Концепция методической службы "Лаборатория педагогических инноваций"

Разделы: Администрирование школы


Актуальность

Апробировав модель гимназического образования (1992-2005 гг.) и создав школьную технологию, составной частью которой является система профильного обучения (2006–2008 гг.), школа более пятнадцати лет предоставляет старшеклассникам возможность реализовать свои индивидуальные запросы в области получения образования, ориентированного на успешную социализацию в развивающемся обществе.

Процесс обновления школьного образования, вовлечение нашего учебного учреждения в экспериментальную работу в рамках приоритетного национального проекта, комплексного проекта модернизации образования потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции системы методической работы с кадрами.

В настоящее время поддержка процессов развития образования – это поддержка развития:

  • профессионализма учителя, осваивающего новые модели обучения и воспитания;
  • школы как учреждения, работающего в новых социально-педагогических обстоятельствах.

Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе методической. В развивающейся школе методическая работа – методическое сопровождение учителя – приобретает ряд особенностей:

  • методическая работа строится на основе сочетания науки и практики;
  • методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике;
  • возможна разработка целевой комплексной программы, включающей все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;
  • сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей;
  • своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.

Это находит свое отражение в методической теме: “Обеспечение адаптации школы к изменениям, происходящим в ходе осуществления модернизации российского образования”, над которой мы работаем второй год.

Новизна

Организационным ядром научно-методической работы в школе с 2006 года является Лаборатория педагогических инноваций, имеющая статус муниципальной образовательной площадки. В сотрудничестве с другими образовательными учреждениями (МОУ Новочановская СОШ, Новосибирский аэрокосмический Аэрокосмический лицей им. Кондратюка) создаются условия для изучения и внедрения педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества и доступности образования.

Деятельность Лаборатории педагогических инноваций строится согласно программам развития, разработанным педагогическими коллективами двух школ на 2007-2010 годы. Реализация программ развития предыдущих лет позволила коллективам школ выполнить программу начального этапа эксперимента и создать благоприятные условия для начала работы над основным этапом.

Результатом первого этапа явилось заключение договора о социальном партнерстве в образовании между МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ в сентябре 2006 года, основополагающая идея которого была: разработать и внедрить новые формы организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми в двух образовательных учреждениях Барабинского района.

На данный момент (ноябрь 2008 г.) решены следующие методические задачи:

  1. Организация совместной деятельности педагогических коллективов участников эксперимента по изучению и внедрению педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс в целях повышения качества и доступности образования.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учителей МОУ СОШ №93 и МОУ Новочановской СОШ.
  3. Распространение результатов эксперимента среди образовательных учреждений Барабинского района.

Для решения этих задач были использованы три вида деятельности методической службы:

  • организационно-методическая деятельность,
  • научно-методическая деятельность,
  • информационно-методическая деятельность.

Это позволило нашим школам и отдельным педагогам быть победителями конкурсов приоритетного национального проекта “Образование”, привлекая дополнительные финансовые средства. В 2007 году обе школы стали победителями конкурса образовательных учреждений, получив по 1 млн. рублей. В 2006–2007 годах один педагог из Новочановской школы и два педагога из МОУ СОШ №93 стали победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации, получив премии по 100 тыс. рублей. В 2007 году директор МОУ СОШ №93 Монастырёва Н.В. стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса “Лучший директор” и была награждена денежной премией 40 тыс. рублей.

Опишем далее каждое направление работы методической службы.

Организационно-методическая деятельность

При выборе модели методической службы в 2006 году и ее дальнейшей корректировке в 2008 году конкретно в нашей школе (не забывая о своих коллегах из Новочановской СОШ) мы исходим из её цели и задач.

Цель: создание системы методических услуг на основании потребностей педагогов в соответствии с современными проблемами подготовки выпускника.

Задачи:

  1. Организация информационного обеспечения педагогов.
  2. Освоение и внедрение новых технологий.
  3. Корректировка учебных планов.
  4. Изучение и внедрение на практике современных способов диагностирования успешности ребенка.
  5. Организация и практическая апробация деятельности психологической службы.
  6. Выявление и предупреждение недостатков, затруднений, перегрузки в работе педагогического коллектива.

Отметим ещё, что структура методической службы определяется общей моделью структуры управляющей системы школы. В условиях постоянного развития и инноваций в школе сложилась модель управления, позволяющая оптимально сочетать принципы демократичности и единоначалия, осуществлять переход к общественно-государственному управлению.

В соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Указами Президента РФ, законом РФ “Об образовании” (ст. 35), другими нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Министерства образования и науки, Уставом школы (раздел 5) формами самоуправления /соуправления являются: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, Совет школы, Попечительский совет, ученическое самоуправление, действующие на основе соответствующих Положений (Дополнения к Уставу от 09.09.2005 г.).

В решении методических задач все большую роль играет Попечительский совет, обеспечивающий:

  • финансирование краткосрочных курсов, выездных семинаров учителей, конкурсов, конференций учащихся,
  • выдвижение на конкурс школы и отдельных учителей в рамках национального проекта “Образование”.

