Урок по предмету "Кубановедение" на тему "Флаг, герб, гимн Краснодарского края"

Разделы: Начальная школа


УМК: Кубановедение. Программа курса для 1-11 классов Общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, 2005 г., 2 класс, раздел «Человек и общество».

Цель урока:

  1. Познакомить с государственной символикой Краснодарского края.
  2. Развивать внимание, память, познавательный интерес, наблюдательность.
  3. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам края – флагу, гербу, гимну; воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и любовь к ней.

Задачи:

  1. Опираясь на знания детей, вспомнить понятие «символ» и привести примеры.
  2. Продолжить работу с картой. Иметь чёткое представление нахождение объектов.
  3. Подвести к выводу: Флаг, герб, гимн – это символы государства. Они требуют к себе особого внимания.

Оборудование:

  • заготовки флажков с разметкой для раскрашивания,
  • карандаши,
  • аудиозапись песни «Вместе весело шагать по просторам» для физкультминутки,
  • учебник,
  • таблички со словами «пернач», «бунчук», «штандарт», «геральдика».
  • аудиозапись гимна Краснодарского края.

Ход урока

1. Этап мотивации.

Настрой на урок:

Прозвенел сейчас звонок –
Начинаем наш урок.
Любознательные дети
Обо всём хотят узнать на свете.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с символами Краснодарского края: гимном, гербом, флагом. Для этого мы отправимся в путешествие по родному краю. Не выходя из класса, побываем на разных станциях.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы прибываем на станцию «Символическая» (Слайд 1)

В своей жизни мы постоянно встречаемся с символами. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающее особый смысл.

Проходя мимо здания, на котором изображён красный крест (слайд 2), мы сразу понимаем, что это больница (щелчок). А этот символ говорит нам о том, что близко аэропорт (щелчок). На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный (щелчок), это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это символы (щелчок). Свои собственные символы могут иметь и различные организации, учебные заведения, спортивные общества. Какие ещё символы вы знаете?

Официальными государственными символами, обозначающими независимость государства являются флаг, герб, гимн.

Давайте вспомним, что вы уже знаете об этих символах и выполним задание: соедините стрелками название государственного символа и его определение. (Слайд 3)

(Фронтальная работа.)

  • (щелчок) подбор символа к понятию флаг;
  • (щелчок) подбор символа к понятию герб;
  • (щелчок) подбор символа к понятию гимн;
  • (щелчок) проверка выполненного задания.

Какое слово оказалось лишним? (щелчок) Столица.

Вы хорошо справились с заданием. А это значит, что вы умеете соотносить символ с его понятием. (Поощряет тех учащихся, кто активно работал).

Мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Наша Кубань». (Слайд 4).

Россия – это страна, в которой мы живём. Россию ещё называют «наше Отечество» или «матушка Россия». Отечеством мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь жили наши отцы и деды. А Матушка – потому, что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку, и как мать, защищает и бережёт нас.

Но у всех нас есть ещё малая Родина – это территория, та часть России, на которой мы с вами проживаем – Краснодарский край или наша Кубань.

Игра «Проверь себя» (коллективная работа). (Слайд 5 – задание, щелчок – проверка выполненного задания).

Молодцы, ребята! О красоте природы нашей малой родины сложены песни, стихи. (На фоне слайдов 6, 7, 8 учитель читает стихотворение В. Гончарова):

Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая,
У клуба парнишек
И девушек стая.
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как Землю
Ворочают плугом,
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают…
…Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски…
…Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!

(Работа с картой края):

– Покажите на карте территорию Краснодарского края. (Слайд 9). А теперь – главный город края. Кто покажет на карте нашу станицу Новолеушковскую?

3. Введение новых знаний.

И у России, и у нашего края есть государственные символы: флаг, герб, гимн. Чтобы подробнее познакомиться с ними, мы продолжаем наше путешествие и прибываем на станцию «Флаг Краснодарского края». (Слайд 10).

Флаг является отличительным знаком, символом государства. Наличие флага указывает на независимость, самостоятельность. Флаг поднимается постоянно на зданиях, где проводятся заседания правительства края. А где и когда мы можем ещё увидеть флаги?

