Цели: повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное».
Оборудование: игровое поле с секторами, карточки с заданиями, юла со стрелкой-указателем, таблица сравнения прилагательных и существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Проведем необычный урок в форме игры «Клуб знатоков». Будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний, смекалки, внимания.
Наша задача не только поиграть, но и повторить полученные знания. За каждое правильное выполнение задания команда получает жетон. Победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество жетонов. О чем будем говорить?
III. Загадка.
«Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь»
(Во время игры мы используем игровое поле с секторами, где разложены карточки с заданиями. Стрелка указывает на карточку, выпавшую в каждом раунде игры).
IV. Разминка.
Прежде чем начать игру, необходимо сделать разминку. Это небольшой тест. Я читаю предложение. Если вы согласны с данными утверждениями, записывайте номер предложения на листке. Если нет, то номер предложения не пишите.
Тест.
- Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
- Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы кто? что?
- Род имен прилагательных зависит от глагола.
- Имена прилагательные во мн. ч. по родам не изменяются.
- По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.
Проверка. Таблица сравнения прилагательных и существительных. (на доске)
VI. Чтение стихотворения.
Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Физминутка на внимание. (Учитель называет словосочетания сущ. с прил. ж.р. – встают, м.р. – хлопают, ср.р. – повернуться, мн.ч. – потопать).
VII. Разгадывание кроссворда. I раунд.
(крутится стрелка)
Каждой команде поочередно задаются вопросы из кроссворда.
- Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? (прил.)
- Что обозначает имя прилагательное? (признак)
- Назовите падежный вопрос прилагательного ж.р. в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. падежах? (какой?)
- Назовите вопрос прилагательного мн. числа в И.п. (какие?)
- Окончание прилагательных м.р. и ср.р. в Т.п. (-им-)
- Окончание прилагательных ж.р. в И.п. (-ая-)
- Окончание прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п. (-ого-)
- Окончания прилагательных м.р. и ср.р. в Д.п. (-ему-)
VIII. «Кто больше». II раунд.
Подбор синонимов к данному прилагательному. (карточки)
I команда | II команда | III команда | IV команда |
удивительный | тощий | смешной | наглый |
быстрый изумительный красивый необычный скорый сказочный невиданный поразительный зелёный желтый | худой прямой скорый сухощавый резкий худущий исхудалый веселый отличный | скромный прозрачный забавный комичный зеленый белый уморительный аккуратный строгий | бесстыдный интересный бойкий бессовестный прозрачный беззастенчивый нахальный отличный добрый |
IX. «Кто точнее». III раунд.
Объяснить значение выражений. (карточки)
- 1 команда – острое слово, прозрачный намек, стальной характер, круглая дата.
- 2 команда – острый взгляд, сладкая речь, живая беседа, круглый сирота.
- 3 команда – черная зависть, золотое сердце, ледяной взгляд, круглый год.
- 4 команда – светлая память, золотые руки, круглая сумма, мягкий характер.
Музыкальная пауза.
X. «Угадай сказочного героя» IV раунд.
(Каждая команда получает карточки с записанными словосочетаниями. Вставить пропущенные окончания (указать род, число, падеж прил.) назвать сказочного героя).
1 команда –
- на стар__ болоте (П.п., ср.р., ед.ч.)
- в лягушачь__ коже (ж.р., П.п., ед.ч.)
- мудр__ советом (м.р., Т.п., ед.ч.)
- в прекрасн__ царевну (ж.р., В.п., ед.ч.)
2 команда –
- хрустальн__ туфельку (ж.р., В.п., ед.ч.)
- на сказочн__ балу (м.р., П.п., ед.ч.)
- у королевск__ дворца (м.р., Р.п., ед.ч.)
- от добр__ феи (ж.р., Р.п., ед.ч.)
3 команда –
- отважн__ девочка (ед.ч., И.п., ж.р.)
- трудн__ путем (ед.ч., Т.п., м.р.)
- с добр__ другом (ед.ч., Т.п., м.р.)
- к снежн__ королеве (ж.р., Д.п., ед.ч.)
4 команда –
- удивительн__ чудо (ср.р., И.п., ед.ч.)
- для верн__ друга (м.р., Р.п., ед.ч.)
- в стар__ бутылке (ж.р., П.п., ед.ч.)
- с длинн__ бородой (ж.р., Т.п., ед.ч.)
- Царевна-лягушка.
- Золушка.
- Герда.
- Старик Хоттабыч.
XI. «Конкурс грамотеев».
Команды получают карточки с текстами. Вставить пропущенные буквы, найти имена прилагательные, указать падеж, объяснить вставленные орфограммы.
- 1 команда. Кто из нас не з_мирал в л_сном полумрак_, почувствовав прикосновение еловой лапы к щ_ке. Кто не сл_дил за солнеч_ным свет_м на узорч_том папоротник_?
- 2 команда. Корявые к_готки елового сушн_ка кажутся лапами страшного ч_довища. Красные колпач_ки мухоморов представляются в_сёлым хороводом гномов.
- 3 команда. Все это в л_сной ч_ще предсказывает - ска_ка здесь, она рядом. Она всегда на границе природы и людского ж_лья. Горный король и тролли рождены т_инственным сумраком северных гор.
- 4 команда. Русалки по_вились из солнеч_ного света и с_лёных брызг. Из с_сновой мглы родилась вдруг Баба – Яга, а снежного хруста красноносый Дед Моро_.
XII. Вопросы-шутки.
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного)
- В какой печи не испечь калачи? (в доменной)
- Из какого крана нельзя напиться? (из подъёмного)
XIII Итог урока. Определение команды-победительницы.
- Что понравилось на уроке?
- Награждение команд.