово, при этом трудные слова проговаривайте по слогам. (Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу).

Теперь можно записать в тетрадь.

Итак, ПРОГОВОРИ СЛОВО - ЗАПИШИ - ПРОВЕРЬ.

На доске записаны слова. Используя данный алгоритм, ребятам предлагается записать слова в тетрадь.

Причудливый блистательный преодолеть
Собираться прекратить восхитительный
Препятствие замирать располагаться
Превратиться выложить расстилаться
Росток выросли присмотреться
Приглянуться преобразиться прилечь
Предложить ослепительный раскидистый
Удивительный постелить развесистый.

Степени сравнения прилагательных.

Предлагаю ребятам иллюстрации с изображением собак, кошек. Задание: сравните кошек по пушистости, собак по лохматости и т.д. Помните, что сравнивать можно по одному признаку.

Читаем теоретический материал учебника и составляем опорную схему:

Практикум.

  • упр. 256.

Д/з. Упр.257, 258.

Тема: "Степени сравнения прилагательных"

Мотивация.

Упражнение "Муха". Об этом упражнении я рассказывала ранее. Можно самим придумывать разные его варианты, а можно попросить ребят придумать свой уровень сложности и быть ведущим игры. Как правило, они с удовольствием принимают участие.

Орфографическая минутка.

Собираться в лес, прекратить разговоры, располагаться в горах, разложить вещи, расстилаться по лугу, превратиться в чудовище, далекий горизонт, прилечь отдохнуть, зрелые семена, прислушаться к шороху.

Задание: - объясните графически изученные орфограммы;

Найдите 1-2 глагола, строение которых соответствует схеме: _______

Разминка. Это упражнение я позаимствовала у Татьяны Рик из ее замечательной книжки "Доброе утро, имя прилагательное!" и адаптировала его под тему урока.

На доску вывешивается лист бумаги с изображением на нем семи гномов: они отличаются друг от друга цветом и формой колпачков, мимикой, бородами и т.д. Ребятам предлагается сравнить гномов, объясняя при этом, какую степень сравнения прилагательного они использовали.

Например: колпачок первого гнома самый красивый (составная форма превосходной степени, самый); борода второго острее, чем борода пятого гнома ( простая форма сравнительной степени, суффикс ЕЕ).

Это упражнение можно проводить периодически в течение изучения всей темы.

1) - Расскажите о степенях сравнения имени прилагательного.

2)- А теперь представьте, что каждый из вас - богатырь, супермен. Вас окружили враги. Вот список качеств, которыми они обладают (записано на доске):

Враги храбрые, отважные, упорные, решительные, достойные, крепкие, подвижные, хитрые, быстрые.

А ты? Поставь прилагательные в простую и составную сравнительную степень. Запишите в тетрадь.

Упр. 258

Упр. 260 (комментированное письмо).

Д/з. Упр. 261, 262.

Уже упомянутая книга Татьяны Рик - это настоящий кладезь идей, упражнений, которые добавляют в урок элементы юмора, позволяют искренне заинтересовать ребят темой урока. Объяснение морфологии прилагательного с ее использованием - удовольствие.