Флаг нашего края представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос. (Слайд 11). Средняя полоса по ширине в два раза шире крайних. На данном уроке мы рассмотрим сочетание синего, малинового и зелёного цвета по географическому положению края.

Что обозначает синий цвет вам подскажут мои загадки. Доскажи словечко:

Посмотри: до горизонта
Всё вода, вода, вода.
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер
На его просторе,
И поднялись волны,
И проснулось…(море)

С гор бежала без оглядки,
С ручейком играла в прятки,
Широка и глубока –
Это быстрая….(река)

Какое богатство края обозначают слова – отгадки: море, река? (Водное богатство) (Слайд 12)

(Фронтальная работа):

С запада Краснодарский край омывается морями, а по территории протекает множество рек. Какая река края главная? Покажите на карте. (Кубань)

Итак, что обозначает верхняя синяя полоса флага Краснодарского края?

Верхняя синяя полоса флага означает водное богатство края, его моря и реки. (Щелчок)

Послушайте загадку:
Все представим эту даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит,
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей –
Кубанская… (равнина) (Слайд 13)

А равнина, ребята, это степи и луга с душистыми травами, это поля с золотыми нивами, это сады с богатым урожаем. Всё это и есть природное богатство, оно обозначено на флаге зелёным цветом. (Щелчок)

Но главное богатство Кубани – это её народ. (Слайд 14) Народ – труженик. Творец своего будущего. Это самая широкая полоса у флага и обозначена она малиновым цветом. (Щелчок)

Закрепление полученных знаний:

– Что означает зелёная полоса флага?

(Степи, луга, поля, леса, сады – природное богатство края.)

– Что символизирует широкая малиновая полоса флага?

(Это наш народ, казачество.)

Молодцы, ребята.

(Индивидуальная работа):

Я приготовила для вас интересное задание. Подберите правильно цвета и раскрасьте свои флажки. Напоминаю, что раскрашивать надо аккуратно!

(Дети раскрашивают флажки. Кто справляется первым, поднимает флажок вверх).

(Учитель проверяет работу, поощряет детей.)

Физкультминутка

Ребята, возьмите в руки свои флажки. Сейчас мы дружно отправимся по просторам нашей малой родины. (Под музыкальное сопровождение песни «Вместе весело шагать по просторам») дети шагают, размахивают флажками.

Историческая справка. В центре флага на малиновой полосе расположен герб Краснодарского края. Подробнее о гербе мы узнаем на следующей станции. (Слайд 15).

Перед вами – герб Краснодарского края. (Слайд 16).

(Работа с учебником):

На этой станции нам помогут учебники. Откройте страницу 5. Внимательно следите за моим рассказом, чтобы вы смогли выполнить задание.

Центральное место герба занимает зелёный щит. В нижней его части изображена золотая крепость с двумя круглыми башнями, с открытыми воротами. Эти символы говорят о военных заслугах казачества в охране российских границ.

Над башней – золотой пернач (щелчок) между двух серебряных бунчуков (щелчок) с золотыми остриями на золотых древках. Эта казачья атрибутика символизировала власть и достоинство.

В верхней части щита – чёрный орёл – символ российского государства. Щит увенчан царской короной и украшен золотыми дубовыми листьями, которые обозначали доблесть и мужество казаков. За щитом накрест положены четыре знамени с золотой бахромой, которые были символами российской державы. Они были пожалованы нашим предкам за мужество и верную службу.

Завершается кубанский герб над короной штандартом (щелчок) с золотым вензелем «РФ» (щелчок), который означал, что наш край входит в состав Российской Федерации. А штандарт венчает российский двуглавый орёл. Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика (щелчок).

(Работа в парах):

Ребята! Ещё раз внимательно рассмотрите изображение герба и выполните задание: перед вами – конверты, в них – мозаика (разрезанное на кусочки изображение герба).

Сложите мозаику.

(Учитель проверяет выполненное задание, поощряет детей.)

