Профилактическая работа с семьёй школьника
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Основные нормативно-правовые документы
Работа осуществляется на основе:
Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Ф3 РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ № 87 «Об ограничении курения табака», законы и постановления Мурманской области.
Принципы деятельности профилактической работы
Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип позитивного восприятия и принятия личности;
- принцип конфиденциальности.
Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:
- по составу и структуре;
- по материальной обеспеченности;
- по жилищно-бытовым условиям;
- определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
- определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
- выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
- выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.
После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.
Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.
Формы профилактической работы
В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:
- профилактическая беседа с учениками и родителями;
- посещение уроков с целью наблюдения;
- вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
- привлечение педагога психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
- посещение семьи, т.к. выработать эффективную программу помощи семье возможно только при регулярном посещении и изучении семьи;
- с целью оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и подростка организуется психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
- социально-педагогическое консультирование;
- классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
- сайт школы, на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся;
- информационный стенд, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям);
- радиопередачи;
- организация конкурсов рисунков («За здоровый образ жизни» и др.);
- сочинений;
- выпуск школьных газет, бюллетеней;
- привлечение преподавателя физической культуры, организуются различные мероприятия («Весёлые старты» и др.), преподавателей основ безопасности жизнедеятельности, биологии;
- в школе организован совет «Охраны здоровья» (проводит акции, например: «Нет курению: замени сигаретку на конфетку»);
- совет профилактики.
Связь школы с другими учреждениями
Для более эффективной работы необходимо создавать координационные связи между службами и учреждениями профилактики здорового образа жизни. Координатором является школа. Поэтому в школе осуществляется работа по привлечению специалистов учреждений системы профилактики. Специалисты различных учреждений выступают на классных часах, ими организуются круглые столы, предоставляют информационные листы. К профилактической работе привлекаются следующие учреждения:
- отделение по делам несовершеннолетних;
- комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
- дом культуры им. С.М. Кирова (отдел по работе с молодёжью);
- центр социальной помощи семье и детям г. Мурманска (в случае необходимости направляются родители и обучающиеся);
- центр планирования семьи г. Мурманска;
- центр по профилактики и борьбе со СПИДом г. Мурманска;
- областной центр медицинской профилактики г. Мурманска;
- Мурманский областной наркологический диспансер (по направлению КДН, где можно получить консультации);
- комплексный центр социального обслуживания молодёжи (информационные листы) г. Мурманска.
Для эффективной профилактической работы необходимо осуществлять тесное, постоянное взаимодействие с субъектами профилактики здорового образа жизни, т.к. только при совместной деятельности эта работа будет эффективной.