Развитие мышления младших школьников при изучении темы "Состав слова. Словообразование"

Разделы: Начальная школа


В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.

Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.

Интересен и заслуживает большого внимания опыт Галины Александровны Бакулиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, старшего научного сотрудника Вятского государственного педагогического университета. В соответствии с данной методикой школьник в учебном процессе выступает параллельно в двух ролях: с одной стороны, он- активный ученик, овладевающий программным материалом, с другой стороны ему передается часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалом, в формулировке выводов. Оригинальные задания- нетрадиционные по содержанию, поисковые по характеру, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы с понятиями и терминами позволяют не только формировать лингвистические знания, умения, навыки, удерживать внимание каждого ребенка на протяжении всего урока и воспитывать интерес к урокам русского языка, но и дают широкие возможности для развития и совершенствования ряда интеллектуальных качеств, среди которых можно особо выделить логическое мышление. Школьники овладевают различными мыслительными операциями: учатся сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие, строить умозаключения (приложение 1).

Валентина Ивановна Полтева-Лазарис, автор методики изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления считает, что изучение словообразования, включающее знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами в индивидуальном порядке- с каждым корнем и его разновидностями (морфами), суффиксом, приставкой отдельно, изучение фонемо-буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании, целенаправленная плановая работа по созданию банка морфем полностью снимает проблему обучения школьников правописанию, развивая при этом мышление.

Необходимо отметить, что предложенная В.И. Полтевой-Лазарис методика не требует каких-либо дополнительных затрат, ее можно использовать, ведя обучение по любой программе. Тема урока (по учебнику) остается на уроке главной, а тема по словообразованию подчеркивает ее в дидактическом материале .

В практике учителей школы создана следующая система работы по созданию «банка морфем».

  1. Введение морфем в память. Каждая морфема представляется индивидуально, образно с установкой «Запомни!». Лексическое значение морфемы выявляется на ярких примерах: в сказке, стихотворении, пословицы, загадке, рассказе, исторической справке, этимологическом анализе. В книгах В.И. Полтевой- Лазарис предложены примеры таких сказок о корнях, суффиксах, приставках, приведены стихотворения и загадки. Устный рассказ учителя сопровождается демонстрацией «портрета морфемы» - красочно оформленной карточки- корня ( автор предлагает для написания использовать красный цвет), карточки- суффикса (черные), карточки- приставки (синий), карточки- окончания (зеленый). Необходимо ярко оформить карточки-морфемы: например, можно написать корень, а вверху или сбоку сделать рисунок, помогающий раскрыть и запомнить лексическое значение морфемы (приложение 2).
  2. Выделение морфемы в словоформах.Это очень важный этап, так как учащиеся начальных классов без достаточных упражнений знакомый корень или суффикс в словоформах выделить не могут. Задания, предлагаемые на данном этапе, имеют две цели: закрепить навык узнавания нужной морфемы не только в начальной, но и во всех формах и подготовить детей к практике словоизменений.
  3. Выделение морфем в производных словах (в виде загадок, вопросов) – работа по моделям с использованием подвижных карточек
  4. Упражнения по словообразованию.Словообразовательный анализ определяет отношения между словами, из которых оно может быть истолковано через другое: второе мотивирует первое (водный от вод-а с помощью суффикса –н-). На данном этапе ведется активная работа со школьным словообразовательным и этимологическим словарями. Чем больше в памяти морфем, тем быстрее и правильнее будет произведен словообразовательный анализ (приложение 3).
  5. Включение изученных морфем в систему попутного повторения.

Учитель определяет с какими морфемами он будет работать в течение недели и при планировании уроков старается включить их в задания , а именно в :

  • предупредительные диктанты;
  • предупрежденные (термин автора системы) диктанты, изложения;
  • систему словообразовательных упражнений (приложение 4).

Изучив опыт работы Бакулиной Г.А., Полтевой-Лазарис В.И и проверив его на практике, мы убедились в том, что предложенные упражнения дают учителю возможность развивать интеллектуальные возможности учащихся . Кроме того, новый лингвистический материал , который лежит в основе упражнений, развивает интерес к языку, углубляет языковую интуицию.