Урок русского языка в 4-м классе «Обобщение знаний учащихся по теме "Имя существительное"»

Разделы: Начальная школа


Цели: повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное».

Оборудование: игровое поле с секторами, карточки с заданиями, юла со стрелкой-указателем, таблица сравнения прилагательных и существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

Проведем необычный урок в форме игры «Клуб знатоков». Будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний, смекалки, внимания.

Наша задача не только поиграть, но и повторить полученные знания. За каждое правильное выполнение задания команда получает жетон. Победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество жетонов. О чем будем говорить?

III. Загадка.

«Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь»

(Во время игры мы используем игровое поле с секторами, где разложены карточки с заданиями. Стрелка указывает на карточку, выпавшую в каждом раунде игры).

IV. Разминка.

Прежде чем начать игру, необходимо сделать разминку. Это небольшой тест. Я читаю предложение. Если вы согласны с данными утверждениями, записывайте номер предложения на листке. Если нет, то номер предложения не пишите.

Тест.

  1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
  2. Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы кто? что?
  3. Род имен прилагательных зависит от глагола.
  4. Имена прилагательные во мн. ч. по родам не изменяются.
  5. По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

Проверка. Таблица сравнения прилагательных и существительных. (на доске)

VI. Чтение стихотворения.

Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Физминутка на внимание. (Учитель называет словосочетания сущ. с прил. ж.р. – встают, м.р. – хлопают, ср.р. – повернуться, мн.ч. – потопать).

VII. Разгадывание кроссворда. I раунд.

(крутится стрелка)

Каждой команде поочередно задаются вопросы из кроссворда.

  1. Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? (прил.)
  2. Что обозначает имя прилагательное? (признак)
  3. Назовите падежный вопрос прилагательного ж.р. в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. падежах? (какой?)
  4. Назовите вопрос прилагательного мн. числа в И.п. (какие?)
  5. Окончание прилагательных м.р. и ср.р. в Т.п. (-им-)
  6. Окончание прилагательных ж.р. в И.п. (-ая-)
  7. Окончание прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п. (-ого-)
  8. Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в Д.п. (-ему-)

VIII. «Кто больше». II раунд.

Подбор синонимов к данному прилагательному. (карточки)

I команда II команда III команда IV команда
удивительный тощий смешной наглый
быстрый изумительный красивый необычный скорый сказочный невиданный поразительный зелёный желтый худой прямой скорый сухощавый резкий худущий исхудалый веселый отличный скромный прозрачный забавный комичный зеленый белый уморительный аккуратный строгий бесстыдный интересный бойкий бессовестный прозрачный беззастенчивый нахальный отличный добрый

IX. «Кто точнее». III раунд.

Объяснить значение выражений. (карточки)

  • 1 команда – острое слово, прозрачный намек, стальной характер, круглая дата.
  • 2 команда – острый взгляд, сладкая речь, живая беседа, круглый сирота.
  • 3 команда – черная зависть, золотое сердце, ледяной взгляд, круглый год.
  • 4 команда – светлая память, золотые руки, круглая сумма, мягкий характер.

Музыкальная пауза.

X. «Угадай сказочного героя» IV раунд.

(Каждая команда получает карточки с записанными словосочетаниями. Вставить пропущенные окончания (указать род, число, падеж прил.) назвать сказочного героя).

1 команда –

  • на стар__ болоте (П.п., ср.р., ед.ч.)
  • в лягушачь__ коже (ж.р., П.п., ед.ч.)
  • мудр__ советом (м.р., Т.п., ед.ч.)
  • в прекрасн__ царевну (ж.р., В.п., ед.ч.)

2 команда –

  • хрустальн__ туфельку (ж.р., В.п., ед.ч.)
  • на сказочн__ балу (м.р., П.п., ед.ч.)
  • у королевск__ дворца (м.р., Р.п., ед.ч.)
  • от добр__ феи (ж.р., Р.п., ед.ч.)

3 команда –

  • отважн__ девочка (ед.ч., И.п., ж.р.)
  • трудн__ путем (ед.ч., Т.п., м.р.)
  • с добр__ другом (ед.ч., Т.п., м.р.)
  • к снежн__ королеве (ж.р., Д.п., ед.ч.)

4 команда –

  • удивительн__ чудо (ср.р., И.п., ед.ч.)
  • для верн__ друга (м.р., Р.п., ед.ч.)
  • в стар__ бутылке (ж.р., П.п., ед.ч.)
  • с длинн__ бородой (ж.р., Т.п., ед.ч.)
  1. Царевна-лягушка.
  2. Золушка.
  3. Герда.
  4. Старик Хоттабыч.

XI. «Конкурс грамотеев».

Команды получают карточки с текстами. Вставить пропущенные буквы, найти имена прилагательные, указать падеж, объяснить вставленные орфограммы.

  • 1 команда. Кто из нас не з_мирал в л_сном полумрак_, почувствовав прикосновение еловой лапы к щ_ке. Кто не сл_дил за солнеч_ным свет_м на узорч_том папоротник_?
  • 2 команда. Корявые к_готки елового сушн_ка кажутся лапами страшного ч_довища. Красные колпач_ки мухоморов представляются в_сёлым хороводом гномов.
  • 3 команда. Все это в л_сной ч_ще предсказывает - ска_ка здесь, она рядом. Она всегда на границе природы и людского ж_лья. Горный король и тролли рождены т_инственным сумраком северных гор.
  • 4 команда. Русалки по_вились из солнеч_ного света и с_лёных брызг. Из с_сновой мглы родилась вдруг Баба – Яга, а снежного хруста красноносый Дед Моро_.

XII. Вопросы-шутки.

  1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного)
  2. В какой печи не испечь калачи? (в доменной)
  3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъёмного)

XIII Итог урока. Определение команды-победительницы.

  1. Что понравилось на уроке?
  2. Награждение команд.