В последние десятилетия в отечественной культуре, философии, педагогике, лингвистике особую популярность и значимость приобрели идеи диалога, сотрудничества. С переориентацией целевых установок педагогики со знаниево-центристской модели на личностно ориентированную, со смещением акцентов на развитие человека возродилась гуманная традиция. По отношению к процессу обучения среди педагогов-новаторов сегодня стал широко употребляться термин "сотрудничество", пришедший в образование в 60 - 70 годы прошлого столетия (Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин и др.).
Под педагогикой сотрудничества понимается установление в образовательной системе гуманных межличностных взаимоотношений, способствующих гармоничному развитию человека. Таким образом, главным признается не набор методов, приемов, а "личностная позиция педагога", состоящая из совокупности гуманных установок по отношению к окружающим людям и самому себе [1, с. 207].
Расширяя понимание "сотрудничества в обучении", Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров определяют его как "совместную, взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя, построенную на демократических принципах, ориентированную на достижение осознаваемых, личностно-значимых целей как учениками, так и учителями" [2, с. 138].
С точки зрения других исследователей, термин "сотрудничество", не охватывает деятельность педагога по достижению совместных целей. Так, в работах Т. К. Цветковой под учебным сотрудничеством подразумеваются различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач [5].
Характерным признаком сотрудничества является "динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные", влекущее за собой изменение ценностных ориентиров, целей деятельности, принципиально иным становится и процесс взаимодействия: оно основывается на взаимности, понимании [3, с. 85].
В. К. Дьяченко все обучение предлагает строить на принципе сотрудничества и товарищеской взаимопомощи, вытекающей "из необходимости каждого ставить в положение обучающего, когда каждый, обучая других, сотрудничая с ними, добивается овладения изучаемой темой, а также учебным предметом в целом" [1, с. 181].
При всей противоречивости различных точек зрения, когда сотрудничество определяется как равноправное взаимодействие то между учителем и учеником, то между двумя или более школьниками, сущность его остается бесспорной и предусматривает единство целей, совместный труд (учебу), взаимопомощь, взаимопонимание.
Организация равноправного диалога, сотрудничества в центре внимания многих современных педагогических систем, технологий, методик, среди которых особое место занимает разновозрастное взаимодействие, так как оно охватывает полисубектное общение "педагог-ученик", "ученик-ученик", "старший ученик - младший ученик".
Под "разновозрастным" понимается организация учебного сотрудничества в рамках классно-урочной системы между двумя непараллельными классами, состоящими из детей разного хронологического возраста; под "сотрудничеством" такая форма взаимодействия, в основу которой положена совместная работа обучаемых, направленная на совместное решение познавательных задач в процессе обучения, основанного на конструктивном общении.
Наиболее приемлемой формой организации учебно-познавательной деятельности в ходе разновозрастного взаимодействия является работа в парах (статических и динамических), триадах, группах. К примеру, если на старших школьников возлагается задача повторения или систематизации изученного ранее младшими материала, то для урока они готовят такие теоретические вопросы, практические задания, которые помогут младшим качественно усвоить информацию в индивидуальном темпе. Необходимую помощь, консультации для старших при этом оказывает учитель. Подобная форма сотрудничества позволяет быть успешным как младшим (старшими все объясняется доступно, непонятное разъясняется сразу), так и старшим (каждый выполняет посильную ему работу: сильные могут взять на себя более трудный материал, очень слабые могут выполнять, к примеру, роли статистиков, контролеров и мн.др.).
Обязательным условием сотрудничества является создание таких условий, когда не только на старшего школьника, но и на младшего возлагается часть учительских функций: целеполагание, совместное обучение, оценка и взаимооценка, формулировка выводов. К примеру, на уроке развития речи в начале учебного года по теме "Как я повел лето" старшие и младшие ученики объединяются в пары. Они рассказывают друг другу о летних впечатлениях, затем пишут сочинение от лица собеседника. Готовыми сочинениями обмениваются, прочитывают их и оценивают каждый своего собеседника за умение передать детали произошедшего события или эмоциональное состояние.
На уроках изучения нового материала лучше всего работу организовывать в динамических триадах или группах. "Сильному" старшему ученику следует поручить подготовку теоретического блока. "Слабые" старшие готовят практический материал с помощью учителя и "сильных" учащихся. На уроке разновозрастного сотрудничества в группе "двое старших - двое младших", "сильный" учащийся отвечает за теоретическую часть, обучая двух младших, которые слушают его вместе со старшим "слабым". После этого "слабый" старший занимается по практическому материалу один или вместе с сильным одноклассником в парах "старший - младший". На третьей стадии они вместе контролируют, проверяют младших. Таким же образом осуществляется взаимодействие в группах "двое старших, трое младших" (если старших меньше младших). Учитель в это время может осуществлять индивидуальную помощь.
Таким образом, разновозрастное взаимодействие служит организации эффективного общения, сотрудничества и индивидуализации в условиях традиционной классно-урочной системы, соответствуя актуальным направлениям современного образования.
Литература.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. - Москва: Просвещение, 1991. - 192 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 176 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высших и средних пед. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.И. Шиняев; под ред С. А. Смирнова. - 4-е изд., исправл. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - 512 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Р. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 576 с.
- Цветкова Т.К. Исследование учебного сотрудничества в педагогической психологии США / Т.К. Цветкова // Вопросы психологии. - № 2. - 1989. - С.148 - 155.