Наглядность – это принцип обучения, которого всегда не хватает ученикам в средней и старшей школе, и до которого не доходят руки у преподавателя.
Таблицы, самодельные плакаты, вырезки из журналов, диафильмы, видеофрагменты – это то, что позволяло и позволяет сделать урок интереснее, занимательнее, приблизить его к реальной жизни. Уроки физики требуют наглядности еще больше, так как именно эта наука позволяет обучить детей основным законам, по которым живет и развивается окружающий мир.
В последнее время благодаря всеобщей компьютеризации учителя физики ( и не только) овладели еще одним средством обучения – мультимедийным проектором. Казалось, это уже вершина. Появилась возможность демонстрировать учащимся любые иллюстрации: начиная от сканированных картинок и заканчивая интерактивными моделями и анимациями физических явлений, скаченных из Internet.
Но оказалось, что компьютерное приложение стало всего лишь более современной заменой телевизора и диапроектора. Расширился банк демонстраций, но экран остается «мертвым», статичным. Изображением нельзя управлять.
И вот в последние 3-4 года стали появляться публикации о техническом средстве обучения совсем совершенном и способном помочь учителям и детям преодолеть все оставшиеся проблемы. В школах стали появляться интерактивные доски. Их производят различные фирмы, в мелочах они отличаются, но смысл остается: интерактивная доска – это новое универсальное средство для ввода и обработки информации.
Универсальность заключается в том, что можно использовать клавиатуру компьютера или самой доски, можно писать специальным «пером», а можно использовать ладонь.
К недостаткам таких досок можно отнести их цену, а также обязательное наличие в школе компьютера ( желательно мощного) и мультимедийного проектора, желательно установленного стационарно. И, конечно, учителя, который владеет компьютером и не боится учиться применять все новое. А также, обладающего хорошей фантазией для того, чтобы самому выдумывать, где и как применять этот прибор. Все доски укомплектованы программным обеспечением и рекламным приложением, где скромно представлены некоторые примеры применения этих досок на различных уроках. Обслуживание интерактивной доски достаточно простое, и мало-мальски подготовленный учитель сам сможет во все разобраться. По своему опыту скажу, что можно обойтись и без специальной подготовки. Если же вам повезет, и вы встретите человека, который сможет немного помочь, то освоение интерактивной доски пройдет намного быстрее.
Чем же отличается работа учителя при использовании интерактивной доски. Вспомните, как учитель любит рождать новый материал, выводя формулы с нуля, с чистого листа. Если для этой цели использовать просто компьютерные слайды, то информация будет доставляться детям в готовом виде, даже если вы будете выдавать ее на экран поэтапно, периодически нажимая кнопки.
Ученик, даже современный, выросший на кнопочном уровне, среагирует быстрее и качественнее, если учитель сможет расставить, подчеркнуть, выделить какой-то материал, отметить наиболее важное, указать порядок действий и т.д. Т.е. любое изображение должна касаться рука учителя. Иначе образование будет слишком формальным.
Ну а если ребенок сам выйдет к доске и ему предложат вычеркнуть ненужное слово, вписать пропущенную букву и т.д., то это вызовет интерес, хотя бы потому, что на домашнем компьютере он это сделать не может.
Каждый учитель помнит момент, когда урок получался на 100 %, и помощью этому была доска. Обычная меловая. Как хотелось запечатлеть удачное расположение символов, красиво написанные фразы, логичное решение. С интерактивной доской это стало возможно. Все, что вы во время урока написали, а написать можно много, сохранив это в виде нужного вам количества страниц, все можно сохранить в памяти компьютера, а при желании распечатать.
Интерактивная доска позволяет руками двигать буквы, слова, картинки. Следовательно, можно готовить задания на соответствия, так популярные в последнее время, логические цепочки, удалять лишнее, собирать в группы по определенным признакам и т.д. Ощущения, которые дети испытывают, трогая все руками, усиливают не только интерес к предмету, но и развивают тактильную память, тренируют моторику.
Все доски имеют стандартные наборы иллюстраций, полей, шаблонов, flash-демонстраций и звуковых иллюстраций. Этот банк можно пополнять своими ресурсами, конкретно для каждого урока, каждой темы.
Учителям математики и физики всегда не хватает в кабинете доски для построения графиков. Интерактивная доска позволяет создать поле в крупную клетку, в мелкую клетку, в линейку нужного размера. С помощью инструментов, подобных тем, что есть в Wordе или любом графическом редакторе, можно достроить оси ординат, сгруппировать их так, чтобы они одинаково подчинялись вашим требованиям. А дальше – стройте графики. Хотите от руки (это будет менее красиво, но зато доступен любой график), хотите – с помощью компьютера.
При выполнении лабораторных работ по физике учащиеся знакомятся с построением графиков по точкам, не лежащим вдоль одной прямой или кривой (т.е. учатся графическому усреднению). В обычных школах ребятам сложно самим разобраться, как это можно строить график не по заданным точкам. Естественно, учителю приходится объяснять. С помощью интерактивной доски делать это одно удовольствие. Даже слабые дети, которые никогда бы и не сделали такое построение, глядя на образец могут выполнить это задание. Ну а от выполнения к пониманию один шаг.
Еще одна возможность, которая упрощает объяснение нового материала: интерактивная доска позволяет записывать действия, на ней производимые. Т.е. создавать простейшие анимации. Этот прием бывает необходим там, где действия учителя нужно дублировать. Если учитель будет еще раз объяснять, как он вывел формулу или как он собрал схему, то времени может уйти очень много. Нужно стирать с доски, еще раз все повторять. Если же записать весь вывод, то воспроизведение на повторе займет гораздо меньше времени. Таким образом можно повторить объяснение решения задач, изображения схем, чертежей, вывода формул.
Поскольку это доска, то в ней предусмотрена хитрость, которую учитель издавна шьет своими руками – электронная шторка. С ее помощью можно скрывать материал, требующийся во второй части урока, ответы к заданиям и т.д. В отличие от обычной шторки электронная позволяет зарыть любую часть доски: слева, справа, сверху, снизу, половину или четверть. Кроме этого имеются такие действия как затенение экрана, подсветка, волшебное перо (линия исчезает через некоторое время после нанесения). Все это может помочь учителю более эффективно привлекать внимание детей к учебному процессу.
Вы можете использовать интерактивную доску вместо экрана для демонстрации презентаций в Power Point . Причем светоотражающие свойства у нее лучше, чем у обычных экранов. Они позволяют даже с помощью не самого мощного проектора демонстрировать слайды даже при включенном свете. А можно создавать слайды в родной программе (их названия зависят от типа доски). Тогда слайды могут демонстрироваться в любом порядке, есть возможность быстрого возвращения к любой странице без перелистывания.
Программа, позволяющая работать с интерактивной доской, может быть установлена на любом компьютере, в том числе на домашнем. Поэтому учитель спокойно может делать заготовки для уроков дома.
Часто учителя боятся, что дети могут испортить эту дорогую технику. Но вещи, которые детям нравятся, они не трогают. Поэтому, я думаю, эта тревога останется только тревогой. Писать на такой доске сложнее, чем на меловой. Но при мощном компьютере руки скоро привыкают и получают достаточный навык для качественного письма. Для преподавания физики при том объеме задач, которые нам приходится решать, я бы не стала отказываться от меловой доски вообще. Но интерактивной доской я пользуюсь активно чего и всем учителям нашей страны желаю.