Модель структуры управляющей системы школы
(см. Приложение)

Согласно традициям нашего учреждения директор школы делегирует полномочия руководителя научно-методического совета одному из своих заместителей. Из приведенной выше схемы можно наглядно представить организационную структуру методической службы.

Содержание деятельности научно-методического совета (НМС) включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • работу в районных и школьных творческих группах;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег;
  • распространение опыта работы педагогического коллектива на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

Управленческую деятельность руководителя НМС составляют следующие направления.

1. Планирование научно-методической работы:

  • планирование заседаний научно-методического совета,
  • планирование работы ШМО,
  • планирование работы временных творческих групп.

2. Использование коллективных и индивидуальных форм методической работы: инструктирование, рекомендации, наставничество, индивидуальные методические занятия, руководство самообразованием и др.

3. Анализ результатов всех участников образовательного процесса.

Непосредственную методическую работу осуществляют школьные методические объединения (МО) и кафедра физико-математического образования. Организация работы МО:

  1. Составление планов работы:
  • учебно-организационная работа,
  • изучение и пропаганда передового педагогического опыта,
  • повышение уровня методической подготовки учителей,
  • контроль качества обучения и воспитания.
  1. Обсуждение и утверждение рабочих программ, новых курсов.
  2. Организация подготовки и обсуждения открытых уроков.
  3. Разработка материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
  4. Организация контроля качества проводимых мероприятий.

В школе используются следующие формы работы МО:

  1. Целевые взаимные посещения уроков и проверки тетрадей.
  2. Открытые уроки.
  3. Доклады и сообщения из опыта работы.
  4. Ознакомление с новинками методлитературы.
  5. Организация наставничества.
  6. Организация методической копилки: публикации и т.д.
  7. Отчеты учителей по темам самообразования.

Научно-методическая деятельность
и информационно-методическая деятельность

Эти направления реализуются через педагогический “всеобуч”.

Первое направление педагогического “всеобуча” – проектирование образовательных программ. Учителя должны уметь разрабатывать авторские программы.

  1. Индивидуализированность программ. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы учащихся, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.
  2. Участие в составлении программ. Руководители МО совместно с рядовыми учителями определяют, что должно входить в программу практического обучения.
  3. Персональная ответственность за разработку и координацию программы. Планы программ должны тщательно разрабатываться и выполняться, включая как долговременные, так и промежуточные цели. Руководитель программы обязан следить за ее выполнением.
  4. Разнообразие методов в программе. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы обучения были интересными и творческими.

Результат: с 2005 года в школе апробировано 2 авторские программы элективных курсов в начальной школе, 7 авторских программ предпрофильной подготовки (все прошли экспертизу РМО, 1 программа – лауреат областного конкурса программ психологического сопровождения), 2 авторские программы в 10-11 классах.

Второе направление педагогического “всеобуча” – научно-методическая работа на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска под руководством научно-методического совета.

Организуется теоретико-педагогический и методологический всеобуч педагогического коллектива в форме постоянно действующего научно-методического (проблемно-практического) семинара. Выделены три группы основных задач организации семинара. Первый блок задач: педагоги должны разобраться в сущности ряда основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом использования новых педагогических технологий; подвергать их педагогическому анализу. Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием образовательно-профессиональной ориентации. Задачи третьей группы – это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Такой всеобуч проходит в три организационных этапа. Первый – “Методический калейдоскоп”. В течение года педагогические коллективы наших школ составят представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. Учителя посещают презентационные семинары, мастер-классы, заседания районных и школьных методических объединений, где знакомятся с уже апробированными технологиями и методиками, пробуют включать отдельные элементы в практику урока. К концу этого этапа учителя определяют сферу своих профессиональных интересов, выбирают “образовательный маршрут”, объединяются в группы единомышленников.

Второй этап – обучение. Учителя объединяются по группам обучения выбранной технологии. Ведущие – специалисты по данной теме. Занятия проводятся в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. Занятия чередуются с апробационными уроками. Затем педагоги обобщают свой опыт, участвуют в работе конференций и конкурсов, публикуются в образовательных СМИ. Таким образом, реализуется способность педагогов к педагогическому взаимодействию.

Результат: на педагогических советах в 2006–2007 гг. обобщен опыт учителей химии, биологии, физической культуры, физики, математики. По технологии критического мышления проведен районный семинар учителей начальных классов. Опыт учителей-занковцев в 2008 г. отмечен наградами департамента образования. Только в 2008 году опубликовано 17 статей учителей в сборниках федерального уровня, на ИКТ-порталах (см. Приложение1).

Заключение

Можно привести много позитивных результатов деятельности методической службы нашего учреждения, диагностических материалов и т.д. Но главный из них: школа в целом и каждый учитель в отдельности – активные участники приоритетного национального проекта “Образование”, Комплексного проекта модернизации образования.

Мы открыты для оценки нашей работы внешними экспертами, в том числе, через анализ публичных докладов за два последних года и других материалов, выложенных на школьном сайте www.bar93.narod.ru, действующем с 2001 года.