Обобщение изученного:

– Покажите на изображении герба где золотая крепость, пернач, бунчук?

– Какая наука объясняет расположение и цвет символов на гербе?

(Геральдика.)

– Молодцы. А мы приближаемся к конечной станции. Она называется «Гимн Краснодарского края» (Слайд 17).

(Коллективная работа):

Я хочу, чтобы вы мне помогли. Вам нужно закончить предложения:

– Гимн – это торжественная………… (песня)

– Гимн исполняется в случаях, когда……….(открываются торжественные собрания, школьные линейки 1 сентября и 25 мая, 9 мая на митинге в День Победы и т.д.)

– Когда люди слушают гимн, они должны обязательно……….(встать). А ещё раньше, слушая гимн, казаки на последней фразе низко кланялись.

– А мужчины должны………..(снять головные уборы).

Историческая справка.

Гимн появился в 1915 году. Священник Константин Образцов написал песню – исповедь, которую посвятил казакам в память их боевой славы.

Сейчас мы прослушаем гимн Краснодарского края, соблюдая ритуал.

(щелчок) (Дети, учитель стоя слушают гимн.)

4. Проверка знаний.

Выберите символы Краснодарского края.

Назовите их номера. (Слайд 18)

(Дети выбирают символы, называют номера.)

Проверка (Щелчок)

5. Итог урока:

Учитель: Ребята, запомните эти символы. Это символы нашей Родины. Мы должны ими гордиться.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что вам больше понравилось на уроке?

Поделитесь своими впечатлениями. Кто может похвалить себя? За что?

Расскажите.

Кто доволен собой? Поставьте свои флажки на столик у доски. Кто считает, что работал недостаточно хорошо, оставьте флажки на своих рабочих столах.

7. Домашнее задание:

Как вы считаете, какие знания вам необходимо закрепить дома? Выполните задание в рабочей тетради на с.5

(Учитель отмечает учащихся, которые в течение урока активно работали.)

Я очень рада, что вам было интересно на уроке, и говорю вам спасибо за хорошую работу.

Структура урока:

  1. Этап мотивации.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Введение новых знаний.
  4. Проверка знаний.
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  7. Домашнее задание.

Место (роль) мультимедийной разработки в учебном занятии

  • Презентация проводится по ходу изучения всей темы урока и помогает систематизировать теоретические знания в игровой форме.
  • Мультимедийная разработка помогает детям определиться со структурой учебной деятельности именно для данного урока. Она включается в урок на разных этапах, начиная с актуализации и на всех последующих. Каждому этапу соответствует свой слайд с заданием и проверкой.
  • Мультимедийное сопровождение прослеживается на этапах самостоятельной работы с эталоном проверки, что способствует активному вниманию и повышению качества обучения.
  • Мультимедийное сопровождение позволяет проводить закрепление материала в форме тестирования и словесного обобщения.

Пояснение и комментарии к использованию мультимедийной разработки (Приложение 1):

Представленная работа может использоваться для проведения уроков кубановедения по программе «Кубановедение» во 2-4 классах при изучении раздела «Человек и общество».

Урок построен в форме путешествия, что способствует повышению познавательного интереса учащихся.

На этапах урока представлены задания для коллективной и индивидуальной работы, а также работы в парах. Выводы и обобщения показаны в виде тестов и интеграции с предметами: кубановедение – изобразительное искусство; кубановедение – технология.

Смена слайдов производится по щелчку, выделены задания для учащихся, предлагаются правильные ответы на задания и тесты.

Поскольку данная тема вызывает затруднение при изучении, в ходе урока идёт приведение новых знаний и одновременное закрепление данных символов.

Используемая литература 

  1. Кубановедение 3- 4 класс. М. В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич ОИПЦ «Перспективы образования», 2007.
  2. И.П.Лотышев «Путешествие по родному краю», ОИПЦ «Перспективы образования», 1999.
  3. www.admKrai.Kuban.ru
  4. www.vgarchine.narod.ru

Необходимые ресурсы и материалы:

  1. Программа Microsoft PowerPoint 2003.
  2. Операционная система. Windows XP.