Цели:
- дать представление о букваре и кириллице;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию;
- развивать творческое мышление.
Оборудование:
- современный русский алфавит,
- азбуки и буквари разного года издания,
- фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве автор А.П. Конаныхин,
- иллюстрации учебника по теме,
- фонозапись "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков.
Примечание:
- Программа "Школа России",
- учебник "Русская азбука" В.Г. Горецкий.
Ход урока
I. Орг. момент. Постановка темы.
(На доске выставка книг - азбук и букварей)
- Ребята, мы сегодня с вами окунемся в историю и узнаем много нового и интересного.
- Вы когда-нибудь слышали о таких людях как Кирилл и Мефодий? (Рисунок 1)
- А что вы о них знаете?
(Кирилл и Мефодий были братьями. И чтобы общаться на расстоянии они создали славянскую азбуку, т.е. славянский алфавит).
- А как вы думаете, почему Кирилл и Мефодий назвали свою азбуку славянской?
(Потому что раньше был славянский народ).
- Итак, мы с вами будем говорить о Кирилле и Мефодии, узнаем, что же они сделали для народа.
II. Работа по теме урока.
- А теперь давайте посмотрим на наш учебник, вы видите, что у него название "Русская азбука". Как вы думаете, почему азбуку назвали именно русской?
( "Русская азбука" создавалась в наше время, т.е. русским народом)
- А вы знаете, кто создал ваш учебник?
Чтобы узнать это нам нужно открыть 4-ую страницу, и там мы можем прочитать авторов учебника. (В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова).
Итак, чтобы нам более подробно узнать все о Кирилле и Мефодии, об их словенской азбуке, необходимо открыть учебник на стр.214.
- Я сейчас прочитаю вам текст "Первоучители славенские", а вы внимательно послушайте, потом скажите мне, о чем вы узнали из этого текста.
(Учитель читает текст из учебника, в это время звучит музыка "Былинный наигрыш" Н.Римский-Корсаков).
- В тексте встретится такое слово, как РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ
(Выносится слово на доску)
- Знаете ли вы кого называли равноапостальные?
Равноапостальные - это люди, которые равны перед апостолом.
АПОСТОЛ - это ученик Иисуса Христа, несущий людям его учение (определение взято из словаря С.И. Ожегова).
- Ребята, а кто такой Иисус Христос?
ИИСУС ХРИСТОС - это сын божий, который пришел на землю в облике человека, который создал землю и небо.
(Чтение текста учителем).
- Что нового вы узнали из этого текста?
(Кирилл и Мефодий были учениками Господа и Иисуса Христа. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры).
- Теперь прочитайте этот текст шепотом и постарайтесь найти такие предложения, которые можно отнести вот к этой иллюстрации. (Рисунок 2)
III. Физкультминутка (зрительная гимнастика).
IV. Продолжение работы по теме.
- Скажите, кто написал первую учебную книгу?
Чтобы узнать это, нам нужно открыть учебник на стр.216.
- Сейчас я вам прочитаю текст "Первый букварь", а вы послушайте его внимательно.
- В этом тексте встретятся незнакомые вам слова:
- ПЕРВОПЕЧАТНИК
- МОЛИТВА
(Слова выносятся на доску).
- Кто такой первопечатник?
(Это человек, который впервые ввел книгопечатание).
- Что такое молитва?
(Это определенный текст, который читают при обращении к богу и к святым верующие).
(Чтение учителем текста "Первый букварь").
- Что нового вы узнали из этого текста? Кто написал? Когда написал?
- Чем заканчивался первый букварь?
(Молитвами и поучениями).
- Сейчас еще раз прочитаю поучение, а вы скажите, чему оно учит?
(Это поучение учит тому, чтобы "дети слушались своих родителей и тогда будут долго жить на земле").
- Ребята, а как вы думаете, наша азбука отличается от старой, от древней азбуки?
- А чем?
- Конечно, на протяжении многих лет азбука менялась. Например, Лев Николаевич Толстой создал свою азбуку, которая состояла из 35 букв. Если рассмотреть их, то можно увидеть, что некоторые буквы отличаются от наших современных букв.
(На доске выставка книг разного года издания).
- Давайте посмотрим на доску. Здесь стоят книги. Они расположены по возрасту от самых старинных книг до нашего современного учебника. Как вы видите это буквари и азбуки.
(Учитель демонстрирует ученикам книги, листает, показывает иллюстрации).
- Какую информацию они содержат?
- Чем похожи азбука и букварь?
(Они похожи содержанием).
- Правильно, они похожи содержанием, т.е. служат для изучения букв.
V. Физкультминутка.
- Кто из вас знает современный алфавит?
Давайте с вами поиграем в такую игру: сейчас я буду показывать буквы - если покажу букву, обозначающую гласный звук - вы хлопайте в ладоши, если согласный звук - попрыгайте.
VI. Продолжение работы по теме.
(Звучит музыка).
- Давным-давно Кирилл и Мефодий писали на свертках бумаги, и теперь нам необходимо эти свертки прочитать, но они написаны славянскими буквами, нужно соотнести их с нашими русскими буквами. Для этого нам необходимо разделиться на шесть групп.
VII. Работа в группах.
(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.) (Рисунок 3-8).
VIII. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.
(На доске записаны слова)
Иван Федоров
- Что вы о нем узнали?
Кирилл и Мефодий
- Что нового вы узнали о них?
24 мая
- О чем вам "говорит" это число?
- А теперь немного поиграем.
IX. Физкультминутка.
Игра называется "Японская машинка". Вы, наверное, все знаете, что японские вещи очень хорошие и удобные, но если вещи ломаются, то их уже не наладить. Итак, чтобы играть в эту игру необходимо знать движения и алфавит. Что бы не запутаться в алфавите у вас на столах лежат листочки с правильным произношением букв (Приложение 1). А движения вот такие (хлопок в ладоши, хлопок по коленкам, щелчок пальцами). Повторяйте за мной. Машина заведется тогда, когда все будут выполнять правильно эти движения. Теперь на каждый хлопок в ладоши мы по очереди будем называть буквы, в алфавитном порядке. Я начинаю.
X. Рефлексия
- Наш урок завершился. Чему он вас научил? Кто из вас захотел еще больше узнать о нашем алфавите? Спасибо большое за работу на уроке. Вы сегодня молодцы!